Главные вкладки

    Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"
    методическая разработка на тему

    Нарицина Людмила Григорьевна

    В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.

    Необходимо решить следующие задачи:

    1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.

    2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных и талантливых детей.

    3. Стимулировать творческую одаренность детей.

    4. Развивать и поэтапно внедрять новое содержание образование, инновационных технологий в работе с одаренными детьми.

    5. Обеспечить фундаментальную образовательную подготовку одаренных и талантливых детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon novyy_innovatsionnyy_proekt.doc220.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нарицина Л.Г.

    Методическая разработка

    Инновационная программа

                                  «Выявление и поддержка

    одаренных и талантливых детей»

    Санкт – Петербург 2013

    Автор: Нарицина Л.Г., учитель русского языка и литературы  

      высшей квалификационной категории ГБОУ гимназии № 92    Выборгского района  Санкт – Петербурга, Почетный работник Общего образования

    Содержание

    Предисловие…………………………………………………………………………

    Раздел I. Качество инновационной  образовательной программы

    1.Актуальность заявленного в инновационной образовательной программе инновационного продукта…

    2. Степень инновационности заявленного в инновационной программе продукта…………

    3. Социальные и образовательные эффекты внедрения инновационного продукта в образовательный процесс

    4. Реализуемость будущего инновационного продукта в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

    Раздел II. Реализуемость инновационной образовательной программы

    1. Готовность образовательного учреждения к реализации программы.
    1. Аналитико-прогностическое обоснование программных изменений
    2. Оценка связи инновационной образовательной программы с уже существующей программой развития школы и ее образовательной программой
    3. Наличие необходимых для реализации программы структурных подразделений ОУ и научной поддержки
    4. Оценка существующей образовательной среды, обеспечивающей реализацию программы.
    1. Ресурсное обеспечение реализации инновационной образовательной программы
    1. Кадровый потенциал.
    2. Ученическое и родительское сообщества, способствующие реализации Инновационной образовательной программы
    3. Инфраструктура образовательного учреждения
    4. Система внешних связей образовательного учреждения.
    1. Полнота и последовательность инновационной образовательной программы

    3.1. План действий по реализации программы.

     4.   Мониторинговое сопровождение процесса реализации инновационной образовательной программы.

           4.1. Система критериев и показателей эффективности реализации инновационной

                   образовательной программы

    1. Модель мониторинга и меанизмы принятия своевременных управленческих решений
    2. Система информационного сопровождения
    3. Участие в мониторинге учащихся, родителей, общественности

    Приложения

    Библиография

    Глоссарий

    Предисловие

    Данная инновационная  образовательная программа является организационной основой решения важной стратегической задачи, связанной с модернизацией и инновационным развитием Российского образования, с задачей раскрытия способностей каждого ученика, с развитием разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей. Программа базируется на таких важных документах, как Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2020 гг., Приоритетном Национальном проекте «Образование», Национальной образовательной инициативе «наша новая школа», Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», Программе развития ОУ. Проект готовился всем педагогическим коллективом ОУ, был рассмотрен и утвержден на августовском педагогическом совете ОУ.

    Программа состоит из трех разделов. В первом из них обозначено качество инновационной образовательной программы, изложены предпосылки, актуальность и значимость решаемых программой задач на пути модернизации как российского образования в целом, так и для системы образования Санкт-Петербурга, развития образовательного учреждения и районной образовательной системы. Указана актуальность инновационного продукта, заявленного в программе, степень его инновационности и возможность реализации.

    Во втором разделе обозначена реализуемость инновационной образовательной программы, организационное, функциональное, социально-психологическое и материально-техническоре обеспечение программы, пути ее реализации и план действий с указанием сроков и ответсчтвенных.

    Третий раздел является приложением к первому и второму разделам, а также включает библиографический список и глоссарий.

    Данная инновационная образовательная программа является синтезом идей, достижений целого ряда научных дисциплин, опирается на известные положения международных стандартов качества ISO серии 9001-2000 в области образования и обеспечивает необходимость и достаточность условий внедрения и реализации инновационного продукта в образовательный процесс.

    Инновационная образовательная программа

    «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

    Раздел I. Качество инновационной образовательной программы

         Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, проблема формирования российской элиты.

         В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» чётко обозначены пять направлений развития школьного образования, среди которых и система выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, что означает совершенствование оптимизации образовательной среды для выявления развития способностей каждого ребёнка. Данный процесс не должен быть стихийным. Обеспечению планомерности и систематичности данного процесса в ОУ и признана инновационная программа «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

         Инновационная образовательная программа ОУ является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивая планомерность и систематичность необходимых изменений, реализуя новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, идеям Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Стратегии развития системы образования Санкт – Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020».

           Цель программы состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации, в обеспечении нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества в том числе и за счёт создания в школе системы выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.

