Организация городской «Школы исследователя», как средство поддержки талантливых детей (система работы)
статья на тему

Дыкина Ольга Николаевна

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школы» говорится, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (10). Поэтому в настоящее время, одной из главных задач образования является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, их способностям.  Главными задачами современной школы, является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (10). Однако большинство российских  школ продолжают наполнять головы своих учеников большим объемом информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, школьников не учат. А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа  

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.  Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике. Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта.(2) Учебно-исследовательская, продуктивная деятельность учащихся стимулирует развитие интеллекта, самостоятельности мышления, о чем убедительно свидетельствуют исследования психологов (Калмыковой З.И., Матюшкина А.М., Рубинштейна С.Л., и др.) и педагогов (Лернера И.Я., Хуторского А.В., Ямбурга Е.А. и др.). Самостоятельность мышления в данном случае мы рассматриваем как наиболее интегративный критерий оценки уровня развития мышления.    Она обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую «чувствительность» к минимальной помощи, это способность без внешней стимуляции выходить за рамки непосредственно поставленной задачи, находить не только  правильные, но и наиболее рациональные решения.(11)

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие достаточно сильной познавательной мотивации, и в то же время эта деятельность является мощным  катализатором устойчивого познавательного интереса. В этом случае проявляется эффект «педагогического резонанса».(1)

 Продуктивная исследовательская деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого  профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Но в настоящее время, только небольшое количество учащихся обладает этими навыками. Многие студенты высших учебных заведений при подготовке рефератов и выпускных квалификационных работ, сталкиваются с проблемой с чего начать исследование, где взять материал, как отобрать оптимальные факты. Эти навыки формируются на уроках в школе, а также при подготовке исследовательских работ на конференции различного уровня. Поэтому возникла необходимость в организации «Школы исследователя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Оздоровительно-образовательный Центр детско-юношеского туризма и краеведения города Читы»

Организация городской

«Школы исследователя», как средство

 поддержки талантливых детей

(система работы)

Автор: Дыкина Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования,

методист отдела краеведения ЦДЮТиК

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школы» говорится, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (10). Поэтому в настоящее время, одной из главных задач образования является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, их способностям.  Главными задачами современной школы, является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (10). Однако большинство российских  школ продолжают наполнять головы своих учеников большим объемом информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, школьников не учат. А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа  

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.  Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике. Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта.(2) Учебно-исследовательская, продуктивная деятельность учащихся стимулирует развитие интеллекта, самостоятельности мышления, о чем убедительно свидетельствуют исследования психологов (Калмыковой З.И., Матюшкина А.М., Рубинштейна С.Л., и др.) и педагогов (Лернера И.Я., Хуторского А.В., Ямбурга Е.А. и др.). Самостоятельность мышления в данном случае мы рассматриваем как наиболее интегративный критерий оценки уровня развития мышления.    Она обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую «чувствительность» к минимальной помощи, это способность без внешней стимуляции выходить за рамки непосредственно поставленной задачи, находить не только  правильные, но и наиболее рациональные решения.(11)

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие достаточно сильной познавательной мотивации, и в то же время эта деятельность является мощным  катализатором устойчивого познавательного интереса. В этом случае проявляется эффект «педагогического резонанса».(1)

 Продуктивная исследовательская деятельность учащихся, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого  профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Но в настоящее время, только небольшое количество учащихся обладает этими навыками. Многие студенты высших учебных заведений при подготовке рефератов и выпускных квалификационных работ, сталкиваются с проблемой с чего начать исследование, где взять материал, как отобрать оптимальные факты. Эти навыки формируются на уроках в школе, а также при подготовке исследовательских работ на конференции различного уровня. Поэтому возникла необходимость в организации «Школы исследователя»

Цель моей системы работы: создание условий для качественной подготовки участников городских краеведческих конференций и поддержки талантливых детей

Особенностями моей системы работы являются:

  1. Организация систематических занятий по основам краеведческого исследования, принять участие, в которых может любой учащийся независимо от возраста и уровня подготовки.
  2. Обучение участников конференций не написанию конкретной работы, а основным
  3. Создание системы сетевого взаимодействия между школами города Читы  и ЦДЮТиК по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению
  4. Помощь школьным учителям в  теоретической подготовке учащихся к проведению краеведческого исследования  
  5. Разработка  практических рекомендаций для учащихся по необходимым этапам краеведческого исследования    

Для создания педагогической системы, направленной на организацию  учебно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению, необходимо было решить ряд задач: 

  • проанализировать исследовательские работы участников конференций и выявить проблемы связанные с организацией исследовательской деятельности у учащихся и их руководителей
  • отобрать содержание учебного материала по основам исследовательской деятельности учащихся;
  • разработать программу «Школа исследователя» для организации исследовательской деятельности учащихся;
  • создать памятки и программы исследования для учащихся и руководителей;  
  • оптимизировать содержание учебного материала для разных возрастных категорий исследователей.

