Главные вкладки

    Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей
    статья на тему

    Назарова Светлана Ивановна

    Настоящий материал раскрывает систему работы с одаренными детьми в ОУ. Вопрос был заслушан на совещании директоров района.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Данный вопрос заслушан на совещании директоров, 2011 год

    Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей

     В настоящее время тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально-образовательной инициативы «Наша новая школа». Поэтому работа с одаренными (талантливыми) детьми является приоритетной и в работе каждого образовательного учреждения.

    Нельзя начать разговор о талантливых детях, не уточнив смысл слова «талант».

     Талант - присущие от рождения определенные способности, которые раскрываются   с приобретением навыка и опыта. Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча от трех рабах, которым хозяин каждому подарил монеты под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. И поэтому из Библии слово «талант» обозначает «дар Божий», возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

    Говоря о детском таланте, мы имеем в виду некую одаренность в чем-либо. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. Под талантливыми детьми я подразумеваю не вундеркиндов, а тех, чей талант принесет плоды впоследствии – в течение их жизни. В нашей школе в основном учатся дети, способные достичь хороших результатов в разных видах деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики  с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными  и физическими возможностями, с активной познавательной потребностью, с творческими способностями.

    Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.

    Организация работы по поддержке талантливых детей в Лесогорской школе ведется по программе «Одаренные дети» и  имеет следующее содержание:

    1. Выявление одаренных и талантливых детей.

    2. Помощь в самореализации одаренным учащимся.

    3. Поощрение одаренных детей.

    4. Работа с родителями одаренных детей.

    5. Работа с педагогами.

    6. Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

    Рассмотрим каждое из направлений подробно:

    1 направление работы - выявление одаренных и талантливых детей

    Если бы я вам сейчас сказала, что в нашей школе на сегодняшний момент столько-то одаренных детей и привела сравнения с предыдущими годами, то это в высшей степени условно и субъективно. Как известно, что в психологии нет методов для быстрого и сколько-нибудь надежного выявления одаренности. Хотя тестов много, и некоторые из них даже называются тестами на одаренность. Но они предназначены только лишь для исследования и являются вспомогательными средствами, которые помогают дать первоначальную ориентировку в индивидуальных различиях между детьми. В школе работает педагог-психолог. В своей работе для определения одаренности она использует только сертифицированные диагностики, например:

    -интеллектуальный тест Кеттелла-диагностика, который выявляет уровень общего интеллекта. (айкью)

    -тест Гилфорда, который диагностирует креативные способности.

    -тест Торренса – для определения творческих способностей.

    -тест Мороз, предназначенный для диагностики функционального состояния центральной нервной системы человека и прогнозирования его работоспособности.

    По результатам проведенных диагностик формируется банк данных потенциальных возможностей детей. Затем проводится индивидуальное консультирование с учащимися, родителями и педагогами.

     Наряду с диагностикой, одним из методов выявления является наблюдение. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности.

    Банк данных формируется на основе нескольких типов таланта, которые определены в программе «Одаренные дети»

    В своей практике при создании банка данных мы ориентируемся именно на эти типы талантов.

    2 направление работы - помощь в самореализации одаренным учащимся

    К сожалению, популярная фраза «талант себя проявит» не соответствует действительности, талантливому ребенку необходимо помогать. Необходимо создавать условия для развития способностей ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В настоящее время в школе созданы все необходимые условия. Уроки проходят в кабинетах, оснащенными интерактивными комплексами. В настоящее время проводится локальная сеть, которая обеспечит выход в Интернет. Новые условия работы помогут учителям школы расширить информационное поле, изменить содержание образовательного и воспитательного процессов для выявления и поддержки одаренных детей, что позволит учащимся на новом уровне принимать участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, а педагогу поддерживать проявившийся талан.