         В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе… развивать систему олимпиад и конкурсов, практику дополнительного образования… Одновременно следует развивать систему сформировавшихся талантливых детей… Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». Это отражено в теме и содержании нашей инновационной образовательной программы, отсюда и вытекающие

        Задачи:

    1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.
    2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных и талантливых детей.
    3. Стимулировать творческую деятельность одаренных и талантливых детей.
    4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, инновационные технологии в работе с одаренными и талантливыми детьми (на основе Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения).
    5. Обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных и талантливых детей.
    6. Создать условия одаренным и талантливым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности.
    7. Создать группы педагогической ориентации совместно с учреждениями дополнительного образования, подростковыми клубами, Домами творчества юных, городским Центром тренинга и консультирования «12 коллегий» и другими.
    8. Осуществлять издательскую деятельность по проблеме программы.

         Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей –один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества образования, обеспечиваемого школой, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентноспособность в современном мире.

         Ключевое значение имеют сегодня в системе поддержки одарённых и талантливых детей содержание образования, педагогические технологии, учебная и воспитательная работа, система внутрифирменного повышения квалификации педагогов как условие имиджа современной школы (см. Приложение № ), управление ресурсами, сформированность компетентностной модели выпускника. Учитывая то, что она не носит сегодня какого-то сугубо конкретного характера, то, по праву, может включать в себя такое понятие, как талант и одарённость.

        Целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования является обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации, при этом указывается на одну из серьёзнейших проблем российского образования, как- то: несформированность системы целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Обращается также внимание на то, что отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования.

        Образовательная политика  Санкт – Петербурга строится на основе принципов и идей развития образования в России с учётом специфики социально – экономического и культурного развития города. Однако алгоритм реализации государственной стратегии, вопросы тактики адресно относятся к ОУ. Педагогический коллектив считает, что успешность решения поставленных задач зависит от позиции администрации и каждого педагога, их возможности включиться в деятельность по формированию принципиально новых профессиональных установок. Это позволит сохранить динамику развития петербургской школы как многовариативной, разноуровневой, личностно – ориентированной образовательной системы.

          Качество инновационной образовательной программы характеризуется ее конечной целью, а именно: созданием модели инновационного образовательного продукта, как систем работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей (см. Приложение №)

          В соответствии с этим в основание разработанной инновационной программы заложены принципы, актуальные для развития современного образовательного учреждения, характеризующие также и актуальность заявленного в инновационной образовательной программе инновационного продукта:

    1. Целостность – процесс качественного образования создаёт систему условий для развития целостной гармоничной личности одаренных и талантливых детей с помощью точно избранных мер и средств воздействий на неё.
    2. Необходимость и достаточность – образовательная система включает все необходимые и достаточные компоненты в соответствии с целью и моделью личности.
    3. Оптимальность – получение наивысших возможных результатов при наименьших затратах.
    4. Адресность и адекватность – содержание образования вытекает из логики развития личности одаренного и талантливого ребенка
    5. Субъектность – предполагает активную позицию всех участников ОП: педагогов, родителей, представителей общественности, социальных партнёров и самих учащихся, включает процессы саморазвития, механизмы взаимовлияния и взаимодействия.
    6. Скоординированность – включает взаимосвязь и чёткое разграничение функций, которые выполняют в ОУ родители, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, общественные воспитатели, детское самоуправление, сам ребёнок.
    7. Оригинальность – соответствие уровню развития детей и педагогического мастерства воспитателя, возможность создавать оригинальные учебные и воспитательные программы на уровне классов и других объединений учащихся, варьировать годовые планы работы.
    8. Свобода творчества – точность и обязательность цели и задач ОП сочетается со свободой выбора средств и путей их реализации, с живым творчеством всех его участников.
    9. Способность к развитию – в самой образовательной программе должна быть заложена её динамичность, возможность её усовершенствования в соответствии с меняющимися реалиями жизни, в соответствии с развитием педагогической науки и других отраслей знаний.

    Целостная, комплексная система мер поддержки каждого ребёнка, в том числе  одарённых и талантливых.

    1. Целостность подхода к изучению и развитию понятия одарённости и талантливости, необходимость которого отмечена в рабочей концепции одарённости, представляющей собой обобщение современного состояния изучения проблемы одарённости и подходов к её решению.
    2. Обобщённость современного состояния изучения проблемы одарённости и талантливости и подходов к её решению.
    3. Приоритетность направлений работы с категорией учащихся, обладающих академической одарённостью.
    4. Критериальность в определении различных типов одарённости и талантливости:
    • высокий или повышенный уровень интеллектуального развития;
    • высокий уровень учебной или учебно – познавательной мотивации;
    • психоэмоциональная устойчивость;
    • успеваемость школьника на «хорошо» и «отлично»;
    • активность при участии в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, проектной деятельности.
    1. Выявление слагаемых академической одарённости у школьников.
    2. Систематичность сопровождения учащихся с признаками одарённости и талантливости  как основы профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов.
    3. Адресность и адекватность создания педагогических и психологических условий для успешного развития каждого одаренного и талантливого ребёнка.
    4. Комплекс необходимых факторов безбарьерного обучения, обеспечивающих высокую мотивацию и активность субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

