Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
статья по биологии на тему

Богданова Елена Серафимовна

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00014d18-b8969ccf.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Система  выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие,  выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет - биология.  Однако в школе должны быть созданы благоприятные  условия и творческая атмосфера  для успешного развития способностей всех детей. Такие условия возможно создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться   ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

       Талантливый  ребенок, какой он?

Обладает:

  •  отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором
  • отличается любознательностью и наблюдательностью
  • способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности
  • быстро схватывает новый материал
  • самостоятельно достигает поставленной цели
  • легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями
  • выполняет задания повышенной трудности
  • умеет искать, анализировать, обобщать

Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

В практике своей работы я пользуюсь разными  технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и  информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

Дифференцированный подход

Способным   детям  не достает темпа продвижения,  сложности и оригинальности заданий. Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо начинают рисовать, читать, или смотреть , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Для таких  детей, я использую на уроках следующие творческие задания: 

  • Придумать загадку;
  • Составить тест по теме
  • Объяснить материал отстающим
  • Составить или решить кроссворд
  • Выполнить задание повышенной сложности
  • Придумать задание по теме в виде таблицы или схемы
  • Оценить и дополнить ответы одноклассников

       

      В своей работе в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями использую банк  творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня.

Внеурочная работа по предмету

 Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя химии и биологии. Широко использую такую форму, как тематический лекторий  с медицинским уклоном, выпуск стенгазет, конкурс фотографий.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады.

Именно они во многом способствуют выявлению способных учащихся, для дальнейшей поддержки и развития  их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Портфолио школьника

Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания портфолио.  Туда может входить подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении предмета, проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома,  сертификаты и грамоты.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей

Настоящий материал раскрывает систему работы с одаренными детьми в ОУ. Вопрос был заслушан на совещании директоров района....

Организация городской «Школы исследователя», как средство поддержки талантливых детей (система работы)

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школы» говорится, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, у...

Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности (статья из опыта работы)

Автор предлагает и делится своими мыслями и наработками, опираясь на многолетний педагогический опыт интеграционной деятельности педагога дополнительного образования с учащимися, родителями, учителями...

Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин...

«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»

Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения...