Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"
учебно-методический материал на тему

Самохвалова Наталья Анатольевна

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую переработку полученного им материала. В 2017 году продолжила свою работу школьная программа "Одаренные дети". Эта программа направлена на поддержку и развитие способных, талантливых детей. Цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки  и развития одаренных школьников. Обеспечения их личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx67.07 КБ

Предварительный просмотр:

      Рассмотрена на заседании                                      Утверждено

педагогического совета школы                             директор МБОУ

      протокол № 4 от 30.12.2016                                        Первомайская  средняя                                                                          

                                                                              общеобразовательная школа»

                                                                                                       С.С.Кириллов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Программа

«Одаренные дети»

на 2017-2022 г.г.

р.п.Первомайский 2017


Содержание программы

1.

Паспорт программы                                                                                              

2.

Идея, цель и задачи программы

3.

Концепция программы                            

4.

Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении

5.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

6.

 Стратегия работы с одаренными детьми

7.

Классификация учащихся по видам одаренности

8.

Основные направления программы

8.1

Идентификация одаренных и талантливых детей

8.2

Создание условий для самореализации одаренных  и талантливых детей  для проявления творческих  интеллектуальных способностей

8.3

Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью

8.4

Педагогическая поддержка одаренных детей

8.5

Работа с родителями одаренных детей

8.6

Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

9.

Субъекты образовательного процесса в реализации программы

10.

Функциональное распределение обязанностей участников программы

11.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

12.

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися

13.

Организация исследовательской работы учащихся

14.

План мероприятий по реализации программы

15.

Показатели эффективности реализации программы с одаренными детьми

16.

Термины


1.Паспорт программы «Одаренные дети»

Наименование Программы

 «Одаренные дети»

Заказчик Программы

Управляющий совет МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Основные разработчики Программы

Администрация МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» 

Основание для разработки Программы

-Федеральная целевая программа

«Дети России»,

-Президентская образовательная

инициатива «Наша новая школа»

Федеральные государственные образовательные стандарты

-Основные положения «Декларации прав человека».;

-Основные положения «Конвенции о правах ребенка;

-Закон «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ;

- Программа развития МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»;

-Устав МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Сроки реализации Программы

2017-2022 г.г.


2.Актуальность разработки Программы

Школьная программа «Одаренные дети»  - это программа поддержки и развития способных, талантливых детей. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.  Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ.

Для проявления  способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать  максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных способностей, поддержки его талантов.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

-отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

-функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

-ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Идея программы: социальная и общественная поддержка высокомотивированных  и одарённых детей.

Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи: 

Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы;

Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

Объединение усилий педагогов для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе;

Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

Создание  условий для укрепления здоровья одарённых детей, совершенствуя здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы.

Ожидаемый результат:

Увеличение количества одарённых детей проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.

Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований  различного уровня.

Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого  станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Повышение квалификации педагогического коллектива, готовности к творческой и инновационной деятельности.

3.Концепция программы развития одаренных детей

         Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

• уровень развития способностей;

• высокая степень обучаемости;

• творческие проявления (креативность);

• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:

мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

4.Принципы выявления одаренных детей в образовательном учреждении это:

комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка.

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам

«диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка   в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

 

5.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

применение междисциплинарного подхода;

углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах. 

6.Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

   7. Классификация обучающихся по видам одаренности, на развитие которых направлена программа

 Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия           «одаренность» были выделены следующие виды одаренности: 

-     общая интеллектуальная одаренность;

-    интеллектуальная одаренность;

-    творческая одаренность;

 -   спортивная одаренность;
 

8.Основные направления программы

8.1Идентификация одаренных и талантливых детей.

Создание системы учета одаренных детей через анализ особых успехов и достижений ученика;

создание банка данных  талантливых и одаренных детей;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;

8.2Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;

включение в учебный план школы элективных курсов, профильное  изучение предметов школьной программы;  

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

организация эффективного взаимодействия педагогов.

8.3Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей.

Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, районных и областных СМИ;

Функционирование стенда «Ими гордится школа»;

8.4Педагогическая поддержка одаренных детей.

Создание целевой творческой группы;

Повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;

Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;

Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;

Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей

8.5Работа с родителями одаренных детей

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

8.6Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

                               

В основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

9.Субъекты образовательного процесса в реализации программы

Учащиеся:

1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

2. Выявление одаренных детей:

диагностика одаренности различных типов и видов;

анализ результатов одаренности;

создание  школьного банка данных  способных, одаренных, талантливых учащихся.

Учителя при организации обучения одаренных:

дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу;

индивидуальная работа с одаренными детьми через систему внеурочной деятельности и индивидуальных занятий;

участие детей в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах по предметам.

Педагоги дополнительного образования при организации воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, предметные недели, научно-практические конференции, конкурсы, внеклассная работа и т.д.);

стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей (создание системы стимулирования учащихся, организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство)).

активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы).

Медицинская и социально-психологическая служба при проведении профилактических мероприятий по охране здоровья одаренных детей.

- проведение семинаров и методобъединений на тему «Одаренные дети»;

- организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».

-Создание системы диагностики одаренных:

разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей

создание школьного банка диагностики одаренных детей.

-Сохранение здоровья детей. 