        Такой подход является инновационным с позиций педагогической практики, так как системно обосновывает повышение качества образования за счёт создания целостной, комплексной системы мер поддержки каждого ребёнка, в том числе  одарённых и талантливых детей

    Степень инновационности заявленного в Программе продукта характеризуется и возможностью реализации данного образовательного продукта и его востребованности как в российской системе образования, так и в любом образовательном учреждении Санкт- Петербурга, так как процесс модернизации российского образования, его ключевые пять направлений, обозначенные в президентской Национальной инициативе «Наша новая школа» (где особое внимание уделяется качеству образования, а также развитию системы поддержки одаренных и талантливых детей), абсолютно созвучны Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2012 гг. «Петербургская школа 2020».

    Раздел II. Реализуемость инновационной образовательной программы.

    1. Готовность образовательного учреждения к реализации программы.
    1. Аналитико-прогностическое обоснование программных изменений.

        На пути к реализации инновационной программы явился стратегический анализ факторов образовательной ситуации ОУ с тем, чтобы оценить готовность  ОУ к реализации инновационной образовательной программы, а также уровень информированности педагогов о состоянии школьной системы образования.

        Развитие ОУ в значительной мере зависит от факторов внешней среды как благоприятных, так и имеющих потенциальные угрозы для развития ОУ (табл.1).

                                                                                                                                                                Таблица 1

    Благоприятные факторы

    Потенциальные угрозы

    Интеграция в международное образовательное пространство как следствие глобализации мира

    Отсутствие координирующего органа для развития международных образовательных проектов

    Поддержка статуса и имиджа школы со стороны государства (пять направлений развития школьного образования)

    Традиционное сопротивление педагогов нововведениям.

    Медленный характер введения стандартов

    Изменения (в лучшую сторону) демографической и миграционной ситуации, как следствие -  приток в школу новых учеников

    Старение педагогических кадров.

    Сложность адаптации детей-мигрантов

    Стремление учащихся и родителей к достижению высокого статуса в обществе благодаря качественному образованию

    Непопулярность рабочих профессий у выпускников

    Создана система дополнительного образования обучающихся, реализуется комплекс мероприятий по развитию их таланта, направленных прежде всего на развитие творческой одарённости ребёнка

    Проблема неравномерного развития талантливых детей: с одной стороны, высокие результаты ЕГЭ, с другой, низкая доля победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов (см. приложение № 7)

    Расширение экономической самостоятельности школ

    Недостаточная поддержка инноваций в образовании

    Компьютеризация ОУ, широкие возможности Интернет ресурсов, дистанционного обучения

    Немотивированность большей части педагогов к компьютерной грамотности

    Внутренние факторы, влияющие на развитие школы ( табл. 2 )

    Таблица 2

    Позитивные факторы

    Негативные факторы

    Сформированная система качества образования  и его оценки в общем и дополнительном образовании

    Отсутствие институтов общественно-государственной системы оценки качества образования

    Слабая интеграция в международные системы оценки качества

    Высокая квалификация педагогических кадров

    Традиции непрерывного повышения квалификации

    Гендерное «неравновесие» кадров

    Увеличение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста

    Увеличение средств на развитие инфраструктуры образования

    Значительная дифференциация по инфраструктуре

    Разработанность нормативно-правовой базы для деятельности в современных экономических условиях

    Недостаточная квалификация работников финансово-экономического блока для развития системы

    Развитие общественно-государственного управления: Попечительские советы, Родительские советы и др.

    Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей

    Формирование «модной» тенденции на здоровый образ жизни

    Формирование вредных зависимостей среди молодёжи: курение, алкоголизм, наркомания

    Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в каждой школе

    Значительный износ основных фондов системы дополнительного образования

    Модернизация инновационного движения

     Формализация инноваций

     

    1.2. Оценка связи

    Что будем менять?

    1. Изменения в организации образовательного процесса, предполагающие:
    • усиление внимания к внутренней мотивации обучающихся (триада «я хочу», «я могу», «я должен»);
    • увеличение количества творческих, поисковых заданий при снижении количества репродуктивных упражнений;
    • организацию работы микро и макрогрупп, ориентированных на процессы социализации школьников в учебной деятельности;
    • предоставление обучающимся права выбора (выбор того или иного учебного предмета или уровня его изучения, выбор направления профессиональной подготовки, детского творческого объединения и пр.).
    1. Направления поддержки одарённых детей:
    • включение школьников в исследовательскую и проектную деятельность путём вовлечения их в работу научного общества учащихся (см. приложение № 7);
    • индивидуальные консультации;
    • дифференциация образовательного процесса для различных групп обучающихся.

        Организация обучения происходит по принципу групповой дифференциации. Учебные занятия проходят в форме лабораторных, практических работ, зачётов, семинаров, конференций, «погружений в предмет» и т.д. Месячники различных учебных предметов, олимпиады, конференции. Школьники регулярно принимают участие в престижных российских и международных конференциях и турнирах. В зимние каникулы на базе школы работает городская  зимняя образовательно – оздоровительная программа;

    • систематически обновляется банк данных «Одарённые дети»;
    • ведётся мониторинг достижений учащихся, что помогает своевременно выдвигать

    кандидатуры обучающихся на получение различных стипендий и премий. В целях стимулирования одарённых учащихся в школе:

    • проводятся внутришкольные чествования победителей олимпиад и конкурсов;
    • осуществляется выдвижение кандидатов на получение федеральных и региональных грантов для одарённых детей;
    • организуется презентация исследовательских работ школьников, в том числе с привлечением различных печатных  и электронных средств массовой информации.

        Роль администрации заключается не только в создании условий для работы, максимально   отвечающих поставленным требованиям, но и в отборе учителей, склонных в работе с одарёнными детьми. Для стимулирования педагогических кадров и повышения качества работы с одарёнными детьми в школе:

    • выплачиваются разовые денежные вознаграждения педагогам;
    • используются различные формы морального стимулирования учителей (объявление благодарностей, вручение дипломов и грамот, чествование педагогов и пр.);
    • устанавливаются постоянные доплаты учителям, имеющим победителей и призёров олимпиад и состязаний различного уровня;
    • осуществляется выдвижение учителей, эффективно работающих с одарёнными детьми, на присвоение почётных знаний и повышенных квалификационных категорий;
    • осуществляется система непрерывного внутрифирменного обучения (см. приложение № 3)

          Для оценки качества руководства исследовательскими работами школьников в ОУ ведётся мониторинг деятельности   научных руководителей.

    1. Переход от идеи  «государственный контроль качества образования» к идее «общественно – государственное качество образования»: « доступность качества» (содержание образования и качество образования в соответствии с новыми образовательными стандартами, результаты и достижения: ЕГЭ – портфолио – проекты – олимпиады; успешность обучающихся. Контроль качества на каждой ступени; новые модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов.
    2. Переход от задачи «разнообразие в неформальном образовании» к задаче «воспитание неформальным образованием»: «неформальное образование». Направление включает  в том числе и поиск, выращивание и сопровождение одарённых детей.
    3. Дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности»: «равные и разные»: создание равных условий получения качественного образования каждым ребёнком, в том числе и одарённым.
    4. Переход от принципа желаемого «сохранение здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе»: «здоровье в школе». Формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».

    Векторы изменений

        От знаниевой парадигмы обучения    к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

        От отрицательных мотивов избегания неприятностей     к комплексной положительной мотивации успеха, познавательного интереса, самовоспитания, общения.

        От  традиции учебной деятельности         к организации всей жизнедеятельности школьника, обеспечивающей полноценное проживание им каждого периода детства.

        От знаний, умений и навыков        к формированию личностных и предметных компетенций.

        От традиционных методик       к современным образовательным технологиям гуманитарного и деятельностного характера.

        От организации школьного пространства      к созданию комфортной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребёнка, в том числе и «одарённого».

        От традиционных отношений «учитель – ученик», «учитель – родитель»        к отношениям сотрудничества и социального партнёрства всех субъектов образования (см. приложение № 3).

    От качества образования – к качеству жизни в стенах и за пределами школы

    Мероприятия по реализации проекта

        На основе проведённого анализа и совместного целеполагания педагогическим коллективом школы определён круг необходимых инновационных изменений, адресно относящихся к специфике развития образовательной системы школы.

        Системная оптимизация образования в начальной школе, предполагающая координацию процессов обучения, воспитания и развития в рамках учебной деятельности; обеспечение максимальных возможностей для каждого ребёнка в саморазвитии и самореализации  через организацию дополнительного образования и воспитательной работы во второй половине дня, увеличение разнообразия дополнительных услуг, с учётом образовательных потребностей детей и родителей, с учётом целей и задач развития образовательной системы школы.

        Обновление и оптимизация учебного плана: введение новых дисциплин в 5-7 классах («История искусств», «Немецкий язык»). Внедрение основ проектировочной культуры в начальной школе, социальное проектирование в основной школе; исследовательская и проектная деятельность в старших классах; широкое внедрение новых моделей уроков, гуманитарных технологий (интеграция, модульное и дистанционно обучение). Расширение спектра элективных курсов для учащихся 10 – 11 классов, с учётом образовательных потребностей родителей и учащихся.

