Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
методическая разработка на тему

БУКЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx700.68 КБ

Предварительный просмотр:

Результат самообразования

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой  технологии
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного образования

1.Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....

2. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.

3. Использование потенциала хореографического искусства  в воспитании школьников

4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной образовательной программы…., как средство повышения мотивации  обучающихся.

5. Использование элементов педагогики сотрудничества в детском творческом  объединении …дополнительного образования.

6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……

7. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.

8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.

9. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на  занятиях по программе…, через личностно-ориентированные подходы в обучении.

10. Дифференцированное обучение на занятиях в детском объединении … как один из способов

развития интеллектуальных способностей воспитанников.

11. Интеграция образовательных областей в художественном творчестве детей  младшего школьного возраста.

Если процесс образования … :

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3.Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании.

Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели,

когда человек настолько созрел, что

обладает силой и волей самого себя

образовывать в течение дальнейшей

жизни и знает способ и средства, как

он это может осуществить.»

А. Дистервег

Самообразование

как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов

Февраль 2017 г.

Самообразование –  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Главное в самообразовании – мотив!

Мотивы, побуждающие педагога к

самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, занятию, выступлению  у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху техники негоже пользоваться телегой  

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”, отставшего от жизни. Стоит задуматься, будет ли детям интересно с таким педагогом?

Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, метод. совета, УО, он имеет больше прав в выборе программы,  нагрузки и др.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда учить других, воспитывать, развивать?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Газеты, журналы
  • Телевидение
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится:  читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
  • Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
  • Организация внеурочной деятельности по предмету
  • Изучение информационно-компьютерных технологий
  • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
  • Общение с коллегами в школе, городе и в Интернете.

На основании этого  каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей  и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на разных уровнях

Составление плана самообразования.

В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

«Самообразование – неотъемлемая часть повышения профессионального мастерства педагога»

В данной презентации Вы познакомитесь с основными целями, задачами, мотивами самообразования учителя....

Выступление « Самообразование учителя английского языка как один из путей повышения профессионального мастерства»

Выступление « Самообразование учителя английского языка  как один из путей повышения  профессионального мастерства» на секции учителей английского языка в рамках августовской кон...

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жиз...