Главные вкладки

    Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»
    статья по теме

    Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержал талант своего ученика- значит он ни зря пришел в профессию. значит он состоялся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Житнинская средняя общеобразовательная школа»

             

     

            

    Система поддержки  талантливых детей– одно из направлений реализации  национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

     

     

             

     

                                                                                Подготовила : зам.директора по УВР

                                                                                                                 Кащеева Е.В.

            

                                                Житное, 2012 г.                                                             

                                                              В каждом человеке солнце.            

                                                           Только дайте ему светить.

                                                                                               Сократ                                                                                                          

     Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений 
    - обновление образовательных стандартов; 
    - система поддержки талантливых детей; 
    - развитие учительского потенциала; 
    - современная школьная инфраструктура; 
    - здоровье школьников

    Проблема одарённости в настоящее время   становится всё более актуальной,  это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы -  системе поддержки талантливых детей.

    Работа с талантливыми и одаренными учащимися - одна из современных и  проблемных задач модернизации образования.   Она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении .   Долг и дар учителя заключается в том, чтобы суметь среди учащихся школы выявить наиболее одаренных, талантливых детей, помочь им проявить свои способности,   показать путь для самореализации.   Ведь зачастую талантливые дети бывают замкнутыми, малообщительными, незаметными в классном коллективе, стеснительны. Многие из них, как правило не раскрываются сами, возможно и не ведают о том природном даре, который в них присутствует. Наша задача- суметь раскрыть таких детей, дать им возможность показать свои способности , показать путь к самоутверждению .   Каждый ребенок по своему талантлив и одарен. Другой вопрос, есть ли на сегодняшний день в школах необходимые возможности для того, что бы суметь поддержать детей. Ведь любой талант мало раскрыть , его нужно развивать, совершенствовать.  Важно раннее выявление одаренных детей, еще в начальной школе, на ранних стадиях обучения.     Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и становится  его приоритетом  ! Не последнюю роль в этом играет школа.

            Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка  адекватно оценивается учителем хотя бы уже потому, что традиционное обучение может препятствовать проявлению тех или иных признаков одаренности.  Учителю должно быть небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы. Станет ли он впоследствии ученым, изобретателем, политиком, изменившим мир к лучшему? Или согнется под грузом нерешенных проблем, так и не развив свои дарования? Ответ на эти вопросы во многом зависит от того, как пройдут школьные годы   ребенка.

            Мы знаем, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших  аспектов деятельности школы.  Забота об одаренных детях - одна из особенностей  нашего времени.    

     Одарённые дети отличаются хорошей  памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, другие могут учиться плохо. В последнем случае речь идёт об отсутствии внимания к ребёнку со стороны педагогов и  родителей,  в результате чего одарённые школьники теряют интерес к занятиям. Ведь понятия одарённости и успеваемости отнюдь не тождественны: одарённость – это потенциал, или возможности учащегося, а успеваемость – результативность процесса обучения.

       Детям с ярко выраженными способностями и интересами к определенной предметной области:  математике, естествознанию, рисованию, музыке, спорту - требуются  условия обучения, позволяющие им реализовать и развить эти способности, включая развитие других сфер. Но программы, ориентированные на максимальное расширение круга преподаваемых предметов,  могут входить в противоречие со стремлением ребенка. Из этого вытекает необходимость создания  индивидуальной образовательной траектории обучения отдельного талантливого ученика.     Не менее важно учитывать и методы обучения, используемые в работе с одаренными детьми. Ярко выраженная творческая активность, самостоятельность и критичность мышления  одаренных могут вызвать трудности в обучении при преобладании монотонных лекций и традиционных методов. Самостоятельная исследовательская работа ученика – одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения,  которая на протяжении многих лет практикуется педагогами нашей школы .

          Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее.   Необходимым условием для работы с одаренными детьми  также является наличие хорошей материально - технической базы, прежде всего в школе.  

      Одним из важных пунктов в работе с талантливыми и одаренными детьми-        объединение   усилий учителей, обмен опытом,  информацией.   В решении этой проблемы главную роль могут и должны сыграть школьные и районные методические объединения, методические центры и другие методические структуры. По оценкам ученых из разных стран мира, около 15-25%  учащихся нуждаются в специальном обучении,  которое ориентировано  на одаренных. Может быть, и верна мысль о том, что все дети одарены от природы, но на развитие одарённости всё же наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. И не всегда учитель может раскрыть природную одарённость в каждом.