        Корректировка и создание авторских учебных программ и учебных спецкурсов в целях реализации новых ценностных и содержательных составляющих образовательных программ ОУ, ориентированных на различные области знаний («Английский язык для начинающих», «Курс практической грамотности», «Решение сложных задач по химии», «Решение сложных задач по физике»). Издание соответствующих учебных программ и методических пособий силами Издательского Центра школы. Гуманизация и гуманитаризация, расширение общекультурной составляющей образования; расширение возможностей межкультурной коммуникации через развитие международного сотрудничества со школами страны изучаемого языка (см. приложение № 5).

        Оптимизация работы Центра Мониторинга и поддержки с целью оперативного анализа и коррекции процесса инновационных изменений в образовательной системе школы, а также педагогическое сопровождение и поддержка учащихся, в том числе одарённых детей (мониторинг качества образовательного процесса, мониторинг управления качеством, мотивации обучающихся и состоянии их здоровья, мониторинг технологии  проектной деятельности, исследовательской деятельности, оказание индивидуальной помощи школьникам, индивидуальные консультации обучающихся и их родителей, сопровождение и поддержка одарённых детей).

        Оптимизация работы Издательского Центра с целью обеспечения гласности процессов обновления, распространения научно – методических разработок, издания школьных учебников, тестов, методических пособий. Вовлечение всех учителей ОУ в принятие организационно – управленческих решений. Издательский Центр поднимет на новый уровень издаваемую школьную газету, сможет издавать творческие работы учащихся, сборник по обобщению работы учителей.

        Модернизация конференц–зала с целью проведения в нём конференций, семинаров, круглых столов, традиционных Дней Науки и Культуры.

        Обогащение психологической среды школы, обеспечение её эмоциональной насыщенности с учётом возрастных и личностных особенностей и потребностей учащихся на каждой ступени образования за счёт создания уголков эмоций: для младших школьников (скамейки смеха, диванчик примирения, доска открытости, ромашка добрых дел, вернисаж детского творчества); для подростков (шкатулка добрых дел, уголок поддержки «Мои успехи», ящик желаний «Когда я вырасту», уголок психолога «Вы спросите – я отвечу»; для старшеклассников (стена гласности,  доска достижений «Получилось»), почтовый ящик пожеланий; создание кабинета проектной деятельности.

        Перевод на  качественно более высокий уровень информационной и технологической среды школы: оборудование сервера для локальной сети Интернета. Современные технические средства обучения: интерактивные доски, компьютеры, проекторы.

        Организация внутрифирменного повышения квалификации педагогов школы (см. приложение № 3) как наиболее эффективной современной модели повышения квалификации: в области информационных и коммуникационных технологий, дистанционного обучения, гуманитарных образовательных технологий.

    Реализация проекта

    Ценностно-смысловой компонент измерений

        В ходе согласования целей и ценностей проекта важным эталоном является определение соответствующей идеологии проекта, принципов организации образовательного процесса:

    • открытость образования – открытость миру, людям, школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяет образовательное пространство учащихся;
    • гуманизация образования – ориентация школы на личностное, социальное, общекультурное развитие ребенка, уважение его достоинства, доверия, создание условий для развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения;
    • гуманитаризация образования – поворот образования к целостной картине мира, мира культуры, мира человека, на формирование гуманитарного системного мышления;
    • дифференциация и индивидуализация целей на создание большего числа возможностей для реализации индивидуальной образовательной траектории, траектория развития одаренных и талантливых детей, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом их особенностей, здоровья, возраста и т.д.;
    • развивающий деятельностный характер образования – отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционных подходов, ориентированного на передачу готовых знаний;
    • демократизация образования – обеспечивает доступность качественного образования для каждого, защиту учащегося от некачественных образовательных услуг;
    • непрерывность образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования.

        Следующим этапом подготовки проекта стало определение критериев и показателей качества образования.

        В Национальной инициативе «Наша новая школа» особо подчеркивается, что в направлении обновления образовательных стандартов предстоит разработать и внедрить: новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.

        Критерии качества образовательной деятельности в школе:

    • обеспечение качества образовательных услуг с учетом интересов к склонностей детей, потребностей семьи, одновременно гарантирующих безопасность, сохранение и укрепление здоровья учащихся;
    • внедрение новых информационных и гуманитарных технологий, обеспечивающих конкурентноспособность выпускника школы на рынке труда и в сфере высшего образования; разработка совместных проектов с ВУЗами города для повышения качества образования;
    • рост профессионального мастерства, активизация процесса совершенствования творческого потенциала личности учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными педагогическими технологиями, благодаря модернизации школьной методической службы и внутрифирменного обучения;
    • включение родительской общественности, социальных партнерах школы и других представителей городских сообществ в систему общественного контроля качества образовательных услуг, обеспечение широкого информирования жителей города о происходящих переменах в системе и учреждениях образования;
    • участие в разработке системы мониторинга сферы образования города и повышении эффективности управления через общественные движения, Попечительский Совет школы, различные формы сотрудничества с научными социальными и профессиональными организациями;
    • отработка новых механизмов административной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе через обеспечение дополнительных образовательных услуг не только детям, но и их родителям; организацию образовательного туризма с целью повышения общего культурного уровня населения: обогащение семейного досуга, использования инфраструктуры и кадрового потенциала школы для решения социально-значимых городских проблем;
    • обеспечение условий для получения дополнительного образования как фактора успешной социализации ребенка, в том числе для детей с особыми потребностями, повышенной мотивацией к обучению, одаренных и с проблемами в развитии;
    • подготовка учащихся к самостоятельному профессиональному выбору и адекватному выбору дальнейшего образовательного маршрута через организацию на новом современном уровне профессиональной ориентации, введение продуманной и социально востребованной системы профильной и предпрофильной подготовки.

