«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»
опыты и эксперименты по технологии

Кулушева (Молдашева) Алия Жардемгалиевна

Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их   сопровождение в течение периода обучения»

       

Развитие,  выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет – «Технология». Не секрет, что в каждом классе  есть ученики, различные по способностям: слабые, средние  и способные.

       Талантливый  ребенок, какой он?

Обладает:

  •  отличной памятью,
  • высоким уровнем мышления и интеллекта,
  • хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором
  • отличается любознательностью и наблюдательностью
  • способен  сосредоточиться на нескольких видах деятельности
  • быстро схватывает новый материал
  • самостоятельно достигает поставленной цели
  • легко усваивает  учебный материал и обладает коммуникативными умениями
  • выполняет задания повышенной трудности
  • умеет искать, анализировать, обобщать

Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

В практике своей работы я пользуюсь разными  технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и  информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

   Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

работа с родителями одаренных детей

включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

формирование и развитие сети дополнительного образования;

организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

    Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся. 

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.. 

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.

Одарённые дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей современного образования. Одним из важнейших требований к современному процессу обучения является требование развития у школьников творческих подходов к деятельности

Готовых рецептов работы с одаренными детьми зачастую нет и быть не может. Ведь каждый ребенок – это личность и к этой личности надо подобрать свой ключ. Вот здесь надо школьника не просто похвалить или поставить «пять», но и мотивировать его к дальнейшим действиям другими методами.

Проблема выявления одарённых детей очень сложная и следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.

В своей работе применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.

Заинтересовать современного ребенка чем-то трудно, но можно, если вы сумеете убедить его в том, что в дальнейшем все, что он делает сейчас, все, к чему сейчас стремится, принесет ему большую пользу.

        Уроки технологии открывают широкие горизонты для выявления и развития одарённости, специальных умений.

        Целями и задачами моей работы с одарёнными детьми является их выявление и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

        Для развития одарённости подростков в своей работе использую как традиционные урочные, так и внеурочные формы и методы работы. В своей работе применяю различные инновационные педагогические технологии (развивающего обучения, уровневой дифференциации, компьютерные, проектные), которые стимулируют, направляют и ускоряют развитие личности, в том числе и одарённых детей.

       Очень важен первый контакт учителя с детьми. Именно на первом уроке закладывается система отношений с педагогом, начинается формирование уровней познавательной активности учащихся, которая является одним из показателей одарённости. «Чтобы ребёнок чем-то занялся, он должен вначале удивиться!», вниманию детей представляю слайдовую презентацию о разделах технологии, об умениях, которые им предстоит приобрести, знакомлю с выставкой работ учащихся и достижениями профессионалов и народных умельцев. Предлагаю викторину и небольшую диагностическую анкету. Положительная мотивация занятий побуждает к деятельности, ориентирует их на успех.

      Чтобы систематизировать свои представления об «Интеллектуальном портрете» детей использую наблюдения других педагогов и родителей учеников

Одним из критериев одарённости является широта проявлений в различных видах деятельности: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Все эти виды деятельности на уроках технологии обеспечивают возможность развития и проявления одарённых детей.

     На уроках 5-8 классах по моделированию изделий, материаловедению, кулинарии, обработке материалов наряду с репродуктивными и частично-поисковыми задачами ставлю задачи творческие. Например: составить кроссворд, разрешить ситуацию, предложить модель, подобрать цвет и отделку, составить авторский рисунок узора, найти старинный рецепт приготовления напитка или блюда, изучить обряд, вспомнить сказки, легенды, поверья, связанные с темой занятия. Этот приём способствует самостоятельности мышления, инициативности и творчеству, развиваются умения, оттачивается мастерство.

         Проектная деятельность в 5-8 классах кроме развития специальных умений развивает исследовательские и мыслительные умения и навыки, активно-творческие ученики выполняют познавательные задания различной сложности, в основе которых лежит сравнение, самостоятельно выдвигают гипотезы.

