Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

Маргарита Борисовна Ушакова

Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работы  среди школьников. Мы рассказали о профориентационной работе в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_raboty_ushakova_mb_titova_ea.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы

Авторы: Титова Елена Алексеевна, учитель биологии и химии,

Ушакова Маргарита Борисовна, учитель математики и физики

МБОУ СОШ № 11 нп Раякоски

Печенгский район, Мурманская область

1) Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников.

2) Наша школа находится в небольшом поселке энергетиков Раякоски, расположенном на стыке трех государственных границ, на берегу  реки Паз. Основное предприятие является КАСКАД  Пазских  гидроэлектростанций. Особенностью поселка является значительная удаленность от других населенных пунктов, что затрудняет сотрудничество в области профориентации с предприятиями района.

3) Задачи  профориентационной работы в нашей школе  реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

4) Любой предмет учебного плана дает возможность учителю-предметнику:

  • способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников с помощью разнообразных методов и средств: проектная  деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения
  • обеспечить профориентационную направленность уроков, формировать у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки
  • проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся

5) Школьный курс физики играет немаловажную роль для создания условий сознательного выбора профессии, задавая политехническую направленность обучения. Для ознакомления учащихся с техникой, различными профессиями, производством при составлении плана урока тщательно отбираю дополнительный материал. Пример на слайде.

6) Формы и методы приобщения школьников к профессиям, применяемые при изучении физики, могут быть различными. Это можно делать, например, путем решения задач с практическим содержанием, работы с учебником и др. Примеры на слайде.

7) Следующая форма работы по профориентации – работа с учебником. Используя свои знания, учащиеся должны уметь объяснять принципы действия технических устройств.  Примеры  на слайде.

8) Творческие и экспериментальные задания так же способствуют приобщению учащихся к предметам  различной  профессиональной деятельности.

9) Главной  целью таких заданий является развитие интереса к учебно-исследовательской деятельности, формирование у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

10) Возможности урока по организации профориентации школьников ограничены временем, программой, др. факторами, поэтому основную работу по этому направлению проводим через внеурочную и внешкольную деятельность.

Это даёт возможность вовлечения всех  учащихся  с 1 по 11 класс. Мы считаем, что подготовка к выбору профессии должна начинаться не в старших классах, а гораздо раньше. Уже  к 5-му классу ребёнок начинает задумываться о том, зачем он учится, стремится самореализовываться, и наша задача – помочь тому, чтобы этот процесс проходил в том числе и в виде стремления к определённой деятельности, к определённой профессии.

В этой работе широко используем  пассивные формы.

11) Но наиболее  действенными являются  активные формы. Они  достаточно традиционны и всем  известны, поэтому  мне хотелось бы рассказать только о тех, которые являются изюминкой нашей школы.

12) Одной их самых интересных активных форм профориентации у нас   является ежегодная викторина для учащихся 1-11 классов «Хочу быть гидроэнергетиком».

Это не викторина в обычном смысле этого слова, а трехмесячный марафон.

  • Заранее составляются вопросы  мной и работниками КАСКАДа, причем, вопросы дифференцированные  для старшеклассников и малышей. Ответы ребята готовят с помощью учебников, справочников, интернета, привлекают родителей, знакомых, соседей, бывших учеников нашей школы,  работающих на электростанции.
  • Объявляется конкурс рисунков и поделок.
  • Учащиеся всех классов пишут сочинения о профессии своих родителей, готовят презентации. Большую помощь оказывают  родители. Они подробно рассказывают детям  о своей профессии, делают фотографии  на рабочих местах. Ребята узнают о карьерном росте родителей, понимают, зачем родители продолжают учебу.

13)Следующий этап этого марафона - проведение экскурсий. Ребята посещают  слесарные мастерские, гидроцех,  химлабораторию, котельную - где ребята узнают как обогреваются здания поселка,  насосную – где рассказывают, как поступает вода в дома и как обеспечивается её чистота, трансформаторную подстанцию – где рассказывают, как распределяется энергия по потребностям, гараж- где можно посмотреть и потрогать машины разного назначения.

Самыми интересными являются экскурсии на электростанцию. Сопровождающий нас специалист показывает оборудование станции, рассказывает о нем, и подробно отвечает на все вопросы учащихся. Нас приглашают на экскурсии и во время ремонтных работ, чтобы ребята смогли заглянуть «в самое сердце» станции- внутрь турбины.

  • Заключительный этап марафона проведение самой викторины, приуроченной ко Дню энергетика.

Гостями и членами жюри являются родители учащихся, работники  и администрация КАСКАДа. Ребята представляют на суд зрителей свои работы.

А затем участвуют в личном первенстве, отвечая на вопросы викторины.

Победители получают призы от администрации ГЭС.

14) Как отмечалось уже в начале выступления, из-за удаленности поселка сотрудничество с другими  предприятиями района практически невозможно, поэтому в практике нашей  работы есть такая форма как дистанционное участие в профориентационном марафоне «Никелька», проводимом  «ГМК «Норильский никель». Каждый год марафон проходит по определенной теме. В этом году тема марафона «Энергетика».

Марафон состоит из трех дистанций:

15) Познавательная - на этой дистанции участники проходят курс интерактивного обучения, представленного в виде компьютерной игры «Энергетика», состоящей из трех уровней: Энергосистема; Производство энергии; Передача энергии.
При успешном прохождении дистанции участники становятся членами клуба «Профнавигатор», формируя в дальнейшем команду школы.

Командная дистанция - представляет собой командное соревнование «Кто? Зачем? Почему?» между школами. Команды должны выполнить следующие задания:

  • подготовить визитную карточку.

  • составить один вопрос для корпоративной викторины.
  • ответить на вопросы викторины. Затем каждому участнику предлагается придумать решение ситуации, которая может возникнуть у представителя профессии, выбранной в качестве темы Марафона, в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.
  • разработать и представить презентацию профориентационного проекта для своей школы.

Практическая дистанция  - предусматривает участие  школ и членов Клуба «Профнавигатор» в мероприятиях региональной накопительной бонусной программы.

Созданная в школе  система   профориентационной  работы успешно функционирует. За последние 7 лет 50% выпускников выбрали профессию, связанную с энергетикой, 100% выпускников поступили в ВУЗы, из них 80%  успешно закончили  учебу, не меняя выбранную профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...

Статья "Работа классного руководителя в условиях сельской школы"

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности....

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...

Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы №22

Профориентационная работа в коррекционной школе имеет свою специфику, которая связана с ограничением физических и психических возможностей учащихся, а также их социально-педагогической запущенностью. ...

Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...

Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...