Семья:

1. Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

2. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье». Индивидуальная работа с родителями (по запросам)

3. Участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

 КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К  РАБОТЕ  С                                                                            ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

          Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого  мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:

 -высокая профессиональная компетентность;

 -высокий уровень теоретической подготовки;
-активная  научно-методическая деятельность;

-понимание психолого-педагогических проблем творчества;

- овладение методами и приемами развития креативности учащихся;

-владение возрастной психологией;

-стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

-требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;

-общекультурная  эрудированность;

-доброжелательность, высокий педагогический такт;

-наличие организаторских способностей;

-знание и применение здоровьесберегающих технологий

Модель педагогической работы с одаренными детьми в школе

10.Функциональное распределение обязанностей участников программы 

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Заведующие филиалами и заместители директора

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заведующие филиалами и заместители директора

 Методисты школы.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя.

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и района

Методисты учебных корпусов и филиалов.

 

Функциональное обеспечение программы

Группа

Функции

Административно-координационная

директор

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Формирование фонда поощрения и стимулирования одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми

Консультативная, научно-методическая

Заместитель директора УВР, НМР, ВР

Координация реализации программы.

Подбор диагностических материалов.

Определение критериев эффективности работы с одаренными детьми.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность, оформление документации, отчетов. Организация сбора банка данных. Организация разработки индивидуальных образовательных программ.

Руководители МО

Планирование и проведение школьных предметных недель, олимпиад.

Руководство разработкой материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.

Оформление и размещение материалов на сайте школы.

Руководство подготовкой отчетов учителей.

Учителя-предметники

Выявление одаренных детей.

Корректировка программ для работы с одаренными детьми.

Осуществление программы в системе урочной и внеурочной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся.

Подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Оформление своего опыта работы.

Классные руководители

Выявление детей с одаренностью.

Оформление сводных таблиц по видам одаренности детей на основе диагностик, наблюдений, информации учителей.

Планирование воспитательной работы с учетом реализации одаренными детьми своих способностей и потребностей.

Сотрудничество с учителями-предметниками по поддержке одаренных детей.

Помощь в организации внеурочной деятельности.

Консультирование родителей.

Педагог-психолог

Психодиагностическая работа.

Индивидуальные и групповые занятия  с обучающимися.

Индивидуальные и групповые консультации  с обучающимися.

Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации).

Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и поселка

11.Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися в школе

 

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение  проведении предметной недели Положение об открытом форуме исследователей «Грани творчества»

Положение о Школе поддержки одаренных детей

Положение о НОУ.

Положение о портфолио достижений одаренных детей

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. План работы методических объединений с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов по дополнительному образованию в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы с одаренными детьми

12Формы организации образовательной деятельности

с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Элективный курс

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Работа по индивидуальным планам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

13.Организация исследовательской работы учащихся в школе

 

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

 Урок.

Внеклассная работа.

Кружки

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование методов общения с миром.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Научно-практическая конференция.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Элективные курсы

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

10-11 классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры учащихся.

Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формирование делового общения.

Самоопределение

 

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Элективные курсы

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов, выполнению рефератов и исследовательских работ.

 


14.План мероприятий по реализации программы

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия.  Психологическое сопровождение

1

Систематизация диагностического комплекса, технологии и методики  по выявлению одаренных детей

  Постоянно

Психолог

2

Укрепление материально-технической базы учебных кабинетов.

Постоянно

Директор

3

Систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

Постоянно

Зам.директора , методист

4

Создание регионального и муниципального банка данных способных и одаренных детей в школе

2 раза в год

методист

5

Обеспечение участия школьников во всероссийский олимпиадах, НПК, конкурсах, соревнованиях различного уровня

Постоянно

Зам.директора, методист

6

Выявление и оказание помощи способным детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Постоянно

Психолог

7

Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста

1раз в месяц

Психолог

8

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

Постоянно

Руководители  м/о

Педагогическая поддержка

1

Участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?

Ежегодно

Зам.директора , методист

2

Проведение торжественной церемонии вручения медалей «За особые успехи в учении» выпускникам  школы

Ежегодно (июнь)

Директор

3

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.

Постоянно

Руководители м/о, учителя предметники, психологи

4

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий.

Регулярно

Зам.директора, руководитель м/о, педагоги

5

Проведение научно-практической конференции «Путь в науку», «Первые шаги в науку». Проведение открытого форума исследователей «Грани творчества»

 Ежегодно

(I полугодие)

Ежегодно

(январь)

Зам.директора , методист

6

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»

Постоянно

Зам.директора, заведующие филиалами

Повышение квалификации педагогов

1

Проведение педагогических чтений «Одаренные дети: особенности работы с ними»

1 раз в год,

ежегодно

Зам.директора, методисты,

педагоги,

психологи

2

Прохождение  курсовой подготовки

постоянно

педагоги

3

Участие педагогов в школьных, районных, областных семинарах-практикумах по проблемам выявления и развития одаренных детей

Постоянно

Зам.директора , методист, педагоги, психологи

4

Проведение интеллектуальных марафонов в рамках предметных недель

Ежегодно

(по плану)

Руководители ШМО, учителя-предметники

5

Участие педагогов в олимпиадах, НПК, конкурсах педагогического мастерства

Постоянно

Педагоги, психологи

 

15.Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» 

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

Создание регионального и муниципального банка данных одаренных детей.

 Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях.

Повышение качества знаний по школе.

Повышение показателей успешности детей на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, НПК, соревнованиях.



16.Термины программы

    Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. 

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. 

    Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержатся три характеристики:

    Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности

    Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).

    Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли школьной печатной газеты в развитии способностей поэтически одарённых детей

В статье рассказывается об опыте работы учителя русского языка и литературы как редактора школьной печатной газеты....

"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""

Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....

Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0

Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед с...

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....