    Содержательный компонент изменений

        Деятельностный подход в образовании ориентировано на полноценное развитие личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах, обеспечивающих жизненную и профессиональную успешность, социальное благосостояние человека, его плодотворное участие в жизни общества.

        Основные задачи обновления содержания и организации гуманитарного образования:

    • ориентация на достижения в области экономических, физико-математических знаний как основы современного физико-математического, экономического и естественнонаучного образования;
    • опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
    • создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учетом реализации идей проекта, с включением их в вариативную часть учебных спецкурсов, факультативов, кружков;
    • ориентация платных дополнительных услуг на работу с одаренными детьми, отработка механизма их функционирования;
    • ориентирование на научно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации проекта (УНО);
    • разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации учебного процесса;
    • учет особенностей индивидуального развития одаренных учащихся, их интересов и склонностей;
    • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей;
    • изучение модульно-развивающей системы обучения в аспекте реализации проекта.

    План разработки и апробации данного инновационного продукта

    Организационное и функциональное обеспечение

        Наличие необходимых для реализации проекта структурных подразделений ОУ и научной поддержки (см. приложение № 1).

        Права и функции директора в аспекте реализации проекта:

    • общее руководство разработки и реализации проекта;
    • обеспечение реализации проекта:
    • организация;
    • координация;
    • контроль.

        Функции научно-методического совета:

    • определение приоритетных направлений образовательной деятельности;
    • организация и проведение семинаров по проблеме работы с одарёнными детьми
    • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;
    • корректировка составляющих элементов программы;
    • разработка индивидуальных образовательных программ для одарённых детей;
    • подготовка методических рекомендаций по программе;
    • разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми;
    • определение критериев эффективности реализации программы;
    • координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;
    • анализ и обобщение результатов программы;

        Функции методических объединений и кафедр:

    • разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми по предмету через МО учителей;
    • разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
    • подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через МО;
    • обобщение и систематизация результатов деятельности методических комиссий по проблеме;
    • обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся;
    • трансляция результатов научно – исследовательской деятельности учащихся;

        Организация и содержание воспитательной работы:

    • воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
    • формирование национального самосознания;
    • формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;
    • формирование высокой религиозной культуры;
    • развитие у одарённых детей чувства ответственности за сохранение национальных и общественных ценностей, реализация «диалога культуры»;
    • обеспечение условий для самореализации способностей  и склонностей одарённых детей;
    • опора на принципы гуманизма как основу воспитания одарённых детей;
    • освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированного подхода;
    • философско-мировоззренческая подготовка одарённых детей как основа определения личной программы жизни;
    • ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одарённого ребёнка.

        Социально-психологическое обеспечение реализации проекта:

    • разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся;
    • создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;
    • разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
    • создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятного для реализации проекта;
    • обучение одаренных детей навыкам поддержки психологической стабильности и психорегуляции;
    • формирование умений адаптироваться в социально-значимой среде (семья, педагоги и т.д.);
    • формирование навыков творческого саморазвития;
    • организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

        Семейные аспекты развития одарённого ребёнка и реализация программы:

    • учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
    • учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;
    • создать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;
    • оказать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

        Материально – техническое обеспечение реализации программы:

    • комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идеи программы;
    • оснащение учебных кабинетов необходимыми современными ТСО;
    • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
    • обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов и т.д.;
    • формирование системы внебюджетных средств для материального поощрения одарённых детей, добившихся наиболее значимых результатов в научно-исследовательской деятельности;

        Организация международных связей в рамках реализации программы:

    • разработка и реализация программы сотрудничества по проблеме «одарённый ребёнок» со странами ближнего и дальнего зарубежья;
    • участие в международных проектах, реализуемых Комитетом по Образованию Санкт-Петербурга.

    Результативность и эффективность проекта

    Реализация проекта позволит

    Существенно оптимизировать обновление качества образования с учётом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов II поколения:

    • обеспечение максимальных возможностей для каждого ребёнка через организацию второй половины дня;
    • увеличение разнообразия образовательных услуг с учётом образовательных потребностей детей и родителей;
    • обновление образовательные программы (две части в образовательной программе: обязательная и формируемая школой культурологической, естественно-научной, эстетической и спортивной направленности);
    • обеспечение внеурочной занятости учащихся: кружки, секции, творческие занятия и т.д.;
    • гуманизация и гуманитаризация образования, расширение его общекультурной составляющей, расширение возможностей межкультурной коммуникации через развитие международного сотрудничества со школами страны изучаемого иностранного языка (см. приложение № 2).