В 2007 году при организации первой городской краеведческой конференции, был проведен анализ исследовательских работ участников, который показал, что 90% работ не соответствовали общепринятым на всероссийских, краевых и городских конференциях требованиям. Проведенное в ходе конференции анкетирование показало, что наибольшие затруднения у школьников вызывает отбор и анализ материала (95%), составление плана исследования (83%), обоснование актуальности темы исследования (97%),  правильная формулировка темы исследования (87%), постановка целей и задач исследования (95%), формулировка выводов по теме (80%), оформление исследовательской работы  в соответствии с требованиями (90%).

Среди причин своих затруднений учащиеся выделили следующие:

  1. Незначительное участие в проведении исследования (многие      учителя, чтобы занять призовые места пользуются уже готовыми работами, написанными 2-3 года назад, либо самостоятельно проводят исследование, а дети только защищают работу)
  2. Неумение находить нужные источники
  3. Неумение ориентироваться в источниках и правильно оперировать информацией
  4. Непонимание отличия доклада и реферата от исследовательской работы

Поэтому в 2008 – 2009 учебном году было решено организовать семинар для руководителей краеведческой работы в школе «Требования к исследовательским работам учащихся» и «Школу исследователя».

На семинаре, который предусматривал теоретические и практические занятия по вопросам подготовки и защиты исследовательской работы, присутствовало 35 руководителей из городских школ. Для проведения этих занятий были приглашены специалисты из Забайкальского детско-юношеского центра, Краевой детской библиотеки, а практическое занятие по вопросам изучения  архивных источников и музейных экспонатов было проведено Н.Константиновой в Краевом краеведческом музее. В рамках семинара,  была представлена программа городской «Школы исследователя» и  одобрена абсолютным большинством руководителей.

Работа городской «Школы исследователя» началась в октябре 2008 года. Ее целью было: приобщение школьников к исследовательской и поисковой деятельности, создание условий для развития научного мышления, развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. Организация «Школы исследователя» решала  следующие задачи:

  1. Стимулирование научно-поискового творчества учащихся, отработка с учащимися методологии научно-исследовательской работы в области краеведения.
  2. Развитие у учащихся коммуникативной культуры, познавательного интереса к истории родного края.
  3. Воспитание интеллектуальной инициативы школьников.

Первая «Школа исследователя» была обязательным этапом для участников городской краеведческой конференции «Золотые звезды отцов».   В  ней постоянно обучалось 32 юных исследователя и 12 – посещали занятия изредка. Учащиеся в ходе групповых занятий получали теоретические знания, и применяли их в рамках своего исследования на индивидуальных консультациях. Основную часть работы ребята выполняли со своим школьным руководителем, опираясь на полученные знания по организации исследования. Проведение  «Школы исследователя» было своевременным и необходимым и помогло многим учащимся правильно провести и оформить собственное краеведческое исследование, поэтому проведение таких занятий стало постоянным. В настоящее время «Школа исследователя» продолжает свою работу, по двум направлениям: консультативная работа с участниками конференций и работа с детским краеведческим объединением «Синяя птица».

В настоящее время в нашем городе проводятся различные конкурсы исследовательских работ, однако многие участники не понимают, что от них требуется при написании таких работ и заменяют исследование рефератом, докладом или проектом. Исследовательская работа по краеведению имеет свои требования, которые разработаны организаторами всероссийских конференций и распространяются по всей России. Чему же должна научить «Школа исследователя» своих слушателей?

Прежде всего, отметим, что на конкурс должны поступать исследовательские краеведческие работы. Это значит, что работ реферативных, компилятивных, т.е. созданных на базе чужих исследований или чужих произведений без  самостоятельной обработки источников быть не должно. Исследование -  процесс выработки новых знаний, один из видов  познавательной деятельности  - характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Краеведческое исследование – это изучение объектов, процессов и явлений, характерных для конкретного региона, края. Существуют разные отрасли краеведческой науки – краеведение историческое, экологическое, географическое, литературное и т.п. (15)

        Для организации исследовательской работы, необходимы следующие компоненты: формулировка темы, выявление проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели и задач, определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников.

        Формулировка темы  находится в прямой зависимости от содержания исследования. Тема – это определение  его сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.  Стержнем исследования является объект исследования, который и определяет его тему. Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит  не только моральное удовлетворение учителю и ученику и пользу обществу, но побуждает ученика идти дальше по пути научного поиска. Педагог помогает определить тему, наметить объект исследования, виды и методы работ. При выборе темы следует исходить из возможности ее освоения школьником.   Она должна быть мала и ли совсем не изученной, таких тем в городе – множество. Необходимо, чтобы юный краевед, работая над выбранной темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и не большой, но реальный вклад в изучение своей родины и сделать  свое первое открытие. Тема должна быть обеспечена разнообразными видами источников,  которые в процессе исследования выявит и изучит юный краевед. (3)

Выбор темы – это тот этап, на котором руководство просто необходимо, хотя и важно ценить неосознанно возникший интерес к чему – либо желательное качество исследователя любого возраста – это, словами поэта, умение видеть деревья там, где принято видеть столбы. Но только руководитель может правильно оценить, достаточно ли источника для раскрытия темы. Конкурсная  работа отличается от «классической», здесь непременно должно присутствовать самостоятельное исследовательское действие ученика, не  повторяющее, то, что было сделано прежде. (13) К сожалению, в большинстве случаев выбирается самое простое решение, – руководитель дает ученику одну из собственных тем, в результате чего становится непонятным, в чем заключается самостоятельная работа ученика.  Проблема – это постановка вопроса,  который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы, обычно решаемые юными краеведами в рамках краеведческих исследований отражают специфику развития и истории родного края.

        Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Он может быть как материальным, так и отображенным в абстрактном виде. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития. Например, объектом в  историко-родословном, историко-биографическом исследовании может быть сам процесс исследования,  а также генеалогия или биографика как специальные исторические дисциплины, изучающие разные аспекты развития и деятельности человечества и человека.

        Объект и предмет исследования относятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.(4)

        Следующим компонентом процесса исследования является постановка цели и задач. Цели исследования  это его конечный желаемый результат, решение учебной проблемы, к чему в итоге следует  прийти.   Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели  исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление,  обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых  ведет к решению самой проблемы. Как показывает анализ работ, ребята чаще всего справляются с этим положением, обычно формируя цель своего исследования, реже - задачи. Очень мало работ, в которых представляются методы проведения исследования. Начнем с того, что существует такое понятие, как методика исследования, которое включает в себя совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.  Методы  исследования – это способы, приемы, при помощи  которых  осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания.  Существуют следующие виды методов проведения исследования:

  1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.
  2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.
  3. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике. (19)

Говоря об используемых источниках, необходимо заметить, что большинство юных исследователей помещает их  в виде копий в «Приложениях» или привозит с собой на конференцию. Можно классифицировать следующие виды источников исследования: письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты,  мемуары, документы личные и общественные и др.), изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические карты и др.), вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно – вещевые реликвии и др.), устные (беседы, интервью и др.), технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные) и комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов)(20). Как показывает практика, материалы, помещенные в приложениях, чаще всего не отработаны, не описаны и многими не воспринимаются как источники. Почему-то юные исследователи и их руководители относят к источникам   только материалы, обнаруженные в государственных архивах и музеях. Однако изучение, правильная трактовка и критика этих материалов может помочь  избежать ошибок, встречающихся в исследованиях. К работе с материалами семейного архива следует подходить так же бережно, как  и  с документами, хранящимися  в госархивах. Они также уникальны, важны для изучения истории конкретного человека, рода, так и для истории края, страны.  

По результатам анкетирования и анализа исследовательских работ учащихся в было выявлено, что ребята, прошедшие обучение в «Школе исследователя», испытывали меньше трудностей при подготовке исследовательских работ. По сравнению с участниками конференций, которые не обучались в «Школе исследователя» многие научились определять тему исследования(65%), правильно оформлять исследовательскую работу(73%), составлять план(80%), подбирать литературу (50%), но до сих пор испытывают трудности при определении целей и задач(49%), анализе документов(67%), подведении итогов исследования (40%).   Многие участники «Школы исследователя» стали победителями краевой краеведческой конференции «Музей и дети», краевых декабристских чтений, городских краеведческих конференций, Региональной  краеведческой конференции «Историко-культурное и природное наследие Сибири» в г.Иркутск, городской научно-практической конференции «Шаг в науку».

 Работа «Школы исследователя» продолжается, с каждым годом возрастает количество ребят заинтересованных исследовательской деятельностью. Опрос руководителей показывает, что ее работа необходима так как позволяет ребятам глубже вникнуть в проблему исследования, осознанно ставить цели и планомерно их достигать. Ежегодно для руководителей краеведческой работы в школе проводится семинар, на котором обсуждаются вопросы подготовки исследовательских работ учащихся.  

Список литературы:

  1. Анисимова Е.И. Некоторые закономерности и особенности научно – исследовательской деятельности как образовательной технологии (в области культурологических и исторических дисциплин), М.:2001.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989
  3. Борисова Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе. М.: 1982.
  4. Груднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников  воспитание школьников.-1996.
  5. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности школьников  //История  (Первое сентября). - 2006. - №10.
  6. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1988
  7. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций – М.: Юрайт-Издат, 2003 г.
  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.-1972.
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  11. Немов Р.С. Психология. М.: «Владос» , 1999
  12. О развитии учебно – исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования РФ, 1996.
  13. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.:Просвещение, 2000.
  15. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников. М.:Просвещение, 2001.
  16. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности школьников. М.:Просвещение, 1999.
  17. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.:Просвещение, 2006.
  18. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь», 2003.
  19. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1.
  20. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей

Настоящий материал раскрывает систему работы с одаренными детьми в ОУ. Вопрос был заслушан на совещании директоров района....

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей...

Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"

В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...