Индивидуальный подход к учащимся на уроках осетинского языка.
статья на тему

Камболов Олег Савкуевич

 

Индивидуальный подход к школьникам - важнейший принцип воспитания, обучения и  умственного развития школьников, означающий действительное внимание к каждому ученику,  его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_v_uchebnom_protsesse.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к учащимся на уроках осетинского языка. .

Индивидуальный подход к школьникам - важнейший принцип воспитания, обучения и  умственного развития школьников, означающий действительное внимание к каждому ученику,  его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Успешность индивидуального подхода в учебном процессе  на уроках осетинского языка непосредственно зависит от конкретизации ближайших задач воспитывающего и развивающего обучения учеников в данном классе, от умелой организации учебного материала, от гибкости развивающего обучения, от уровня воспитанности, образованности и педагогического мастерства учителей.

        Для осуществления индивидуального подхода в обучении необходимо повседневное изучение детей учителем. Оно должно основываться на знании того, в каких типических формах проявляются индивидуально - психологические различия, вокруг каких черт они группируются, как связаны эти отдельные черты друг с другом и т.п.        

Индивидуализация представляет собой учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов, свойства нервной системы, четы характера и воли, мотивация, способности, одарённость, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма и т.д. Кроме того, на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие  внешний влияния). Все эти и множество других внутренних и внешних факторов в той или иной мере влияют на процесс учения.

Умственное развитие - это понятие сложное, характеризующееся совокупностью черт и обусловленное рядом причин. Прежде всего, оно обусловлено содержанием тех знаний, которые даются в процессе обучения, и теми методами, с помощью которых эти знания раскрываются.

Умственное развитие детерминируется не только извне, но и изнутри, то есть оно зависит от уже достигнутого уровня развития, от возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьника, вот почему в одних и тех же условиях обучения у различных детей наблюдается разный развивающий эффект обучения. При изучении индивидуальных способностей очень важно учитывать возможности человеческие вообще: «...нельзя рассмотрение выдающихся индивидуальных особенностей отрывать от изучения элементарных, «родовых» свойств, общих всем людям, -  писал С.Л. Рубинштейн. – При отрыве от этой почвы выдающиеся способности отдельных людей неизбежно мистифицируются и путь для их изучения обрывается». Важность учёта возможностей человеческих вообще при подходе к индивидуальным различиям между детьми.

Постоянно обнаруживается со всей очевидностью, что с возрастом повышается умственное развитие и что существуют большие индивидуальные различия в уровнях умственного развития между учениками-ровесниками.        

Умственное развитие не сводится к объёму знаний и умственных операций, которыми владеет школьник: подлинное умственное развитие, очевидно, не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость, в некоторых отношениях единство умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнений.

Ещё в начале века в работах по детской и педагогической психологии, начало которым было положено Бине, оценка возрастных возможностей интеллекта и оценка индивидуальных умственных способностей были объединены благодаря понятию «уровень умственного развития». Считалось, что высота умственного развития (определяемая  по успешности выполнения тестов разной степени сложности) соответствует определённой возрастной ступени и что индивидуальные различия могут быть установлены по степени отклонения от высоты развития, признаваемой нормой для данного возраста.         

Уровень умственного развития стал общей мерой возраста и индивидуальности, он якобы позволял судить как о темпе возрастного развития, так и о способностях. Но можно ли не различать понятия «умственное развитие» и «способности», или «уровень развития» и «степень, величина умственных способностей»? Прежде всего, отметим, что сведение возрастных и индивидуальных различий к уровням умственного развития означало бы односторонне количественный подход к проблеме. Разве один школьный возраст отличается от другого по величине, по степени умственного развития и не имеет иных, качественных особенностей и разве различия в умственном отношении между соучениками-сверстниками выражаются полностью в неодинаковости высоты их развития?

Уровень умственного развития школьников, конечно, возрастает от младших классов к старшим, обучаемость же зависит не только от тех показателей, которые прогрессируют с возрастом. Внимания к себе требуют факты, говорящие о том, что в ходе возрастного развития происходят качественные изменения умственных возможностей, связанные, в частности, с ограничением  или утратой некоторых умственных достоинств предшествующих возрастных периодов.

