Индивидуальному подход к учащимся на уроках
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_k_uchashchimsya_na_urokah.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по индивидуальному подходу к учащимся на уроках

Термин “индивидуальный подход” обозначает дидактический принцип обучения и воспитания - один из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся, определяемыми их индивидуальными возможностями. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связано с большим разбросом учебных возможностей у учащихся одного возраста. Многие психологи, дефектологи занимались изучением данного вопроса

 Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход необходим всем школьникам, независимо от их успехов в учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие учащиеся должны “подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы. Но нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников: им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению. Ж.И.Шиф (1965г.)

  1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей (работа с психологом)
  2. Индивидуальный подход к учащимся на уроках и во внеурочной деятельности. Проводить индивидуальную работу следует на разных этапах.

1 этап - во внеурочное время (исследование условий семейного воспитания, отношения ребенка к своим родителям, участие ребенка в домашнем труде)

2 этап - в процессе самостоятельной работы и на дополнительных занятиях (как организовано свободное время ученика, выполнение домашних заданий, подготовка к урокам)

3 этап - в учебном процессе. Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель: наблюдение за процессом обучения учащихся с различным уровнем учебной деятельности, индивидуальные занятия с отдельными учащимися, анкетный опрос учителей и учащихся, беседы, выявление индивидуальных особенностей ученика через отношения коллектива к ученику и ученика к коллективу, изучение школьной документации и письменных работ школьников на различных этапах обучения, корректирование учебного материала в зависимости от уровня подготовки учащихся, проведение проверочных работ, позволявших выявить эффективность индивидуального обучения. 

  1.  Индивидуальная работа с учащимися с разными уровнями сформированности умений (сильные и слабые ученики) на разных этапах урока.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

В процессе обучения предлагается большое количество заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик может выполнить.

При этом уровень подготовленности каждого учащегося к выполнению заданий определяется  как с качественной, так и с количественной стороны. Количественные характеристики можно получить с помощью различных видов контроля знаний, умений и навыков. Качественная характеристика уровня подготовки учащихся к осуществлению деятельности определяется «зоной ближайшего развития». На основании данных подходов можно выделить следующие уровни сформированности умений учащихся: низкий (1), средний (2) и высокий (3).  

Индивидуальный подход позволяет учитывать специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организуют:

а) на этапе объяснения нового материала - уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. (1).

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах) (2).

Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования, создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы (3).

б) Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, можно использовать следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке:   

учебные задания,  опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала (1).

 учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения (2).

  учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий, написанию сочинений и т.д. (3).

в) Наиболее эффективными являются индивидуальные задания творческого характера для группы учащихся или отдельных учеников. При этом развиваются, закрепляются, совершенствуются определённые умения и навыки учеников с учётом их возможностей, способностей, знаний и умений. Такие задания имеют различную степень трудности выполнения. В зависимости от уровня подготовки и прилежания ученик выполняет своё задание или часть его. В соответствии с этим и выставляется оценка.

г) Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. . При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. У общеклассного задания можно дифференцировать цель, объём, способ и срок выполнения.

Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. При отборе учебного материала для домашнего задания главное – это не объём работы, а характер мыслительной деятельности, которую ученики будут проделывать в процессе приготовления уроков. Сильным ученикам на дом можно дать выполнение творческих заданий. При одном и том же содержании домашнего задания отдельным ученикам целесообразно давать дополнительные вопросы, план, по которому следует читать тот или иной материал. Это поможет направить ход рассуждений, последовательность мысли ученика и лучше осознать изучаемый материал.

д) Важным этапом процесса обучения является  организация и проведение контрольных работ. Контрольная работа должна включать в себя задания на выявление понимания учащимися сущности изучаемого материала (1); задания, помогающие установить связь изучаемого понятия с другими понятиями (2); задания на творческое применение усвоенных понятий (3). Итоговые контрольные работы должны быть разноуровневыми. Они должны содержать задания первой степени трудности (базовый уровень), которые предполагают воспроизведение ранее усвоенных понятий; задания второй степени трудности (так называемые задания по образцу), в которых присутствуют элементы, требующие творческого подхода к их выполнению; задания третьей степени трудности отличаются творческим характером.

е) Индивидуальная работа с  учащимися высокого и среднего уровня  может осуществляться и  во внеурочное время: на занятиях  элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов,  научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

  1. Индивидуальное обучение через дифференциацию

Индивидуальный подход может также осуществляться через организацию дифференцированного обучения. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

а) Каждая группа учащихся может работать по своим рабочим вариантам, которые различаются степенью самостоятельности, сложностью дидактического материала и приемами работы над ним.

б) Индивидуальный подход к отдельным школьникам сочетается с групповой и фронтальной работой, что обеспечивает преподавателю возможность уделить внимание отдельному ученику или нескольким ученикам в процессе фронтальной работы, при повторении или систематизации. Гибкая система групповых - индивидуальных занятий обеспечивает большое методическое разнообразие в осуществлении индивидуального подхода на уроках.

в) Для разных групп учащихся строятся упражнения  по линии доступности, обобщения, постепенного усложнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...

Индивидуальный подход к учащимся на уроках технологии

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А. Каменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оу...

Индивидуальный подход к учащимся на уроках осетинского языка.

Индивидуальный подход к школьникам - важнейший принцип воспитания, обучения и  умственного развития школьников, означающий действительное внимание к каждому ученику,  его творческой ин...

Индивидуальный подход к учащимся на уроках технологии.

В статье акцентируется внимание как на уроках технологии сочетать фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками....

Статья "Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка"

В статье говорится о необходимости индивидуального подхода к учащимся на уроках, раскрывается понятие "успеваемость", рассматриваются типы неуспевающих учеников, связь проблемы индивидуально...