Выявление, развитие и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в Щекинском районе
статья на тему

Маторина Елена Эдуардовна

В статье обобщен опыт организационной и методической работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей в муниципальной системе образования Щекинского района Тульской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маторина Елена Эдуардовна,

методист МБОУ «Средняя школа №12»

Щекинского района

Тульской области

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей

 и талантливой молодежи

в Щекинском районе

Поддержка и развитие талантливых и одаренных детей – одно из приоритетных направлений государственной политики в области обучения, воспитания и дополнительного образования и деятельности комитета по образованию администрации МО Щекинский район.

Нормативно- правовая база выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в МО Щекинский район представлена следующими документами:

Постановление администрации Щекинского района № 2-242 от 25 февраля 2014 «О внесении изменений в постановление администрации Щекинского района от 29.03.2011 г. № 3-355 «О мерах поддержки инициативной и талантливой молодежи Щекинского района».

Положение о премиях администрации Щекинского района для поддержки талантливой молодежи.

Положение о финансовой поддержке участников конкурсов, фестивалей, соревнований различного уровня, общественных молодежных, спортивных и творческих объединений Приказ комитета по образованию администрации МО Щекинский район «О создании Комиссии по поддержке талантливых детей».

Приказ комитета по образованию администрации МО Щекинский район «ОБ утверждении Положения о книге «Одаренные дети Щекинского края» №353 от 23 июня 2011 г.

Ежегодно имена обучающихся, имеющих выдающиеся достижения в области обучения, творчества и спорта, заносятся в Книгу одаренные дети Щекинского края». Сертификаты о внесении дети получают на традиционном районном августовском педагогическом форуме и Торжественном мероприятии, посвященном Дню учителя.

Выявление и сопровождение одаренных детей в Щекинском районе начинается с дошкольного возраста. Во всех дошкольных образовательных учреждениях разработаны индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей и планы мероприятий по развитию их одаренности.

Дошкольники активно вовлекаются в конкурсное движение. Только за последний учебный год для воспитанников ЛОУ проведены муниципальные творческие конкурсы: «Радужные краски Ясной Поляны», «Выбор профессии –готовимся с детства», «Мы разные, но в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила!»

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» реализуются  дополнительные образовательные программы для детей 5-7 лет:

1. Художественная направленность  «программы Игла-волшебница», «Школа творчества», «Фантазеры».

2.Физкультурно-спортивная направленность -  программы «Первые шаги в шахматах», «Территория здоровья».

3.Социально-педагогическая направленность – программы «Я расту!», «Школа кота Клеточка», «Почемучки», «Подготовишки».

4.Эколого-биологическая направленность – программа «Академия природы».

Реализуются 29 дополнительных образовательных программ для детей 7-18 лет.

В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» реализуются дополнительные образовательные программы для детей 5-8 лет:

1. художественная направленность - программы «Я танцевать хочу», «Музыкальная азбука», «Мир глазами детей».

2. Социально – педагогическая направленность – программы  «С увлечением к обучению», «Интеллектуальная лесенка».

3. Культурологическая направленность – программа «Искусство слова».

Реализуются 16 дополнительных образовательных программ для детей 7-18 лет.

Развитие одаренности обучающихся в «Детской школы искусств» начинается с 5 лет на отделении общеэстетической подготовки, где в сотрудничестве с родителями педагоги помогают каждому ребенку определиться с выбором индивидуального маршрута в творчестве. В Детской школе искусств выстроена система преемственности между общеэстетическим отделением и основными отделениями: хореографическим, театральным, музыкальным, отделениями иностранных языков, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Важное место в системе выявления, поддержки и развития одаренных детей занимает организация и проведение предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов, спортивных соревнований. Среди них:

школьный и муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников,

муниципальный конкурс «Лучшая исследовательская работа»,

ежегодные муниципальные конкурсы Лесная красавица», «В ожидании Пасхи», «Галерея кукол», «Мир мастеров»,

муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»,

муниципальный конкурс рисунков и художественных фотографий «Красота Божиего мира» и др.

Ежегодно щекинцы достойно представляют свой район на  региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В 2017-2018 учебном году наш результат - 1 победитель и 31 призер по 16 учебным предметам.

В 2018 году Агентство стратегических инициатив  запустило новый проект «Кадры будущего для регионов». Тульская область вошла в число 7 регионов, участвующих в  пилотной реализации инициативы.

Инициатива направлена на школьников от 14 до 17 лет, ориентированных на развитие своих регионов, их обучение и профессиональное сопровождение, в том числе с использованием института наставничества.

С 20 по 22 августа в Туле состоялся Слет «Кадры будущего для регионов». В нем приняли участие 10 обучающихся из СШ №2,7,12,22,Лицея, Центра детского творчества, которые прошли серьезный конкурсный отбор. В рамках Слета ребятам под руководством высококвалифицированных наставников была предоставлена возможность социальных и профессиональных проб, получения базовых навыков проектной деятельности. На заключительном, четвёртом этапе, проекты участников, возможно, будут представлены на площадках всероссийского форума «Наставник», образовательного центра «Сириус», а также в рамках тематической смены в международном центре «Артек».

Ежегодно проводится большая организационно-методическая работа по отбору обучающихся для направления в детские центры: ВДЦ «Орленок», МДЦ «Артек», ФДЦ «Смена».

Методическая работа по повышению педагогического мастерства педагогов, работающих с талантливыми детьми, строится через работу профильных школ ДОУ и районных методических объединений педагогов дополнительного образования и учителей-предметников:

1. «Школа развития детей раннего дошкольного возраста».

2. «Школа познавательно-речевого развития дошкольников».

3. «Школа художественно-эстетического развития дошкольников».

4. «Школа социально- личностного развития дошкольников».

5. «Школаа музыкального воспитания дошкольников».

6. «Школа физкультурно- оздоровительного развития дошкольников».

7. Районная «Педагогическая мастерская» для педагогов дополнительного образования в рамках базовой площадки по теме:  «Феликсологическое воспитание – новое направление в деятельности учреждений дополнительного образования».

8. Проблемно-творческая группа «Система подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе».

9. Проблемно-творческая группа «Подготовка к олимпиадам по предметам гуманитарно-эстетического цикла».

10. Творческая группа учителей математики «Решение задач повышенной сложности».

Итогом работы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей является традиционное Торжественное мероприятие «Радуга талантов», посвященное чествованию победителей и призеров региональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований за прошедший учебный год по трем номинациям: «Образовательная деятельность», «Творчество « и «Спорт». Обучающиеся, проявившие особые способности и показавшие результаты всероссийского и международного уровней, награждаются ценными подарками и грамотами администрации МО Щекинский район.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...

Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"

В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...

Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"

Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...

Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

   Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей художественной направленности в дополнительном образовании.

Работа адресована педагогам и методистам работающим  по направлению выявления и развития одаренности по художественной направленности в учреждениях дополнительного образования....

приложения к добровольная общественно-профессиональная сертификации специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи

Подтверждающие материалы к добровольной профессиональной сертификации. 5 презентаций к пяти разделам. Файл должен быть не больше 3 МБ, позтому грамоты, благодарности идипломы мелкие....