«Актуальность использования разноуровневых заданий на уроках математики»
статья на тему

Красовская Марина Сергеевна

Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Актуальность использования разноуровневых заданий на уроках математики»

              Условия современной школы требуют высокого уровня знаний, но ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке учащихся и часто порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося.

С одной стороны такой подход исключает положительную мотивацию учебного успеха, с другой – ведет к снижению уровня требований. В условиях технологии УД ученик является партнером, имеющим право на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения, а учитель должен обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня.

Основные признаки системы уровневой дифференциации – это свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенный трудности); психологическая мотивация движения от меньшего к большему, от количественного к качественному; нравственные отношения между обучающим и обучающимися; принцип открытости в учении; ориентировка на успех и, конечно же, сами уровни.

Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно постоянные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1) минимальном (государственный стандарт);

2) базовом;

3) вариативном (творческом).

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

- всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые своим делом;

- взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получится лучше; это что-то нужно искать;

- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Варианты использования разноуровневых заданий в классах с разными способностями детей.

1) Обучение детей со слабыми способностями (минимальный уровень федеративного образовательного стандарта). Основной подход – так называемое, поддерживающее обучение. Суть его заключается в том, что новая информация выдается порциями, небольшими дозами, в сочетании с индивидуальными знаниями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися.

На уроке это выглядит следующим образом. Учитель делает введение новой темы (современный термин – презентация), включает в обсуждение учебного процесса школьников, затем продолжает работу с содержанием нового материала и вновь привлекает учеников к самостоятельному осмыслению и объяснению услышанного. Далее он может дать новую порцию материала с последующей самостоятельной работой учащихся. Для того, чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнение которых позволяет проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в учебе.

Слабо успевающим ученикам особенно важно раскрыть технику самоконтроля их собственного учения. Учащиеся со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха.

2) Обучение детей со средними способностями. Учить детей в таком классе трудно, потому что учитель имеет дело с широким диапазоном интересов и способностей детей, им довольно часто приходится в ходе работы менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов. Материал нужно отбирать в соответствии с персональным уровнем, индивидуальными интересами школьников. Некоторым ученикам нужно будет давать одно задание, другим предложить на выбор несколько, а кого-то увлечь инициативными проектами.

3) Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися. Стиль обучения таких детей должен быть не поддерживающим, а стимулирующим, активизирующим к самостоятельной познавательной деятельности. Во время дискуссии учитель поддерживает интенсивный темп работы, задает вопросы, в том числе и такие, которые требуют более высокого уровня самостоятельного мышления. В ходе обсуждения нового материала учитель задает вопрос, внимательно слушает ответ, объясняет, исправляет и задает дополнительные вопросы. Ученики могут работать фронтально или в микрогруппах с последующей общей дискуссией. Другая – одаренные дети – «ведущие маяки»; организующие обучение → выявление потенциально одаренных детей – большая заслуга учителя. Но следует помнить, что обучение этих детей требует специфических методик, в основе которых организующее обучение. Суть его заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариантности нетрадиционных форм урока, в сильной постоянной эмоциональной поддержке обучающихся со стороны учителя.

Следует понимать, что для способных и одаренных школьников традиционная «пятерка» - не поощрение, они их получают много и без особого труда. Для этих детей гораздо важнее решить трудную задачу и получить результат, к которому они стремились. Так помогите им в этом и не отлучайте от работы отметками, пусть даже они и заслуженно высоки.

Итак, необходимо варьировать методы обучения учеников с хорошими, средними и плохими способностями, а так же в работе с талантливыми и одаренными детьми.

При работе со способными детьми оценивание можно проводить реже, лучше дать возможность учащемуся самому проверить проделанную работу.

В классах с детьми средних способностей необходимо обеспечить так называемое поддерживающее обучение детей и с этой целью предлагать каждому небольшое задание, позволяющее ученику произвести самооценку полученного результата, испытать чувство удовлетворения.

Главная основа уровневых уроков

Каждый ученик должен получить на уроке такой объем знаний, который он может получить, но так должно быть на каждом уроке, тогда появится надежда, что завтра он не удовлетворится сегодняшним объемом, и вы сможете дать ему больший.

Реализация принципа уровневой дифференциации начинается с соблюдения его при компоновке главных вопросов по новому материалу. Учитель предлагает классу вопросы после объявления цели урока.

Главное – это то, ради чего изучается материал, то, что связует пройденное, то, в чем проявляются общие закономерности, заложенные в материал всего учебника, то, чем ребенок будет оперировать в дальнейшем приобретении знаний.

Второстепенное – это то, что сопутствует главному: проясняет, дополняет, иллюстрирует...

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

  1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
  1. Деление детей по уровню развития негуманно.

  1. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  1. Высвечивается социально-экономическое неравенство.

  1. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
  1. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
  1. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

  1. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

  1. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
  1. Повышается уровень
    Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
  1. Понижается уровень
    Я – концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
  1. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
  1. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
  1. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
  1. Перекомплектование разрушает классные коллективы

Учитель - это человек, который имеет дело с ребенком шесть раз в неделю, преподает очень важные предметы, незаменимые для развития мышления, но содержащие великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.

Как научить всех? Если учитель опытный, то он помнит все попытки решения этой проблемы, во многих участвовал сам, полного удовлетворения от результатов работы не получил, но многому научился. Молодой учитель более нетерпелив, сразу назовет новую продуктивную методику. Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по-разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

Далее, работа с родителями приобретает новую окраску - контакт с родителями становится жизненно необходим для успешного внедрения технологии.

Но родители должны четко знать, что дает дифференцированная система их ребенку, как она работает, действительно это лучше, удобнее. Родителей надо убедить и тогда "убежденный" родитель сделает все: и копии сделает, и проконтролирует подготовку чада к очередному зачету. Отсюда второй практический совет: начинать надо с умелой работы с родителями.

Использование  технологии уровневой дифференциации обучения позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.

Уровневая дифференциация как методология и технология индивидуализации обучения в массовой школе на основе дифференциации требований к уровню освоения учащимися содержания школьного образования на сегодняшний день может рассматриваться, как один из наиболее удачных примеров организации учебного процесса, направленных на достижение планируемых результатов обучения  в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Обеспечение дифференцированного подхода к обучению с помощью разноуровневых заданий на уроках математики".

Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индиви...

Методика использования разноуровневых заданий на уроках алгебры в 9-11классах .

Методика использования разноуровневых заданий на уроках алгебры в 9-11 классах, как средство повышения качества математической подготовки.Сообщение о своей  работе на МО учителей математики...

«Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью. Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»

В работе рассмотрены вопросы:1.Эффективные механизмы поддержки учеников с повышенной познавательной активностью.2. Ознакомление с теоретическим и дидактическим материалами по теме «Развивающие задачи ...

Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

Статья " Актуальность использования исторических дат на уроках математики"

В данной статье представлен опыт работы использования исторически важной для нашей страны даты на примере урока геометрии в девятом классе, посвященного векторам и Дню космонавтики. Описаны различные ...

Методический семинар на тему: "Использование разноуровневой технологии на уроках математики"

Методический семинар на тему: "Использование разноуровневой технологии на уроках математики"...

Использование разноуровневых заданий на уроках биологии.

Разноуровневое обучение - организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом программы на разном уровне не ниже базового, в зависимо...