Нетрадиционные формы и методы на уроках истории
статья на тему

Лукьянова Анжелика Владимировна

Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, с активной жизненной позицией,  инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_i_metody_na_urokah_istorii.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»

городского округа Самара

_____________________________________________________________________________

443114, г. Самара, пр. Кирова, 319

тел., факс (846 2) 956-48-45, e-mail: school 101@list.ru

                       

Тема «Нетрадиционные формы и методы работы на уроках истории и внеурочной деятельности «Самарский калейдоскоп»»

Доклад  на педагогическом совете 28.03.16 г.

Автор: Лукьянова А.В., учитель истории и обществознания

        

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества , а так же воспитание патриота и гражданина своего Отечества.  Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методик, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия:

это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения.

 Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, с активной жизненной позицией,  инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета:

 альтернативные подходы к оценке проблем прошлого,

 прогнозирование событий и явлений,

 неоднозначные этические оценки личностей и хода событий.

Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни.

Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке, чаще всего это применимо на уроках обществознания в среднем звене.

Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,  положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве -  значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету, базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы.  В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.

НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям:

Нетрадиционные формы урока это:

  • ролевые игры;
  •  урок-спектакль;
  •  исполнение исторического  сюжета;
  • смотр знаний;
  •  урок фантазирования;
  • урок-игра;
  •  деловая игра;
  • урок-зачет;
  •  урок взаимообучения;
  •  урок-путешествие;
  • круглый стол или конференция;
  •  урок-состязание;
  •  пресс-конференция;
  • урок взаимообучения;
  • урок открытых мыслей;
  •  урок-диалог;
  • урок-КВН;
  •  мозговая атака;
  • урок-викторина;
  •  урок-брифинг;
  • актуальное интервью;
  •  урок-исследование;
  •  имитационно-ролевое моделирование;
  •  урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  •  урок-турнир;
  •  ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция.

В своей практике я использую различные нетрадиционные  формы, методы, приемы для оптимизации процесса обучения, что повышает мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания.

На своих уроках я учу детей прежде всего думать, не просто «поглощать»  конкретную информацию, а уметь использовать свои знания при осмыслении как прошедших исторических и общественных фактов ,событий, явлений так и текущих. Для этого, конечно, необходимо , чтобы материал был им интересен. А это происходит только при  активном участии ребенка в учебном процессе.  

 Так, например в 10 классе в рамках глобальных проблем современности прошел урок-конференция на тему  «Терроризм угроза миру», к которому учащиеся, получив вопросы, готовились самостоятельно, осуществив  поисково-исследовательский метод в своей работе. Были подготовлены устные сообщения, сопровождаемые  презентациями. Выступающим задавались вопросы, что сделало конференцию динамичной и насыщенной. Яроцкая  Ядвига провела с классом тренинг «Как вести себя в экстремальной ситуации».  При таком изучении тема была активно усвоена учащимися.

К уроку-исследованию можно отнести урок «Опричнина Ивана Грозного»,

на котором  применялась групповая форма работы. Учащиеся в группе самостоятельно  исследовали и анализировали исторические   документы, составляли  выступления , давали личностную  оценку событий, отвечали  на проблемные вопросы. При ответе на проблемный вопрос  : «Характерны ли события, происходящие в 1565-1572г.г. только для российского средневекового самодержавного правления и что вы можете сказать о терроре как способе борьбы с политическими противниками?» я предложила не ограничиваться только рамками темы, но и провести исторические параллели сквозь разные исторические эпохи, используя знания ,полученные ранее и текущие события в мире. В итоге, были приведены в качестве примеров сталинская эпоха и нынешние события на Украине.  В ходе урока использовался видео-аудио материал, способствующий эмоциональному восприятию  и усвоению материала урока.    

Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий: презентаций, документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить перед собой различные цели. Данное направление в моей работе позволяет доносить учебный материал более эффективно, активно включать ученика  в процесс познания нового материала  и его закрепления. Например, при изучении темы «Культура Древней Греции» , учащиеся не только визуализировали обширный  материал, но и закрепили полученные знания с помощью  тренажера в занимательной игровой форме. Использование тренинга в ходе изучения темы происходит в 5, 10, 11 классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

В 10-11 классах в рамках проектной деятельности  учащиеся  составляют  тематические презентации, с последующей  защитой их на уроке. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Для старшеклассников я выбрала  сквозную  тему  «Личность в истории», через которую формируется историческое мышление - способность рассматривать исторические  личности с точки зрения современного человека; развиваются  навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения. Были представлены презентации «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Петр Первый», «Екатерина Вторая», тем самым на примерах  жизни  отечественных исторических деятелей  воспитывается  гражданственность, чувство гордости за свою страну.

В 10 классе с помощью видеоуроков  я применяю  так называемый прием  «погружения в эпоху» через серию документально-публицистических фильмов «Романовы» , содержание которых на 90% перекликается с учебником Сахарова А.Н.. Этот прием я использую  после изучения эпохи правления царя из династии Романовых в качестве дополнительного закрепления изученного материала перед контрольным тестированием.

В 5-х классах в рамках курса обществознания учащиеся так же осваивают  проектную деятельность, которую  можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Была предложена тема «Мы –одноклассники!». Цель проекта : 1.Развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения.2.Уметь строить проект и реализовывать его, искать самостоятельно выход их проблемы. 3. Воспитывать чувство взаимодоверия, взаимопомощи. Великолепно справились с задачей учащиеся 5Б класса, представив свою коллективную работу.

В рамках декады естественно-гуманитарных наук  прошел квест-марафон  в ходе которого учащиеся 5-7 классов участвовали в исторической викторине, редактировали исторические письма, разгадывали исторические кроссворды. Были выпущены стенгазеты по теме «Моя Самара» , посвященные  улицам и площадям города. В 5-х классах ученики написали эссе на тему «Что значит быть патриотом России?». Данное мероприятие способствовало повышению интереса к мировой и отечественной  истории и воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.

Задачи, которые стоят перед учителем истории и обществознания реализуются и в рамках программы «Самарский калейдоскоп» , поскольку через разнообразные формы происходит приобщение учащихся к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей. Посещение музеев, театров и выставок города, участие в викторинах, городских краеведческих конкурсах, конкурсах  рисунков способствует достижению следующих целей:

  • Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Самара;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

В заключении я хочу сказать, что использование  в педагогическом  процессе  нетрадиционных форм уроков  позволяет  сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.  Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...

Статья по теме "Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков по ОБЖ"

В данной статье изложены вопросы по проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием нетрадиционных форм и методов...

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"...