    Существенно оптимизировать организацию системы поддержки талантливых детей:

    • обеспечение разветвлённой системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей;
    • развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей;
    • предоставление возможности старшеклассникам обучаться в заочных, очно–заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки;
    • развитие системы олимпиад и конкурсов, практики дополнительного образования;
    • организация слётов, летних и зимних школ, конференций, семинаров для ребят, проявляющих свои таланты в разных областях деятельности;
    • развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
    • формирование гуманитарного мышления;
    • формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
    • развитие научно – исследовательских навыков и творческих способностей детей (см. приложение № 7);
    • психолого - педагогическое сопровождение одарённых детей;
    • создание банка данных о школьниках с признаками академической одарённости, особыми интеллектуальными способностями;
    • обновление кабинета психологической разгрузки, создание уголков эмоций, систематическое обновление доски достижений «Гордость школы», выделение в школьной газете специальной рубрики «Одарённые дети», пополнение рубрик школьного музея, оформление тематического стенда в школьной библиотеке, читальном зале, конференц-зале.

    Существенно оптимизировать организацию развития педагогического потенциала:

    • оптимизация системы непрерывного образования педагогов в самых разных областях человеческих знаний, педагогической культуры, в области информационных и коммуникационных технологий, дистанционного обучения как основного компонента инновационных технологий;
    • систематизирование внутрифирменного повышения квалификации педаггов как условие имиджа современной школы;
    • использование актуальных форм международного сотрудничества в сфере образования в условиях формирования Европейского образовательного пространства и активизация работы по развитию международных контактов, способствующих профессиональному развитию педагогов (см. приложение № 5);
    • систематизация работы по формированию навыков инновационной деятельности педагогов через соответствующие конкурсы инновационных продуктов, проектов и программ;
    • обновление и пополнение кадрового состава учителей с учётом данных демографического прогноза на период до 2020 г., по которым школьный контингент значительно (практически на 50%) возрастёт, при одновременном (ежегодном) введении по соответствующим классам новых федеральных государственных образовательных стандартов;
    • введение системы сопровождения и поддержки молодых специалистов, формирование института наставничества в ОУ;
    • мониторинг банка «мастер – классов» и «золотых уроков» учителей ОУ;
    • обеспечение профилактических мероприятий по формированию культуры отношения к собственному здоровью (комната психологической разгрузки для педагогов, электронные паспорта здоровья, организация групп здоровья на базе ОУ, в рамках частно – государственного партнёрства обеспечение льготного посещения оздоровительных центров, спортивных клубов, бассейнов и пр.);
    • усовершенствование кадрового отбора педагогов в состав кадрового резерва с целью приобретения ими новых знаний и компетенций современного менеджера, управленца – инноватора, готового и способного к изменениям в рамках Модернизации Школы;
    • качественное сопровождение педагогов ОУ  в рамках новой системы аттестации педагогических кадров с тем, чтобы система аттестации была прозрачной и понятной всем участникам образовательного процесса.

    Существенно оптимизировать современную образовательную инфраструктуру:

    • модернизация  научно – технической базы, пополнение её новыми ресурсами;
    • создание школы – Центра творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью;
    • создание безбарьерной образовательной среды для каждого ребёнка;
    • обновление инфраструктуры школьного здания, внутришкольной территории, как – то: освещения, охраны, изменен6ие ландшафта школьного двора (японский «сад камней», оригинальный дизайн цветочной клумбы, цветочные вазоны, скамеечки для отдыха), см. приложение № 4;

    Существенно оптимизировать систему здоровье сберегающей деятельности:

    • использование инновавционных здоровьесберегающих технологий обучения;
    • соблюдение санитарных правил и нормативов питания;
    • неукоснительное соблюдение деления учащихся на группы здоровья при проведении уроков физической культуры, спортивных мероприятий, тем более с введением в учебный план ОУ третьего часа физической культуры;
    • соблюдение требований к организации медицинского обслуживания учеников;
    • обеспечение школьной безопасности;
    • обеспечение учащихся питьевой водой и душевыми кабинами в спортивном зале;
    • обеспечение необходимой температуры в любое время года за счёт чётко налаженной системы отопления и кондиционирования школьного здания.

    Другое :использование современных пиар–технологий в образовании, как – то: Паблик–рилейшзн и паблисити, что позволяет удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его  образовательным услугам путём передачи имеющейся информации через различные каналы СМИ, в основном, на бесплатной основе (например, газета  «Метро»). Конечная цель таких связей – различные материальные выгоды, которые может получить образовательное учреждение (см. приложение № 4)

    Ресурсное обеспечение проекта

        Школа обладает необходимыми ресурсами для реализации программы.