    Работа с одаренными  детьми- процесс непрерывный, требующий большого внимания, терпения и кропотливого труда педагога. Педагоги нашей школы уделяют большое  внимании е раннему выявлению талантливых, одаренных в различных направлениях  детей, прикладывают все усилия для того, чтобы способности  ребенка были замечены , оценены и реализованы.

    Для более качественной работы в данном направлении  подключен психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком  выясняет особенности его  развития, его наклонности и способности.

    Результаты исследования  психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии  позволяет более тонко изучить личность каждого ученика, искать подход в обучении и воспитании.

    В нашей школе, как и в любой другой, обучаются дети с различными видами одаренности:  интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической,  социальной,  спортивной. У этих  детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас.   У некоторых ребят наблюдается    неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. В силу того, что одаренные дети, как правило, отличаются в развитии от своих сверстников, у них зачастую возникает ряд серьезных проблем:     неприязнь к школе, игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. ощущение неудовлетворённость ,нереалистические цели ,сверхчувствительность ,потребность во внимании взрослых, нетерпимость.  Наша задача –  помочь детям преодолеть эти негативные комплексы , научить их быть более раскованными , открытыми , позитивными.

    Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей мы используем   наиболее , на наш взгляд ,эффективные и результативные методы, например:

    Создание проектов и презентаций.

     Данный метод используется в школе много лет. Работы учащихся школы помещены на сайтах ИНТЕРНЕТ «Портфолио», «nsportal», « 1 сентября» и др., принимают участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах, защищают свои проекты, презентации работ на научно- исследовательских конференциях проводимых Астраханским государственным университетом, КАСПИРХ, занимают призовые места.    Преимущество данного метода  в том, что он

           -делает процесс обучения интересным;

         -расширяет познания за пределы темы;

    -придают учебному процессу динамичность и привлекательность;

    -учащиеся становятся творческими исследователями;

    -получают удовлетворение от работы

    2.Ролевые игры.

    Данный метод используется на всех ступенях обучения учащихся. Он привлекает тем, что:

    -Активизирует творческий процесс на уроке.

    -Включает элементы драматизации.

    -Дает возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.

    -Предполагает неформальное общение.

    3. Творческие задания.

    Данное направление позволяет индивидуально поработать с каждым , или с группой учащихся. В любом случае учителю предоставляется возможность выявить наиболее творческого и талантливого ученика. Творческие задания могут носить следующий характер:  

    -составление загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов на заданную тему конкурсы сочинений,  переводчиков, чтецов. Поэтический конкурс- многие учащиеся нашей школы являются лауреатами и дипломантами конкурсов «Золотой ключик», «Хрустальная роза», их стихи опубликованы в сборниках «Хрустальная роза»; .составление проблемных заданий и их решение и т.д.

    4.Внеклассная работа по предмету.

     Данное направление- старый, испытанный но верный метод, позволяющий выявить наиболее способных, талантливых и одаренных детей.     В нашей школе проводятся следующие внеклассные мероприятия:

    -Предметные недели: проводятся ежегодно с октября по апрель. В плане проведения недель обязательно есть мероприятия ни только познавательного характера. Проводятся интеллектуальные игры,  учащимся даются задания интеллектуального характера. Это тоже один из активных методов выявления талантливых и одаренных детей в школе. По степени их заинтересованности и участия можно судить о способностях детей. В школе организовано и работает научное общество «Эрудит».

    -Олимпиады: школьные, районные. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах, чемпионатах которые проводятся Центрами развития одаренности  детей различных городов России – Калининград ,Барнаул, Махачкала и др., а так же во Всероссийской дистанционной предметной олимпиаде проводимой центром развития мышления и интеллекта «Вот задачка.ru» www.vot-zadachka.ru. По разным предметам. У нас есть победители, которым вручены дипломы I,II,III, cтепени В 2011-12 учебном году приняли участие около 50% детей .

    - Творческие вечера: « Мисс Натали» , «Театральные подмостки»,и др. где учащиеся могут воплотится в героев литературных произведений, прочувствовать дух той эпохи, которая отражена в произведении, испытать свои актерские способности.  Вечера получаются содержательными, интересными, помогают учащимся раскрыть свои таланты.

    - Военно-спортивные мероприятия : «День здоровья» школьные спартакиады, спортивные соревнования,

    «Браво,парни», «Веселые старты», участие в военно- спортивной игре «Зарница» и другие мероприятия данной направленности позволяют выявить учащихся с хорошей спортивной закалкой и способностями.

    Ребята входят в сборную команду школы по футболу, выезжают на соревнования защищая честь школы, района, области, занимают призовые места.

