Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"
статья

Холодова Елена Анатольевна

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников с ОВЗ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности.  Поэтому профориентационная работа с детьми с ОВЗ  должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

          Работа по профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната  с ОВЗ играет ведущую роль во  всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Активные формы профориентационной работы в условиях школы  для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого человека.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их успешной социализации и полноценной  жизни в обществе. Исходя из этого, перед школой стоит задача - подготовить обучающихся к профессиональной деятельности.

В школе с ОВЗ подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно - воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. В школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом своих способностей и потребности общества. Коррекционное учреждение  нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения в школе с ОВЗ. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд. Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества. Выпускники специальной школы с ОВЗ не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им  самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества. Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в школе с ОВЗ должна осуществляться с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

  1. Уроки по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)
  2. Уроки по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)

В рамках исполнения Государственной программы Республики Мордовия  «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 – 2025 годы наша школа  включена в программу  по реализации мероприятий  Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными особенностями здоровья в Республике Мордовия.

        В рамках данных мероприятий фондом поддержки детей  находящихся в трудной жизненной ситуации в школу  было поставлено новое оборудование и пополнены учебно-производственные мастерские для реализации программы предпрофессиональной подготовки «Швейное дело» и «Столярное дело».

        В 2019 г. году наша школа является участником федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

   Реализует мероприятия "По поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья" - "Доброшкола".

     Создана новая мастерская для реализации предметной области "Поварское дело", поставлен новый инвентарь в кабинет сельскохозяйственного труда.

     Разработана  дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа  предпрофессионального обучения «Поварское дело».

Также основными направлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

На протяжении нескольких лет учителями трудового обучения проводится Неделя Мастеров и Мастериц.

Задачи:

  • Развитие у обучающихся интереса к изучаемому предмету – трудовое обучение.
  • Систематизация и расширение знаний обучающихся о профессиях.
  • Выявление мотива выбора профессии и индивидуальных наклонностей к          профессиям, профили которых существуют в школе.
  • Развитие интереса к труду и рабочим профессиям.
  • Передача преемственности младшим школьникам от старших,  адаптация к новым условиям, оптимизировать процесс трудового обучения, поможет сделать школьнику правильный выбор трудового профиля, найти свое место в жизни.  
  • Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения.

Были проведены общешкольные мероприятия такие, как «Наши умения-вашему настроению», «Трудовой турнир», «Бал у Царя Гороха», «Путешествия в страну Мастеров и Мастериц».

  Ежегодно оформляется тематический стенд,  с  заданиями в виде ребусов, загадок, пословиц и поговорок. С помощью этих занимательных заданий обучающиеся  расширяют  представление о профессиях швея, столяр,  материалах, инструментах, используемых в работе.

   Проводятся мастер – классы, посещение городского дома творчества, выставок декоративно – прикладного творчества в городском музее.

   Важное условием  в подготовке перехода младших классов в основную школу по трудовому обучению является  преемственность в работе учителя начальных классов и учителей трудового обучения. Такое взаимодействие помогает создать условия для формирования у обучающихся начальных профессиональных умений и навыков, становления профессионального сознания, положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе.

формы сотрудничества:

  • ознакомительные экскурсии;
  • практические экскурсии;
  • мастер-классы;
  • серии совместных уроков.

Так, например, для младших классов организовывались  экскурсий в школьные мастерские. Младшие школьники познакомились с продукцией, которую изготавливают старшие школьники, с оборудованием в мастерских. (Так, например, старшая  девочка показывает свой стол, машинку, рабочую коробку и вещь, которую она шьёт). Большой восторг у младших детей вызывают работы на выставке в мастерских, сделанные старшими учениками.

В фойе общежития организовывалась выставка работ обучающихся, которые посещают уроки швейного и столярного дела. Младшие школьники познакомились с продукцией (сорочки ночные, пижамы, постельное бельё, шорты), которую изготавливают старшие школьники на уроках труда и поделки.

С целью обмена и обогащением опыта и мастерства, наша школа активно принимает участие в различных выставках, так, например, ежегодно в июне проходит выставка декоративно – прикладного творчества на день  рождения города Инсара, также в августе успешно школа учавствует  в выставке на День Инсарского Района, в октябре 2018 г. наша школа с выставкой предстала перед множеством гостей в Музыкальном театре им. И. Яушева на День Учителя.

   Обучающиеся под руководством учителя столярного дела Петрова С.И. каждый год в начале зимы успешно принимают участие в конкурсе «Птичий дом», которое организовывает госсобрание РМ и «Известия Мордовии». Конкурс привязан  ко Всемирному дню птиц. Результаты конкурса всегда увенчаются успехом.

    Также активное участие обучающиеся принимают под руководством своих педагогов в конкурсах декоративно – прикладного творчества сети Интернет: Всероссийский центр развития творчества «Жар Птица»,  «Таланты России», «Вундеркинд», где занимают призовые места.

   Представленные на выставке работы являются большей частью заслугой учителей, сумевших пробудить творческий интерес к трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Выставки работ проводятся с целью повышения престижности профильного обучения и успешной социальной адаптации обучающихся

Большое внимание уделялось педагогами результативности проведения практического повторения и его направленности на изготовление изделий производительного характера. Учащимися много сделано для школы: пошив постельного белья, покрывал, нательного белья, различных швейных изделий, изготовление костюмов для выступления, ремонт мебели, изготовление необходимого инвентаря для школы.

Организуя производительный труд  детей, формируется личность ребенка, его жизненная компетентность. Нужно помнить, что наш ученик будет членом общества, следовательно, его значение в обществе будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в   общественном труде, насколько он приготовлен к этому.

Таким образом, только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников с ОВЗ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности.  Поэтому профориентационная работа с детьми с ОВЗ  должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

          Работа по профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната  с ОВЗ играет ведущую роль во  всей системе образования данной категории детей. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников и поможет им успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен школы-интерната .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы профориентационной работы в условиях коррекционной школе

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы...

Особенности профориентационной работы в условиях современного образования

Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися....

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...

Активные формы профориентационной работы в условиях сельской школы

Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ...

Статья "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...

Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"

Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся....

Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.

Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...