Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"
учебно-методический материал на тему

Дыкова Елена Олеговна

Доклад "Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи (в том числе через систему организации конкурсов, олимпиад, форумов)»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Дыкова Е.О.

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                   В. А. Сухомлинский

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал В.А. Сухомлинский.

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. 

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Выявление одаренных и талантливых детей

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов. 

Формы работы с одаренными детьми

  1. Особенности работы на уроке.

На уроке одаренный ребенок может оказаться вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы таких учеников слишком быстрый по сравнению с другими учащимися.

Поэтому я стараюсь использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении:

  • разноуровневый подход к детям (разноуровневые задания, обучающие и контролирующие, не только на уроках, но и в виде домашнего задания)
  • обучение самостоятельной работе (учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу)
  • систематически предлагаю учащимся творческие задания.

На начальном этапе работы, важно заложить основы и прочный фундамент знаний. Нужно стараться развивать в одарённом ребёнке психологию лидера. Очень важно, чтобы он не стеснялся высказывать свои суждения, показывать, на что он способен. С этой целью на уроках стараюсь проводить беседы, игры, викторины, интеллектуальные соревнования и т.д. И, как правило, первыми моими помощниками являются именно эти дети. Они же выступают в роли консультантов или моих заместителей при проверке самостоятельной работы или теста, иногда доверяю им объяснять новый материал со своими дополнениями или выводами. Кстати, все остальные учащиеся, с нескрываемым интересом слушают новоявленных «учителей».

Мною ведется подготовка учащихся к школьным олимпиадам. Чаще всего приходится оставаться с детьми после уроков.

Стараясь заинтересовать своих учеников изучением русского языка, создать для них реальную ситуацию успеха, поднять их самооценку, предлагала им принять участие в различных лингвистических конкурсах, попробовать провести языковые исследования.

Моя работа с одаренными детьми и талантливой молодежью на уроках русского языка и литературы приносит свои определенные плоды:

№ п/п

Мероприятие, в котором приняли участие

Уровень мероприятия

Фамилии победителей, если командный конкурс,то указать «команда»

Результаты принятия участия, награды

1

«Слово доброе посеять»

муниципальный

Гирина Дарья

Кудрявцева Юлия

Гузик Роман

Дипломы 1 и 3  ст.

2

Живая классика

муниципальный

Гузик Роман

Кудрявцева Юлия

Диплом за участие

3

«Язык наш древо жизни на земле»

муниципальный

Сырцов Александр

Гирина Дарья

Мураталиев Эмирлан

Окишор Каролина

Митин Артём

Савеко Анастасия

Дипломы 1,2, 3 ст.

4

«Всероссийский конкурс сочинений»

Всероссийский

Кудрявцева Юлия

участие

5

Центр поддержки талантливой молодёжи, г. Бийск

VIII Всероссийские предметные олимпиады.                     Русский язык

всероссийский

1 место – 1 чел.,

2 место – 1 чел.,

3 место – 2 чел.

1 место – 1 чел.,

2 место – 2 чел.,

3 место – 1 чел.

1 и 2 место

6

Центр поддержки талантливой молодёжи, г. Бийск

VIII Всероссийские предметные олимпиады.                 Литература.

Всероссийский

1 место

В завершении хочется сказать, что работа с одарёнными детьми интересная, сложная.  Дети достаточно развиты, у них отличная интуиция, память – в работе с такими ребятами нужно постоянно быть на шаг впереди, опережать их мысли и идеи, что очень сложно в настоящее время т.к. средство массовой информации доступны для всех.

Поэтому, я думаю, что девизом своей работы можно взять: «Никогда не бойся, что у тебя что-то может не получиться – предпринимай, пытайся, дерзай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение

Замечательной   поэтессе   Нине   Шаламовой   принадлежат  строки:Талант не надо пробивать,он все преодолеет.но только если добрый взглядего хоть раз согре...

«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол

Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...

Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"

Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе

В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области...

Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0

Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»

Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...

Выявление и поддержка одарённых детей через систему организации конкурсов, олимпиад.

Среди всех форм работы в большей степени стоит выделить конкурсы и олимпиады, так как они являются своеобразным видом развития, формирования и оценки творческой одаренности. Под олимпиадой понимается ...