Главные вкладки

    Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам" 29.03.17
    статья по теме

    Меняйлова Галина Ивановна

    Данный материал содержит информацию об использовании эвристических методов на уроках иностранного языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_shmo_evr_metody_27.03.17.docx19.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся  в обучении иностранным языкам

    Современное общество предъявляет к личности все новые и новые требования. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник школы или ВУЗа должен не только обладать рядом предметных знаний, умений и навыков, но и быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

    Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умений и навыков. Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал.

    Что такое эвристическое обучение?  

    Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

    Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

    Хочу познакомить вас с некоторыми эвристическими методами.

    I . Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

    Например, вжиться в сущность торнадо, дерева, кошки, облака и других  предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.

    Учитель просит учеников разбиться на команды по 3-4 человека.

    Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

    (На работу отводится 5 минут)  Затем каждая команда зачитывает свои получившиеся рассказы.

    Пример. I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

    II. Метод “Mind-Map” (Карта памяти). Этот метод чем – то похож на метод «кластер» в критическом мышлении.

    Этот является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
    Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

    Возможности использования “Mind-Map” 

    • При работе с текстом;
    • При повторении в начале урока;
    • При введении в тему;

    III. Метод “Brain Storming” (Мозговой штурм)

    Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

    IV. Метод списка свойств 

    Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах, внутреннее содержание, упаковку и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею. Согласно A. J. Starko, метод списка свойств может быть применен к любой учебной дисциплине и при любом возрасте учащихся.

    Пример: Divide into groups of three. Each group will get a picture of different kinds of vehicles. You are to discuss the main qualities of the vehicle and make a list of them. Then you’ll have to think of one quality that can be changed to make the vehicle better. What will that be? What will the change bring? Present the updated kind of transport to the other groups.

    V. Метод исключения лишнего 

    Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

    Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

    VI. Метод учета взглядов других людей 

    Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

    Пример: A plane that was supposed to deliver a family of three (mother, a ten-year-old son and a five-year-old daughter) that was travelling to Moscow had to make an emergency landing in Paris. The family spent four days in the city. Describe everything as if you were: the mother, the son, the daughter, the pilot of the plane, a travel agent, a taxi driver, the father of the family.

    VII. Метод визуализации

    Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта  и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

    Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

    На  мой взгляд, применение эвристических методов обучения является одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

    Используемая литература:

    1. Бахрамова О.Н. «Актуальность эвристических методов обучения иностранным языкам».
    2.
    Дорошко Н.В. «Эвристический метод обучения иностранному языку, от игры к творчеству: методические рекомендации».
    3.
    Скворцова С.В. «Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся  в обучении иностранным языкам».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

    Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка

    Хотелось бы поделиться идеями по развитию творческих способностей детей на уроках и не только....

    Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

    Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

    Исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных способностей при обучении иностранным языкам

    Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но мы считаем, что собственная исследовательская практика - один из самых эффективных и актуальных. ...

    Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

    Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

    Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

    «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

    Уроки английского языка помогают раскрыть и углубить творческие способности учащихся...