    Методы и формы работы с одаренными учащимися сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. На уроках учителями используются всем известные различные формы организационной работы (индивидуальная, парная, коллективная, групповая), применяется дифференцированный подход, проблемное обучение, метод проектов, творческие задания, информационно-коммуникативные технологии, создаются ситуации успеха. В настоящее время широко используются готовые программные продукты.

    В новом здании имеются и все условия для более качественного дополнительного образования: просторный спортивный зал, актовый зал, хореографический зал, кабинет музыки.

    В этом учебном году вырос процент охвата учащихся кружковой работой. Всего в школе 15 кружков и секций разной направленности. Это и 7 предметных, 3 художественных,4 спортивных (футзал, волейбол, гимнастика, шахматный). Дополнительное образование предоставляет большую возможность учащимся в самореализации.  На протяжении многих лет команда Лесогорской школы становится победителем районных соревнований и защищает честь района на зональных соревнованиях по шахматам. Бессменным руководителем шахматного кружка – библиотекарь Глухова Нина Игнатьевна, которая подготовила не одно поколение шахматистов. В этом направлении можно наблюдать преемственность поколений.  

    В этом году очень популярными стали танцы, поэтому оборудовали хореографический зал, где установили станки и зеркала. Изыскали средства на пошив костюмов. И жители поселка Лесогорск по достоинству оценили выступление танцевальных групп на Новогоднем КВН.

    Занятия в вокальном кружке Мартыш Юлии на протяжении нескольких лет в этом году  принесли ей успех. Он заняла 2 место в районном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Парус надежды».

    Большой гордостью нашей школы являются многочисленные победы Пундикова Александра в городских, областных, всероссийских и мировых турнирах по восточным единоборствам. А начиналось все с кружка «Милицейское многоборье», который в течение 2 лет был организован на базе школы сотрудниками линейного отдела милиции. Увлечение, физические данные и трудолюбие позволили этому ребенку достигнуть выдающихся результатов. Видавшие виды тренеры - международного класса, которые вырастили не одно поколение спортсменов, удивляются, как за такой короткий период времени можно овладеть тактикой борьбы и добиться серьезных успехов. А все потому, что в нем родители и педагоги развивали заложенные от природы трудолюбие, дисциплинированность. Чувство патриотизма, ответственности и долга, лидерские качества всегда выделяли его среди сверстников. С самых юных лет Александр был командиром отряда в традиционном школьном смотре песни и строя, в школьных  и районных зарницах. Всегда участвовал во всех спортивных соревнованиях. Мечтал о военной карьере.

    Кружок «Милицейское многоборье» принес успех ни одному только Пундикову Александру.  Учащиеся нашей школы продолжают занимать призовые места в оперативном карате, рукопашном бое или просто освоили навыки индивидуальной защиты в экстремальных ситуациях.

    (фильм)

    В рамках развития лидерской одаренности в школе активно действует ученическое самоуправление.

    С целью раскрытия способностей учащихся в школе проводятся предметные недели, на которых практикуется выполнение творческих заданий, выступление с докладами, самостоятельные исследования. В научно-исследовательской работе у нас есть тоже неплохие результаты, например: в краеведческо - географической викторине «Край Нижегородский» - 3 место в районе, в историческом исследовательском конкурсе «История выборов Нижегородской губернии» - 3 место в районе, в  областном конкурсе юных техников «Время, вперед!» -1 место, в историческо - исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страны» - 1 место в районе и др.

    Для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и научно-исследовательской деятельности проводятся школьные олимпиады по предметам. К сожалению, похвалиться яркими результатами в этом направлении мы не можем. Наши учащиеся по итогам олимпиад отмечены грамотами как, набравшие большее количество баллов. В этом учебном году победителем в муниципальном этапе олимпиады по физической культуре стал уч-ся 10 класса Назаров Владислав.

    Из общего числа детей выделяются и такие дети, которые обладают способностями творческой исполнительской деятельности. Один из них Воробьев Илья, учащийся 4 класса, который уже на уровне района завоевал 2 призовых места в конкурсе чтецов. Дети с такими способностями имеют возможность проявлять свой талант на школьной и поселковой сценах.