         При чрезмерном сближении понятий «уровень умственного развития» и «обучаемость» можно прийти к выводу, что обучаемость и темп продвижения у младших школьников должны быть гораздо ниже, чем у старших школьников. Но ведь в действительности это не так - слишком много пактов свидетельствовало бы против такого понимания хода возрастного развития. Ещё Аристотель спрашивал: «Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся

        Известно, что в первые годы жизни, когда  ещё так низок уровень умственного развития, обучаемость (т.е. быстрота продвижения в умственном развитии) чрезвычайно велика. Достаточно напомнить расчёты З. Торндайка и его сотрудников, согласно которым к возрасту трёх лет человек уже проходит полпути своего умственного развития.

        Существует и качественная сторона умственного развития, обусловленная возрастным этапом. Уровни умственного развития неотделимы от других особенностей возраста, которые придают им своеобразие, имеющее прямое отношение к успешности учения.

В своем исследовании я  поставил  перед собой цель – изучить умственное развитие учащихся в подростковом возрасте.

Исследование проводилось среди детей 8 класса школы №8 г. Владикавказ, (так как в данной школе только там есть параллельные классы )при этом надо отметить, что судя по учебной успеваемости ученики 8 «А» более сильные чем 8«Б». Мною был изучен уровень умственного развития и сопоставлен с уровнем успеваемости. Проведя корреляционный анализ, я увидел , что уровень умственного развития и уровень успеваемости зависят друг от друга. Коэффициент корреляции у учеников 8«А» класса составил (0,4), это довод, но устойчивая корреляция, значит уровень умственного развития соответствует уровню успеваемости. Можно отметить, что учителя объективно оценивают учащихся, но всё же нужно сказать, что один ученик (он очень серьёзно относится к учёбе, он активный, любознательный, усидчивый, пытливый, у него есть большое желание и интерес к учёбе) у которого отличная успеваемость показал средний уровень развития. Учителя, как правило, при оценке знаний учащихся, оценивают не столько их интеллектуальные способности, сколько различные умения, такие как умение воспроизводить заученный материал, умение объяснять ответы, умение приводить примеры, проявлять сообразительность, логически мыслить. В ходе исследования выявлена девочка, у которой уровень умственного развития высокий, успеваемость отличная, но так же выявлено повышенная тревожность. По её собственному признанию она всегда волнуется при устном ответе, или особенно когда пишет контрольную работу, её неуверенность в себе порождает страх при ситуации проверки знаний. Проводя тест на тревожность, нами выявила повышенная тревожность у испытуемых.

В 8 «Б» классе корреляция менее устойчивая (0,3). Уровень умственного развития показан ниже среднего. По составленной нами таблице успеваемости было видно, что в классе есть хорошисты, но уровень умственного развития ниже среднего, хотя должен бы быть выше. 8 «Б» - это сборный класс из «отсеянных» учеников и я не уверен, что учителя пытаются применять какие-нибудь активные методы, чтобы заинтересовать их, для повышения уровня успеваемости. Здесь к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, чтобы вызвать интерес к учебной деятельности, нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, было бы хорошо, если бы учитель в ходе изложения нового материала обращался с информационными вопросами к отдельным ученикам, просить их повторить нужные определения, привести примеры. Обязательно учителю нужно использовать наглядный материал: картины, схемы, чертежи. Учителю нужно провести своеобразную «педагогическую разведку» мыслительных возможностей учащихся, такие диагностические задачи позволяют выявить на сколько ученики владеют рассуждениями, мыслительными операциями. Это показывает учителю степень умственного развития и готовность ученика преодолевать новые трудности.

Когда контроль учителя за ходом усвоения учебного материала учащимися, сочетается с самоконтролем, тогда, и возрастает эффективность умственной деятельности, оценка умственного развития ученика должна способствовать усилению положительных и подавлению отрицательных качеств.

Учебная деятельность является одним из ведущих источников формирования личностных качеств школьника, в ней совершенствуется нравственное воспитание учащихся, творческая активность, готовность и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...

Индивидуальный подход к учащимся на уроках технологии

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А. Каменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оу...

Статья "Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка"

В статье говорится о необходимости индивидуального подхода к учащимся на уроках, раскрывается понятие "успеваемость", рассматриваются типы неуспевающих учеников, связь проблемы индивидуально...