    Кадровый потенциал в школе работает высококвалифицированный, стабильный, сплочённый педагогический коллектив, мотивированный на участие в реализации инновационной образовательной программы и уже включившийся в её разработку и реализацию.

    Информационный ресурс  сайт ОУ, кейс РРЦ ОУ на кейс-портале районной системе образования, блоги, форумы, представительство в социальных сетях.

    Научный ресурс – районный ресурсный центр, публикации в педагогических журналах и газетах, школьная газета.

    Социальный ресурс – ученическое и родительское сообщества поддерживают программу и будут способствовать реализации её направлений.

        Недостающие материальные ресурсы предусмотрены сметой расходов (см. финансовую смету).

    Степень инвестиционной привлекательности проекта

        В развитии проекта и реализации запланированных мероприятий будут заинтересованы следующие категории участников, которые будут готовы к определенным инвестициям в проект:

    • родители обучающихся, поскольку их дети получают более качественное образование за счет инновационных преобразований, обозначенных в проекте, возможность публикаций их творческих, научно-исследовательских работ, издание школьной газеты;
    • иностранные партнеры, поскольку они заинтересованы в сотрудничестве с ОУ.

    Основные этапы осуществления Инновационного проекта

    1 этап – организационно-педагогический (февраль – апрель 2011 года)

    • диагностика состояния образовательной системы школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов населения;
    • разработка инновационного проекта обновления образовательной программы школы, отбор и анализ существующего информационного обеспечения образовательного процесса;
    • создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, развития и укрепления необходимой учебно-материальной базы.

    2 этап – экспериментально-внедренческий (май 2011 – февраль 2012 года)

    • поэтапный запуск всех составных частей программы (проектов), корректировка программы;
    • апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого методического и информационного обеспечения образовательного процесса, профильных и элективных курсов;
    • изучение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся и оперативному информированию родителей;
    • разработка и апробация проектов по расширению круга социальных партнеров школы, формированию пакета социальных программ и поиску новых форм информирования общественности о достижениях и проблемах.

    3 этап – аналитико-результативный (март – апрель 2012 года)

    • подведение итогов программы, анализ результатов мониторинга программы, диагностика достижений по заданным критериям;
    • определение причин рассогласования поставленных задач, планируемых результатов и реальных достижений школы;
    • окончательная доработка новой образовательной системы школы;
    • определение дальнейших перспектив развития системы работы с одаренными детьми.

    Дальнейшее развитие проекта

        Одним из результатов проекта является создание системы постоянного обновления образования и программы развития школы, гибко реагирующего на изменение образовательной ситуации, образовательных потребностей.

        Это предполагает совершенствование организационно-управленческих механизмов, научно-методического обеспечения, системы повышения квалификации кадров, развитие образовательной среды, расширение круга социальных партнерах школы, совершенствование механизмов привлечения общественности к делам образования, расширение обновление системы подготовки одаренных детей, расширение участие родителей и учащихся в решении возникающих проблем.

    Финансовая смета, необходимая для реализации инновационной образовательной программы

    Наименование

    Технические характеристики

    Стоимость

    ед-цы (руб)

    Кол-во

    (шт)

    Стоимость

    (руб.)

    Компьютерный класс (включая 2 сервера)

    Intel® Core™ i5-660M , Д 21.5 Full HD  LED сенсорный, ОЗУ  2гб, HDD  512гб,  DVD-RW  

    195 000

    2

    390 000

    Ноутбук ASUS

    Intel Core i5 2410M 2,3ГГц ,  ОЗУ 4096МБ DDR3,  HDD 500ГБ, Д17,3  1600x900 LED, WI-FI, DVD.

    35 000

    6

    210 000

    Проектор безламповый

    CASIO XJ-A130

    43 000

    12

    516 000

    Экран

    Рулонно-настенный потолочный DA-LITE ModelB 178x178

    8900

    12

    106 800

    Интерактивная доска

    Smart Board 685

    86 000

    4

    344 000

    МФУ

    Canon i-sensys MF4410

    10 000

    10

    100 000

    Копировальный аппарат

    Konica Minolta bizhub 164

    25 000

    2

    50 000

    Лазерная панель

    LG50PZ551

    35 000

    4

    140 000

    Аудиомагнитола

    Hyundai Н-1436

    1000

    6

    6 000

    Фотоаппарат

    Nicon D7000 Body

    35 200

    1

    35 200

    Факс

    Panasonic

     KX-FT988RU-B

    6 000

    1

    6 000

    Электронные книги

    Pocketbook PRO-902

    12 000

    8

    96 000

    ИТОГО

    2 000 000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие системы поддержки талантливых детей.

    Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

    Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

    Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

    Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

    Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

    Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»

       Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...

    Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

    Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...