Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности
учебно-методический материал

Байгушева Лариса Михайловна

 

Талант сам по себе бесцветен и

 приобретает окраску только в применении. 

Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sistemy_poiska.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Создание системы поиска

и поддержки талантливых детей,

а также их сопровождение в течение

всего периода становления личности

Подготовила:

учитель математики,  

заместитель директора по УВР

МБОУ-СОШ №2 города Аркадака

Саратовской области

Байгушева Л.М.

 

Аркадак, 28.08.2019г.

 «Создание системы поиска и поддержки талантливых детей,

а также их сопровождение в течение всего периода

 становления личности»

Талант сам по себе бесцветен и

 приобретает окраску только в применении. 

Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин

   Сегодня все ученые единодушны в том, что не талантливых людей не бывает. Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере.  Талантливый ребёнок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одарённый, то есть наделённый определённым даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

 Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Детская одаренность выступает как проявление закономерностей возрастного развития

 Раннее выявление детей данной категории – это важный вопрос, ведь, если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал.  И чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»  и «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

  С реализацией стандартов общего ОБРАЗОВАНИЯ в каждой школе «должна быть выстроена разветвленная СИСТЕМА поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».  Где одно из главных направлений  в работе школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей

   Но прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Часто такие дети имеют более высокий, по сравнению со сверстниками,  уровень интеллектуального развития, нередко их  отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации.  Учитель начинает работу   с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников, получать информацию из   общения с родителями.  

  Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

   Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать.

   Выявить талантливых детей не настолько сложно, как найти то заведение, в котором он бы мог совершенствовать и развивать свои способности. В условиях  нашей местности, где не настолько широко развита сеть учреждений дополнительного образования, как в больших городах это сделать сложнее, но  мы всё-таки стараемся эту работу проводить.

В целях поддержки и сопровождения одаренных детей, в школе проводятся всевозможные  мероприятия и созданы необходимые условия  направленные на поиск, развитие и поддержку одарённых детей (предметные олимпиады, спортивные соревнования, творческие конкурсы, предметные недели, проектная деятельность и др.), а также их сопровождения в течение всего периода становления личности

  •  С 2018 года на базе  нашей школе создана и действует муниципальная инновационная площадка «Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, как фактор развития их одаренности», целью которой является воспитание разносторонне развитой личности в условиях общеобразовательного учреждения. А для достижения цели педагогический коллектив решает следующие задачи: развитие одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей, воспитание одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы, развитие умений находить применение своим знаниям и способностям, осознавать их значение. Индивидуальный образовательный маршрут помогает  одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.
  •  Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного     и профессионального    самоопределения    школьников.

Итак, система организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных и талантливых детей

Выявление талантливых детей должно начинаться как можно раньше, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

    Для работы с такими детьми педагог должен быть:

  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • Проводником передовых педагогических технологий;
  • Увлечен своим делом;
  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • Знатоком во всех областях человеческой жизни
  •    Чтобы выявить одаренных детей педагоги:

- анализируют особые успехи и достижения детей,

-проводят  диагностику их потенциальных возможностей,

-осуществляют преемственность между начальным,  средним и старшим звеном,

- создают  банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;

-организуют работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

-развивают творческую одаренность учащихся через систему дополнительного образования;

-создают  условия  для всестороннего развития одаренных детей

  При выявлении талантливых, одаренных детей педагоги нашей школы пришли к мнению, что более целесообразно использовать комплексный подход и применять разнообразные методы: различные варианты наблюдения за детьми (в школе, и вне школьной деятельности); включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей); организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров.

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

      Для поддержки талантливых детей педагоги нашей школы применяют различные технологии. Наиболее частым стало  применение проектных технологии. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования.

    Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности

     Технология дифференцированного и индивидуального подхода

даёт возможность  создать условия для развития личности каждого учащегося. Необходимо учитывать, что одарённые  дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Одарённый ребёнок может развиваться неравномерно (например, вычислять сложные математические формулы и не уметь завязать шнурки). У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание, чрезмерная эмоциональность иногда проблемы в общении с окружающими людьми. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

   Каждый педагог при работе с данной категорией детей старается дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, затем пытается развивать и направлять талант в нужное русло, следующим шагом является помощь одаренному ребенку в его успешной самореализации. Немаловажное  значение имеет мотивация учебного процесса. Устойчивый интерес к учебной деятельности мы стараемся формировать через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, а также игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов таких как «Отсроченная отгадка» - загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие,  «Удивляй» даются интересные сведения о растении или животном, «Прогнозирование» - Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Проведение  исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребёнка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. И зачастую увлечение каким-либо предметом в школе, приводит к тому, что это становится дальнейшей профессией, делом всей жизни.

  Важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время учебного занятия. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Поэтому при подготовке к учебному занятию педагогам приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для таких учащихся.

    Нередко в своей работе педагоги используют  коллективные способы обучения, и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции педагога при работе в группе. Работа в группах , в парах используется как педагогами младшего так и среднего звена, мотивированные дети контролируют других ребят, либо объясняют им материал учебного занятия.

