Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»
проект на тему

Козлова Наталья Борисовна

     Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества образования, обеспечиваемого школой, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентноспособность в современном мире. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx49.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Методическая разработка;

Развития математического образования

«Выявление и поддержка

одаренных и талантливых детей»

Автор: Козлова Н.Б., учитель математики  

  высшей квалификационной категории

г. Череповец,  

2016-2017гг..

    Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, проблема формирования российской элиты.

     В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» чётко обозначены пять направлений развития школьного образования, среди которых и система выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, что означает совершенствование оптимизации образовательной среды для выявления развития способностей каждого ребёнка. Данный процесс не должен быть стихийным. В        1998        году        издана        «Рабочая        концепция        одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции» трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. Концепция базируется на таких важных документах, как Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2020 гг., Приоритетном Национальном проекте «Образование», Национальной образовательной инициативе «наша новая школа». В целях и задачах Концепции говорится о том, что нужно обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию все условия для развития и применения способностей, популяризировать математические знания и математическое образование, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов, в том числе в электронном формате, применение современных технологий. В основных направления реализации Концепции говориться о том, что математическое образование должно:

Представлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.

Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне.

Обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей, системы математических соревнований.

На сегодняшний день многие психологи признают, что характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности (природных задатков), социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Цель  создание условий успешности для оптимального развития детей, определении стратегии, принципов педагогического, научно-методического обеспечения для оптимального развития детей на уроках математики.

Задачи:

  1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.
  2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных и талантливых детей.
  3. Развить творческие способности на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей.
  4. Создать условия одаренным и талантливым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности.

     Выявление и поддержка одаренных и талантливых  детей – один из путей к Качеству образования как  одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества образования, обеспечиваемого школой, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентноспособность в современном мире. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Основные направления работы с одаренными детьми

  1. Изменения в организации образовательного процесса, предполагающие:
  • усиление внимания к внутренней мотивации обучающихся (триада «я хочу», «я могу», «я должен»);
  • увеличение количества творческих, поисковых заданий при снижении количества репродуктивных упражнений;
  • организацию работы микро и макрогрупп, ориентированных на процессы социализации школьников в учебной деятельности;
  • предоставление обучающимся права выбора (выбор того или иного учебного предмета или уровня его изучения, выбор направления профессиональной подготовки, детского творческого объединения и пр.).
  1. Направления поддержки одарённых детей:
  • включение школьников в исследовательскую и проектную деятельность путём вовлечения их в работу научного общества учащихся;
  • индивидуальные консультации;
  • Внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий;
  • Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности, позволяющей демонстрировать школьникам свои достижения на олимпиадах различных уровней, конкурсах, соревнованиях
  • дифференциация образовательного процесса для различных групп обучающихся.

    Организация обучения происходит по принципу групповой дифференциации. Учебные занятия проходят в форме практических работ, зачётов, семинаров, конференций, «погружений в предмет» и т.д. Школьники регулярно принимают участие конференциях и турнирах.

Систематическое обновление банка данных «Одарённые дети»:

  • ведётся мониторинг достижений учащихся,
  • организуется презентация исследовательских работ школьников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.,

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством лицея того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Риски

Благоприятные факторы

Потенциальные угрозы

Стремление учащихся и родителей к достижению высокого статуса в обществе благодаря качественному образованию

Непопулярность рабочих профессий у выпускников

Создана система дополнительного образования обучающихся, реализуется комплекс мероприятий по развитию их таланта, направленных прежде всего на развитие творческой одарённости ребёнка

Проблема неравномерного развития талантливых детей: с одной стороны, высокие результаты ЕГЭ, с другой, низкая доля победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов

Компьютеризация ОУ, широкие возможности Интернет ресурсов, дистанционного обучения

Немотивированность большей части детей и их родителей.

Внутренние факторы

Позитивные факторы

Негативные факторы

Сформированная система качества образования  и его оценки в общем и дополнительном образовании

Отсутствие институтов общественно-государственной системы оценки качества образования

Формирование «модной» тенденции на здоровый образ жизни

Формирование вредных зависимостей среди молодёжи.

Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования в каждой школе

Значительный износ основных фондов системы дополнительного образования

Модернизация инновационного движения

 Формализация инноваций

 

Результативность и эффективность

  • обеспечение максимальных возможностей для каждого ребёнка через организацию второй половины дня;
  • обеспечение разветвлённой системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей;
  • развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей;
  • предоставление возможности старшеклассникам обучаться в заочных, очно–заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки;
  • развитие системы олимпиад и конкурсов, практики дополнительного образования;
  • развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
  • формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • развитие научно – исследовательских навыков и творческих способностей детей;
  • психолого - педагогическое сопровождение одарённых детей;
  • создание банка данных о школьниках с признаками академической одарённости, особыми интеллектуальными способностями;
  • модернизация  научно – технической базы, пополнение её новыми ресурсами;
  • использование инновавционных здоровьесберегающих технологий обучения;
  • соблюдение санитарных правил и нормативов питания;

Этапы, формы и методы работы с одаренными детьми

1.Аналитический. Выявление одаренных детей.

Прежде всего их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. (Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и др.). Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей. (Методика «Палитра интересов», «Карта одаренности» и др.).