    Это только часть мероприятий, проводимых в школе в направлении выявления одаренных и талантливых детей ,способствующих  развитию их таланта и его реализации. Все мероприятия проводятся благодаря энтузиазму и неравнодушию наших педагогов. Каждый ребенок талантлив по своему. Наша задача- найти ту изюминку, зажечь искру познания, показать путь к реализации того бесценного дара, который затаила природа в каждом ребенке. Страна нуждается  в неординарной творческой личности, способной творить ее будущее. Такой потенциал у нас есть, только нужно его заметить и раскрыть. И такая возможность тоже есть. Она в наших руках- в руках школьного учителя. Ведь путь каждого ребенка в большую жизнь начинается со школьного порога!  

     

    Литература 
    Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 
    Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. 
    Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 
    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 
    Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. 
    Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» Кащеева Е.В. – зам. директора по УВР МБОУ « Житнинская СОШ»

    Слайд 2

    В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить. С ократ

    Слайд 3

    Работа с талантливыми и одаренными учащимися - одна из современных и проблемных задач модернизации образования.

    Слайд 4

    Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений: - обновление образовательных стандартов; - система поддержки талантливых детей; - развитие учительского потенциала; - современная школьная инфраструктура; - здоровье школьников

    Слайд 5

    Одаренный ребенок, какой он? (качества со знаком «+») -отличная память, -высокий уровень мышления и интеллекта, -хорошо развитая речь, -большой словарный запас

    Слайд 6

    Одаренный ребенок, какой он? (качества со знаком «-») -неприязнь к традиционным методам обучения, -стремление к лидерству, -повышенные требования к себе и окружающим, -стремление к совершенству во всем, нетерпимость .

    Слайд 7

    Существуют две точки зрения «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко»

    Слайд 8

    Проблемы одарённых детей 1. Неприязнь к школе. 2. Игровые интересы. 3. Погружение в философские проблемы. 4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 5. Ощущение неудовлетворённости. 6. Нереалистические цели . 7. Сверхчувствительность. 8. Потребность во внимании взрослых. 9. Нетерпимость.

    Слайд 9

    Виды одаренности интеллектуальная творческая академическая художественно-эстетическая социальная спортивная

    Слайд 10

    Основные подходы в работе с одаренными детьми: -ускорение, -углубление, -обогащение, - проблематизация

    Слайд 11

    Необходимые условия работы с одаренными детьми: сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных».

    Слайд 12

    Условия успешной работы с одаренными учащимися Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки; учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

    Слайд 13

    Учитель должен быть : увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

    Слайд 14

    Методы работы с одаренными детьми Учитывая особенности личностных качеств одаренных, талантливых детей. в школе используются наиболее , на наш взгляд, эффективные и результативные методы, например:

    Слайд 15

    Создание проектов и презентаций . Преимущество данного метода в том, что он -делает процесс обучения интересным; -расширяет познания за пределы темы; -придают учебному процессу динамичность и привлекательность; -учащиеся становятся творческими исследователями; -получают удовлетворение от работы.

    Слайд 16

    Ролевые игры Данный метод используется на всех ступенях обучения учащихся. Он привлекает тем, что: -Активизирует творческий процесс на уроке. -Включает элементы драматизации. -Дает возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями. -Предполагает неформальное общение .

    Слайд 17

    Творческие задания -составление загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов на заданную тему конкурсы сочинений переводчиков, чтецов. Поэтический конкурс- многие учащиеся нашей школы являются лауреатами и дипломантами конкурсов «Золотой ключик», «Хрустальная роза», их стихи опубликованы в сборниках «Хрустальная роза»; .составление проблемных заданий и их решение и т.д .

    Слайд 18

    Внеклассная работа по предмету. -Научное общество -Олимпиады - Творческие вечера Военно-спортивные мероприятия -Конкурсы

    Слайд 19

    Дорога к своему таланту — дорога к самому себе Учитель- как путеводитель, который может и должен помочь своему ученику найти тот путь .

    Слайд 20

    Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников . Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.

    Слайд 21

    Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, «на лету» схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю .

    Слайд 22

    Каких плюсиков больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

    План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

    План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

    В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

    Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

    В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

    Приоритетные направления реализации инновционной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Изменение школьной инфраструктуры).

              Модернизация и ииновационное развитие-единственный путь, который позволит России стать конкурентноспособным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жиз...

    Развитие учительского потенциала как ведущее направление Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

    Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «В школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». «Наша новая школа» особое внимание уделяется развитию потенциала совреме...