   А что делать, если одаренный ребенок – одиночка (что чаще всего и бывает). Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий, и здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта, который часто используют педагоги: ученикам предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности и с этими трудностями предстоит справиться.  Система заданий для одаренного ребенка  продумывается таким образом, чтобы у него возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями.

    Все выше перечисленное можно отнести и к домашним заданиям для одаренного школьника. Современные задания требуют от ребенка обширных знаний в других областях, поэтому необходимо осуществление межпредметных связей. Например изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.         Результаты наблюдения и опытов фиксируются, обобщаются и представляются в цифровом виде. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, презентация, описывающая картины природы, Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. Ученик не может пренебрегать другими предметами, разностороннее обучение становится необходимостью.

Несомненно, каким бы хорошим не был урок, его недостаточно для воспитания одаренного ученика. Поэтому, конечно, не обойтись без кружка и факультатива. Кружки, факультативные курсы, внеурочная деятельность у нас как предметной, так и научно-познавательной направленности. Темы и программу, которых мы определяем исходя из запросов и интересов учащихся. Такие занятия, бесспорно, играют определенную роль в воспитании одаренного школьника. Так как это все-таки коллективные занятия, то присутствует дух соперничества, соревновательности. Главное, чтобы у ребенка были достойные соперники, а если их нет, то в таком качестве может выступить и учитель.

3. Поощрение талантливых и одаренных детей.

  Одновременно с выявлением и поддержкой талантливых детей должно проводиться  их сопровождение в течение всего периода становления личности 

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Таким ребятам, в качестве поощрения, можно  предложить участие в научно – исследовательской деятельности, соблюдая главное правило-: никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. Принимая участие в научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

   Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми занимает одно из ключевых мест, так как именно здесь создаются условия:

-  для социальной адаптации одаренных детей (совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);

-для  стимулирования и поощрения учащихся, так как любую деятельность всегда стимулирует поощрение, отмечаются наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей на общешкольных линейках, на родительских собраниях; вручаются благодарственные письма,  грамоты, сертификаты

• для активизации разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы).

4. Работа с родителями одаренных детей

  Каждый человек рождается талантливым. В каждом из нас скрыта бездна талантов и способностей, реализовать которые нам мешает не общество, а неуверенность в своих силах. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Поэтому мы «педагоги», совместно с родителями должны стремиться помочь ребенку раскрыться, реализоваться в этой жизни. Ведь только самораскрытие и самореализация способны открыть человеку смысл жизни и подарить ему счастье

Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача и для этого требуются усилия родителей (взрослые, не имеющие никаких интересов, кроме бытовых, вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования).

   В настоящее время педагоги, работающие с детьми  вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей. Талантливый ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому необходимо  установить тесную связь с каждым родителем, сделать его партнером в процессе воспитания и образования своего сына или дочери, осуществлять педагогическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха, объяснить, какую помощь они могут оказать своему ребенку.

        Ведь, благодаря педагогическому и родительскому вниманию и заботе дети раскрываются и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот

5. Работа с преподавателями одаренных детей

 Для учителей в школе проводятся круглые столы, методические и предметные недели, семинары, беседы по работе с одаренными детьми и созданию индивидуальных программ обучения.

  Учителя, работающие с одаренными детьми должны быть творческими, профессионально грамотными, способными к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелыми организаторами учебно-воспитательного процесса, интеллигентными, эрудированными, владеющие современными образовательными технологиями.

 Педагоги работающие с данной категорией детей занимаются самообразованием, систематизируют обзор новых поступлений литературы в библиотечном фонде по данной тематики с последующим обсуждением и обменом опытом на методических совещаниях; проводят целенаправленные наблюдения за учебной и внеурочной  деятельностью для выявления детей, показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности.

  Мы видим свою задачу не только в том, чтобы работать с пришедшими к нам талантливыми, умными детьми, но и в том, чтобы обычный ребенок, а их у нас много, почувствовал себя одаренным в той или иной сфере приложения их интересов, почувствовал себя уникальной неповторимой личностью, и с этой твердой уверенностью в себе, в своих силах шагнул из школы в жизнь.

   В работе с одаренными детьми учителя нашей школы исходят из постулата «если ребенок плох – это не его вина, а вина окружения, так как каждый ученик хочет признания, уважения, любви окружающих». 

   Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

  В каждом общеобразовательном учреждении есть талантливые дети, которые поднимают рейтинг школ своими возможностями и заставляют нас двигаться вперёд в бурном течении школьной жизни.

 

Уважаемые педагоги,  дайте возможность детям поверить в себя и свои силы, раскройте таланты, поверьте, они у них есть.

 

   В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

О системе поддержки талантливых детей

Материал представляет собой тезисы из опыта работы школы по реализации одного из направлений национальной образовательной инициативы "Наша Новая школа"...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»

Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения...