Духовно-нравственный потенциал уроков словесности
статья по теме

Сергеева Надежда Владимировна

Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Рузаевского муниципального района

учитель русского языка и литературы Сергеева Надежда Владимировна

Духовно-нравственный потенциал уроков словесности

Воспитав человека интеллектуально,

но не воспитав его нравственно, -

значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Мы, взрослые, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.

Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому уроки словесности. Обладая высоким духовно-нравственным потенциалом, уроки русского языка и литературы становятся местом для разговора о нравственности, о душе, о совести, о жизни. Именно в русском языке и в русской классической литературе нашла отражение духовная сущность русского народа, и мы не можем не воспользоваться этим богатейшим материалом. Если на уроках словесности вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу.

Буквально каждый урок русского языка позволяет учителю уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (например, пословицы), а какую большую работу можно по ним провести! Учащиеся объясняют их смысл, высказывают свое мнение. Привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, я стараюсь побудить детей не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи, где можно побеседовать с детьми, вовлечь их в спор (например, изложение по притче «Перо и чернильница» в 5 классе). При изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Например, при прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, стыд, чувство вины.

На уроках литературы, обращаясь к биографиям и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова и других поэтов и писателей, ученики под чутким руководством учителя литературы непременно увидят, что все поэты и писатели давали своему народу уроки духовности и нравственности.

Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство. В заключительной беседе по данной сказке задаю ребятам вопросы:

- Каким добрым делам и поступкам учат вас ваши родители, дедушки и бабушки?

- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?

Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви, состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.

Я считаю, что родители играют большую роль в духовно-нравственном воспитании своих детей. Поэтому для  подготовки домашнего задания я часто задаю на дом вопросы, на которые учащиеся смогут ответить только с помощью родителей.

Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:

- Права ли Дуня, что уехала из дома?

- Как отреагировал отец (Вырин) на отъезд Дуни?

- Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?

- Как вела себя Дуня на кладбище? (Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)

Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, я использую элементы урока-гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы если…»

Задаю вопросы:

- Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?

- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

-Что было бы, если бы она приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.

        Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет и знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости.

А вот при знакомстве в школе с древнерусской литературой следует более подробно остановиться на «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра». Осмысление его «жития», его подвига во имя единства своего Отечества представляет важное звено в духовно-нравственном воспитании школьников.  Недостатка в литературе по данному вопросу нет, учитель-словесник располагает обширной информацией, важно только уметь представить детям эту информацию так, чтобы главные, ключевые моменты жития святого получили именно осмысление в духе образца, примера для подражания, выявили главные черты человека, своё  земное  житие  построившего в угоду не славолюбию, а боголюбию.

Особо следует выделить среди житийной литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая рассказывает о русских святых, покровительствующих семье, Петре и Февронии. С тех пор, как в наших школах повсеместно стало внедряться празднование Дня влюблённых (Дня святого Валентина), необходимо напоминать детям о том, что в России незаслуженно забыты эти святые. А между тем русские святые Пётр и Феврония Муромские -  вот пример для подражания молодёжи.  8 июля - День памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака, День семьи, любви и   верности. Об этом обязательно нужно напомнить   учащимся на уроках, взяв, например, для работы  над   комплексным анализом текста отрывки из жития святых.

        26 января 2017 г. в Москве, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках V Рождественских Парламентских встреч состоялось заседание «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы». Участники заседания «круглого стола» (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Русской Православной Церкви, Министерства образования и науки РФ, научно-педагогической и родительской общественности) отметили, что основой процесса воспитания, его ведущей составляющей является духовно-нравственное воспитание. Оно предполагает создание условий для развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и ценности. Во исполнение поручений Президента РФ  В.В. Путина был принят ряд документов, предусматривающих комплекс мер, направленных на совершенствование воспитательной работы. Участники заседания «круглого стола» рекомендовали в частности Министерству образования и науки РФ:

- провести экспертизу учебников, учебно-методических пособий по всем школьным предметам с целью совершенствования в них материалов, содействующих утверждению достойных нравственно-этических норм и норм морали, традиционных российских нравственных ценностей;

- подготовить рекомендации по усилению внимания к вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности школьника через изучение русского фольклора, древнерусской литературы, наиболее значимых художественных произведений русской классики и современной литературы в рамках изучения предметов «Русский язык» и «Литература»;

- дополнить произведениями российской традиционной духовно-нравственной воспитательной направленности перечень «100» книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендованный в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 года школьникам к самостоятельному чтению с учетом возрастных категорий читателей-обучающихся.

        Завершая разговор о духовно-нравственном потенциале уроков словесности, хочу выделить основные положения, на которые учитель должен обратить особое внимание:

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовно-нравственное   воспитание личности, а также более глубокое и полное понимание произведений художественной литературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литературы является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование человека.

3. Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо решать через уроки русского языка и литературы, через изучение духовного опыта поэтов и писателей.

Использованная литература

  1. Евтеева О.В. Формирование УУД при изучении литературы и предметов социально-гуманитарного цикла на основе предметности обучения, О.В. Евтеева, О.Г. Калинчук //  Школьные технологии. –  №5. –  2013 г.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.
  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.
  4. Решение Комитета по образованию и науке «Об итогах заседания «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» (Протокол № 18-8 от 18 мая 2017 г.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Духовно-нравственный потенциал уроков словесности

Обладая высоким духовно-нравственным потенциалом, уроки русского языка и литературы становятся местом для разговора о Боге, о нравственности, о душе, о совести, о жизни, смерти и бессмертии. Именно в ...

Духовно-нравственный воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство дол...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...