    3 направление работы - поощрение одаренных детей

    В школе создана разумная система поощрения успехов одаренных детей. Сформировано понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития. Периодически проводятся общешкольные линейки, на которых подводятся итоги конкурсов соревнований, мероприятий, где дети награждаются скромными (по мере возможности) подарками, сладкими призами и обязательно грамотами и благодарностями. Отметить особые успехи ребенка помогает и школьная газета «ЛЕС-МОУ.РУ», её рубрика «Отличный результат». Верстка газеты производится в офисной программе (паблишер). Газета распространяется среди всех учащихся школы, несколько экземпляров мы передаем в наши Лесогорские организации, администрацию. Поэтому читателями её становятся как родители и учащихся, так и жители поселка. Это позволяет вызвать гордость у ребенка за свои успехи и двигаться дальше.

    А новый современный радиоузел дает возможность оперативно (по горячим следам) поздравить ребят с достигнутыми результатами и победами. Это делают как учителя, так и сами ребята.

    4 направление работы- работа с родителями одаренных детей

    Говоря о достижениях ребенка, мы не забываем и о поддержке и поощрении  родителей одаренных детей на уровне школы, которые сотрудничают со школой и всячески помогают педагогам в развитии и воспитании детей. На общешкольных родительских собраниях, на линейках, посвященных окончанию учебного года, им вручаются благодарственные письма. Мы всегда находим возможность наградить их и памятными подарками.

           

    5 направление работы- работа с педагогами

    В данном направлении администрацией школы были проведены обучающие семинары и педагогические советы. Например: «Психологические условия  развития креативности личности», «Портфолио ученика» и другие. В этом учебном году методическая работа направлена на повышение информационной культуры педагогических кадров, на совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми. Поэтому запланировано проведение педагогического совета на тему: «Применение новых информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе», психологический семинар «Одаренность как педагогический и психологический феномен».

    Повысить профессиональное мастерство учителя помогает курсовая подготовка. На декабрь 2010 года прошли курсовую подготовку 17 педагогов, что составляет 81 %. Хочется отметить, что на базе школы были организованы курсы повышения квалификации для всех учителей-предметников «Интернет-технологии», в ноябре 2010 года на базе НИРО кафедрой информационных технологий проведен семинар-практикум «Методы работы с интерактивной доской».

    6 направление работы - взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

      Широкое вовлечение детей в систему мероприятий различной направленности, позволяющих им проявлять и развивать свою одаренность, становится возможным благодаря социальному партнерству школы с домом культуры, библиотекой, музыкальной школой, детским юношеским центром, художественной школой, ФОКОм.

          Наша школа тесно сотрудничает с Лесогорским домом культуры. Все проводимые ДК мероприятия не обходятся без активного участия в них наших учащихся. Совместная работа охватывает детей разных возрастов, позволяет провести различные по форме и содержанию мероприятия. Сотрудничество с ДК - это возможность оказания помощи учащимся в реализации своих личностных качеств: коммуникативных, творческих, эстетических, нравственных.

             Результатом взаимодействия с поселковой библиотекой стало 1 место нашей ученицы Воробьевой Елены в 2010 году на областном конкурсе сочинений «Письмо ровеснику в пылающий адрес войны», 1 место в районном конкурсе сочинений Левиной Елены к 65 – летию Победы среди сельских библиотек «Вы в битве Родину спасли».

             На протяжении 7 лет мы сотрудничаем с Шатковской детской музыкальной школой. На базе нашей школы ею организовано обучение учащихся по классу баяна и аккордеона. Занятия проходят в кабинете музыки, оборудованном музыкальными инструментами в том числе и  цифровым фортепьяно.  Руководством школ ведется работа по организации обучения детей по классу фортепьяно в следующем учебном году.

