Система работы ШМО учителей истории и обществознания в гимназии № 38 г. Махачкалы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей в школе в рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа».
материал по истории

«Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов в России…»

                                                 Д.А.Медведев

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы ШМО учителей истории и обществознания в гимназии № 38 г. Махачкалы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей в школе  в рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа».

«Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов в России…»

                                                 Д.А.Медведев

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными детьми крайне необходима.

Одаренный – значит, получивший дар…

 Все дети получили дары от рождения – способности воспринимать, чувствовать, созидать. Вопрос только в том, насколько этими дарами они в полной мере пользуются.

Согласна с мнением, что одаренность человека – это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий, во многом  и от заинтересованности учителя, от его желания зажечь «огонь, мерцающий в сосуде».

Истекший  учебный год для учителей истории и обществознания столицы  прошел под знаком реализации национальной инициативы «Наша новая школа». В гимназии № 38  она осуществляется  учителями при содействии  администрации школы. Реализация программы выражается качественной модернизированной технической базой, которая включает в себя компьютерные классы, интерактивные доски, банк мультимедийных проектов. В учебном плане администрация  создает предпрофильные и  профильные классы с углубленным изучением предметов, предоставляет учителям часы для элективных курсов, для вовлечения детей в научно-исследовательскую деятельность и подготовки их к олимпиадам .

На фоне  создающихся условий для  оптимального развития одаренных детей учителя нашей секции считают  необходимым развивать творческую среду для выявления одаренных детей, а также  детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, и  просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей.

В секции на данный момент работают 6 учителей, из них 2 учителя высшей категории, 1 учитель второй категории и 3 молодых специалиста.

Несмотря на  то,  что коллектив историков постоянно обновляется, в МО складываются хорошие отношения – традиция уважать и поддерживать друг друга.  

МО учителей истории определило основные направления деятельности в работе с одаренными детьми. На уроках для выявления и поддержки одаренных детей в условиях инновационных технологий нами используются следующие методики: технологии сотрудничества, технологии использования в обучении игровых методов, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникативной технологии, технологии исследовательской деятельности.

Каждый из опытных  преподавателей имеет наработанную систему в выявлении и развитии одаренных детей.

Бахрутдинова Марина Владимировна главным в работе по развитию и поддержке талантливых детей считает формулу: чтобы зажечь, надо гореть. Выявить одаренных детей Марине Владимировне помогают современные технологии: обучение через игру, обучение в сотрудничестве, обучение через постановку проблемы и ее решения.

Фугарова Ирина Карловна, ориентируясь на раннюю предпрофильную подготовку детей, основываясь на личном интересе  детей, выявляет их способность к обществоведческим наукам. Познание сложных философских понятий идет через иллюстрирование понятий и терминов, написание эссе. Глубокое знание психологии школьников помогает выявить и развить творческий потенциал учеников.

Шапиева Сакинат Идрисовна в своей работе  руководствуется убеждением, что с учеником нельзя работать бесполезно, не любя его, не желая всей душой помочь ему стать лучше, умнее. Развивая в детях интеллектуальную одаренность, стремится к слиянию процессов мыслительной активности и творческой деятельности учителя и ученика.

Все применяемые технологии способствуют формированию научного мышления учащихся, а также развитию интеллекта и творческого потенциала.

 Одаренность детей выявляется больше во внеклассной работе, поэтому учителя  в течение года занимались выявлением  и составлением банка данных таких детей, диагностировали  с помощью психолога; вовлекали детей  к участию в предметных неделях, конкурсах,  марафонах, олимпиадах; увлекали научно-исследовательской деятельностью.  

Декада истории и обществознания, проведенная в феврале 2010 года, была наиболее успешной в выявлении и поддержке одаренных детей за последние годы. Задачей многочисленных мероприятий являлось повышение интереса учеников к предмету и пропаганда исторических знаний, формирование мировоззрения и развитие творческих способностей.

Был отмечен высокий процент учащихся, желающих участвовать в олимпиадах по истории, обществознанию, праву на школьном этапе. Хорошие  результаты  показали наши дети в олимпиадах городского и республиканского уровня.

В городской олимпиаде учащиеся гимназии  заняли 8 призовых мест, 5 из которых заняли ученики Фугаровой И.К.  2 первых места, 1 – II место, 2 – III места.      

В исторической викторине «Знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее», приуроченное  65- летию  Победы в Великой Отечественной войне  и Году Учителя, проводившей Администрацией города среди ВУЗов, ССУЗов и школ по истории и культуре России и Дагестана, команда гимназии № 38  заняла I место (учитель Шапиева С.И.).

ДГТУ в мае 2010 г. провел олимпиаду по обществознанию среди старшеклассников  школ республики.  I и II место заняли ученицы Бахрутдиновой М.В.  Салихова  Шахназ  и  Алякаева Саида.

В течение многих лет учителя истории и обществознания  гимназии занимались исследовательской деятельностью, участвуя в проектах «Шаг в будущее», «Творчество юных», «ЮНЭКО».

Первыми  в данном проекте отметились Абусаидов С.А., Салманова Г.С., чьи ученики  занимали призовые  места  на городских, республиканских и всероссийских этапах конкурса «Шаг в будущее».

В прошедшем учебном году ученицы Бахрутдиновой М.В. Абдулаева Хадижат( «Патимат и Шуаннет: две женщины на фоне эпох»), Ахмаева Малика (« Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшихся без попечителей») , Курбанова Хамис(«Этнополитические факторы становления молодежи  в современном Дагестане»),  Гаджибабаева Диана(«Социализация и воспитание молодежи на современном этапе») участвовали в НПК « Шаг в будущее», «Творчество юных». Все они  заняли III места на городском и республиканском этапе.

Ученик Сулаевой З.И Меджидов Магомед (10 кл.) занял.III место в городской конференции «Юность Дагестана». Он принял участие в олимпиаде по истории Дагестана и представил исследовательскую работу о ветеране Великой Отечественной войны – преподавателе ДГУ Михаиле Вагабове .

На конференции «Творчество юных» ученик Шапиевой С.И. Малачиханов Руслан (6кл) занял I место.

Учителя нашей секции надеются, что этот учебный год будет еще плодотворнее. Мы поможем детям  развить их способности и таланты, создав, как писал В.А.Сухомлинский, «мир красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества». И если учитывать утверждение, что одаренность является свойством психики, развивающимся на протяжении всей жизни человека, то потенциальная одаренность позволит привлечь внимание педагога к большему количеству детей.

 Необходимым элементом раскрытия таланта и развития способностей является интерес. Можно сформировать одаренность, сознательно поощряя интерес ребенка к своему предмету, и приучать к труду- основе любого успеха.  Трудоспособность- это отличие одаренных детей. Обладая таким качеством, ребенок имеет явное преимущество перед любым человеком, лишенной этой способности. И в силах учителя развить мотивацию к творчеству и успеху.

Поиск и воспитание одаренных и талантливых детей  -  великий труд учителя.

Шапиева Сакинат Идрисовна

Руководитель М.О. учителей истории

и обществознания МОУ гимназии №38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...