2.Развитие творческих способностей на уроке

Основной формой организации учебного процесса остается урок. Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов в условиях деления класса на подгруппы при изучении математики. Задача педагогов сформировать и углубить способности учеников реализуется с помощью педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Большое внимание уделяется использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной

составляющей обучения математике. Главная цель не научить, а заинтересовать учащегося прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин, а также сформировать представления о фундаментальных разделах современной математики, не подлежащих изучению в средней школе в полной мере. Этому назначению и отвечают межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий. В настоящее время с внедрением в жизнь новых информационных технологий, дистанционного обучения можно говорить о решении проблемы объединения, глобализации образования одаренных во всем мире на качественно новый уровень.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать

дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

3.Развитие способностей во внеурочной деятельности

Основная задача помочь ребенку выбрать себе наиболее эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам. Участвовать в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Для этого посещать кружки, факультативы, творческие мастерские, спецкурсы по выбору, быть участником школьного научного общества. Работать в малой академии. Вести исследовательскую деятельность. Работать в лекторских группах. Обучаться на авторских курсах, работать в творческих группах при ВУЗах. Школьник обучается работе с дополнительной и научной литературой, с Интернет-ресурсами, совершенствует умение писать сначала доклады, потом рефераты, по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и в итоге выполняет исследовательскую работу, которую представляет на научно-практическую конференцию или конкурс, например, «Шаг в будущее» или выступление на Дне науки. Исследовательская работа позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет        собой        систему        занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.

Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов

Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Еще одна форма внеурочной работы – это организация профильных лагерей и смен для творчески одаренных детей. В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению самооценки и толчку к интеллектуальному прогрессу. Приоритет творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей. Итак, профильная смена для одаренных детей - это возможность их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов. Это важное звено в системе работы с одаренными детьми.

Процесс обучения одаренных должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

  1. http://www.window.edu.ru
  2. www.mccme.ru
  3. www.turgor.ru

Примерный план работы с одаренными детьми

Сроки

Мероприятия

Ответственные

 Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

 Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся

 зав. по УВР, учителя-предметники

, зав. по УВР, учителя-предметники, классные руководители одарённых (мотивированных) детей.

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей.

Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся  по необходимости в течение года)

Участие в конкурсах: Конкурс рисунков «Я люблю Волгоград»  (ко дню города)

 Школьный психолог, классные руководители одарённых (мотивированных) детей,

Октябрь

Организация работы НОУ

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад

Проведение школьного тура предметных олимпиад

Конкурсы и олимпиады  школьников

Организация познавательных кружков в школе «Умники и умницы», «Математическая мозаика»

Конкурсы  «Эрудиты нашей школы»

Участие в конкурсах : «Мои первые шаги в науке».

зав. по УВР , руководитель НОУ, учителя-предметники

руководитель НОУ, зав. кафедрами, учителя-предметники

зав. по УВР,  учителя-предметники

Ноябрь

Проектная деятельность по кафедрам

Проведение Эрудит-туров по параллелям  

Участие в предметных районных олимпиадах

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех  «

руководители кафедр, учителя предметники

кафедра  школы

руководители кафедр, учителя-предметники

руководители кафедр, учителя русского языка и литературы

Декабрь

Продолжение участия в предметных районных и окружных олимпиадах

руководители МО, учителя-предметники, зам. по УВР

Дни науки в школе

руководители кафедр, учителя предметники

Участие в Международных  олимпиадах по  физике

Кафедра  школы по физике

Январь

Парад наук по графику. Подготовка  к предметным неделям

руководитель кафедры, учителя

Продолжение предметных окружных, районных, городских олимпиад  школьников

руководители кафедр  зам. по УВР

Участие в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников

руководители кафедр

Февраль

Предметные недели в школе.  

Организация «Эрудит-туров» по предметам для старших школьников

руководители кафедр

Проведение интеллектуального Марафона в школе

руководители кафедр

Март

Парад наук по графику

руководитель кафедры, учителя предметники

Выставка детского творчества  (с учётом темы защиты проекта)

 учитель ИЗО, труда

Участие в конкурсе по

руководитель кафедры, учителя математики, начальной школы

Апрель

 

 

Проведение районной экологической конференции

зам. по УВР

Участие в  научно – практических конференциях среди школьников 8-11 классов

руководители кафедр, учителя - предметники, зам. по УВР

Подготовка и проведение фестивалей.

руководители кафедр, учителя - предметники,

Защита школьных проектов, участие в городской конференции проектной деятельности учащихся 1-11 классов

 руководители кафедр, учителя - предметники,  зам. по УВР

Участие в Международной игре-конкурсе «Человек и природа»

Кафедра Естествознания

Май

Анализ результатов школьных, районных, городских олимпиад

 руководители кафедр, учителя - предметники, зам. по УВР

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей

Директор, зам. по УВР, руководители кафедр, учителя - предметники

Показатели результативности работы с одаренными детьми

Наличие базы данных

Наличие индивидуальных программ по работе с одаренными детьми

Участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах

Наличие НОУ (научного общества учащихся)

Создание портфолио выпускника школы

Список литературы

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» [Текст] И. С. Аверина, Е. И. Щебланова. – М., 1996.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] // Психология мышления. Дж. Гилфорд. – М., 1965.
  3. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [Текст]: Пособие для школьных психологов. – М., 1995.
  4. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  5. ​ Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  6. ​ Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  7. ​ Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.
  8. ​ Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
  9. ​ Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  10. ​ Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  11. ​ Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  12. ​ Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009
  13. ​ Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.
  14. ​ Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1999
  15. ​ Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  16. ​ Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.