             Детский юношеский центр предоставляет огромную возможность учащимся проявить свои творческие способности. ДЮЦ предоставляет возможность участия в огромном количестве конкурсов. Во многих из них учащиеся нашей школы становятся победителями и занимают призовые места.

             Показателем взаимодействия с художественной школой стала победа Засыпкиной Евгении во всероссийском конкурсе детских рисунков, проводимом Ростелекомом.

             Возможность сегодня профессионально заниматься и развивать свои физические способности позволяет ФОК. Побед очень много разных и в фигурном катании, и в пауэрлифтинге, в рукопашном бое.

    Однако, несмотря на явное наличие факторов успешной деятельности коллектива, продолжает существовать разрыв между достигнутыми и желаемыми результатами. Выделю несколько проблем, которые, наверное, есть в каждой школе.

    1. Всем известны слова из кинофильма «Доживем до понедельника», сказанные одним из героев: «Поставишь ему двойку, а из него вырастит Юрий Никулин». Существует взаимоисключение, когда творчески талантливый ребенок, много времени посвящая своему увлечению, забывает об учебе. Отсюда снижается успеваемость и интерес к предметам. А если определить приоритеты, то для всех - главное, чтобы дети успешно закончили школу и продолжили обучение.
    2. По-прежнему, по моему мнению, у нас как в районе, так и в школе слабая психологическая служба по работе с одаренными детьми и их родителями.
    3. По-прежнему, учащиеся школы принимают активное участие в районных олимпиадах, но призовых мест нет. Это проблема общая и должна решаться не только внутри каждого ОУ, но и методической службой района. Олимпиадные задания очень трудные для учащихся общеобразовательных школ. Отсутствует система работы по подготовке учащихся к олимпиадам как в районе, так и в школе. Дифференцировать урок на решение олимпиадных заданий в течение 45 минут не возможно. Учитель на уроке решает главную задачу - изучить программный материал и научить всех и «слабых» и «сильных». (Опять же если расставить приоритеты, то на ЕГЭ лучше по 50% все, чем один 90%, а остальные не перешагнули минимальный порог).
    4. Четвертый год  в школе ведется профильное обучение. Что греха таить мы не смогли из-за своих скудных бюджетов предоставить индивидуальный маршрут выбора и развития способностей каждому учащемуся. Профиль выбирается по большинству голосов, поэтому одним приходится подстраиваться под других. По этой же причине и по выбору предметов на ЕГЭ падает интерес к отдельным предметам. Одни учебные предметы становятся главными, а другие второстепенными. А при изучении главных предметов важнее успешно сдать их на ЕГЭ, чем углубленно изучать, чтобы показывать достойный результат на олимпиаде. Что хотели, тои получили. Происходит натаскивание на решение тестовых заданий.  

    Перед подготовкой к сегодняшнему выступлению на совещании директоров по теме: «Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей», в нашей школе на совещании при директоре был рассмотрен вопрос: «Работа учителя с одаренными детьми», где педагоги проанализировали и поделились опытом по данному направлению, выявили проблемы по данному вопросу.

    Свое выступление я хочу закончить словами, сказанными одним из педагогов, который является еще и классным руководителем 11 класса: «Результатом всей моей работы являются нынешние выпускники: уверенно смотрящие вперед, любознательные, самостоятельные, знающие, активные, уверенные в себе и в своих силах, творческие. И много - много я еще могу говорить о них, но все это будут лишь слова благодарности и похвалы. Хочу отдать моим детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. Хочу сделать много.

     Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

     Не худшая все таки участь,

     Мне кажется я их чему – то учу

     А это они меня учат.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни

    статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни...

    Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье (презентация)

    Взаимодействие людей в системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой воспитательной  системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для...

    Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

    Актуализация вопроса воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни....

    Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»

    Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...

    Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья детей как фактор повышения качества образования в МБОУ СОШ р.п.Мухен

    Выступление Лазорко О.Г., учителя биологииМБОУ СОШ р.п. Мухен, на  районнойнаучно-практической конференции (август, 2012 г.)...