          Решая проблему изготовления продукта проекта, развиваю исследовательские навыки детей: способность анализировать, делать выводы, проводить аналогии, способность к ассоциативному мышлению. Для этого предлагаю ряд упражнений: на ассоциации, «звёздочка обдумывания»- перечень критериев, анализ существующих идей, диаграмма «Паучок». Эти упражнения реализуют потенциальную одарённость ребёнка, обеспечивают определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

         Ученики активно-творчески исследуют различные технологии современных производств, проводят исследования о востребованности профессий на рынке труда.

         Наряду с урочной деятельностью выявлению и развитию одарённых детей способствует внеурочная работа. Творческую одарённость ребёнка, высший уровень исполнения его деятельности, преобразовываю и развиваю участием этих детей в выставках народных умельцев СДК п. Мирный, участием в проектах («Имидж девушки», «Интерьер жилого дома»), внеурочной деятельности «Мастерица».

          К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне  обучающиеся изготовили в технике папье –маше модели военной техники времен Великой Отечественной воны. Новрузова Наргиз признана победителем в открытом заочном конкурсе творческих работ «Техника, с которой победили» ГАУ ДПО «СОИРО» Детский технопарк «Кванториум».

            В  КОНЦЕПЦИИ  преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы  содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ» и  выстроено в модульной структуре. Во внеурочную деятельность  «Робототехника и системы автоматического управления» для 8 класса вынесен модуль «Робототехника». Курс ориентирован на сборку и программирование роботов фирмы «Амперка», технологии умного дома и интернета вещей. Используемый язык программирования роботов Амперка JavaScript.

       Обучающиеся 8класса с удовольствием выполнят проекты данного курса.

       Всякий ребёнок нуждается в поощрении. Информация о достижениях ребёнка публикуется  на школьном сайте. Dnevnik.ru, награждается благодарственным письмом и грамотой школы, информируются родители, обеспечивается участием в олимпиадах различного уровня.

       В каждом классе есть ученики, в которых сочетаются творчество, скромность, высокий интеллект, внимательное отношение ко всему, и, что особенно меня радует, у них есть очень важный стимул – побеждать. А ведь порой цена этих побед – трудная работа над собой. Неталантливых детей нет. Необходимо только научить их раскрыть свои способности, таланты, поверить в себя. И здесь моя главная задача, как учителя и наставника, – вовремя прийти на помощь.

     Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.

Открытый урок «Художественные ремесла» (5 класс).

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

  1. База данных одаренных детей.
  2. Тестирование одаренных детей.
  3. Анкетирование
  4. Динамика успехов одаренных детей

 

Диагностика

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей  в процессе индивидуализированного образования. На каждого учащегося оформляется диагностическая карта личностных качеств. (Применяемые методики: Методика «Ценности ориентации» М.Рокича; методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей»; методика «Самооценка личности» и др.

Выводы

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей  и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

      Анализ работы  с одаренными детьми  дает возможность осознанно выбирать предпочтительные, оптимальные методы и технологии обучения, воспитания и развития личности одаренных детей. Работа с одаренными детьми  на учебных и внеклассных занятиях с внедрением и использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),  метода проектов, проблемного обучения в процессе обучения технологии, организации исследовательской деятельности школьников открывает широкие возможности для углубления и расширения  технологических  знаний и способствует формированию технологической  культуры, воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению личности школьника как полноправного члена общества, несущего ответственность за будущее страны и своей малой Родины. Активно внедряю  в свою практику технологию исследовательского обучения, широко применяю нетрадиционные формы обучения, которые развивают у учащихся нестандартное мышление, ведущее к принятию ими неординарных решений при выполнении задач творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Cоздание системы поиска и поддержки одаренных детей.

Методические рекомендации по созданию системы поиска и поддержки одаренных детей....

Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей в спорте.

В данном материале предложены тесты для подготовки теоретческого тура по олимпиаде ф.к., так же примерный комплекс упражнений по гимнастике, баскетболу....

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин...