Сообщение "Метод проектов в специальной школе"
статья по теме

Ярославцева Галина Ивановна

Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx271.73 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost_v_spetsialnoy_shkole.pptx990.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.

Что же такое ученический проект?
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся.
Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

Целью организации проектной деятельности с обучающимися коррекционной школы VIII вида является развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение учеников с разными учебными способностями, возможностями к поиску информации, ее обработке.  Работа учеников с особенностями развития над проектами придает уверенность, положительно влияет на отношение к предмету исследования, помогает детям «открывать» себя, раскрыть свою личность, а также  позволяет разнообразить внеурочную деятельность.

Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя и родителей.

При организации данной работы в коррекционной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над проектом включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, что способствует освоению коммуникативных навыков.
        Темы детских работ можно выбирать из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы-близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.      

 В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Роль учителя в организации проектной деятельности.  

Организация проектной деятельности в коррекционной школе невозможна без организационной и культурной составляющей учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Специфика организации исследовательской работы для обучающихся с особенностями развития заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для педагога – в ходе работы над проектом увлечь детей, вселить уверенность в своих силах, организовать совместную деятельность: они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, подбирают информацию для теоретического обоснования проектов, совместно с ребенком готовят защиту своей работы. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления обучающихся с особыми образовательными потребностями, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.  Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала.

Творческий, нестандартный подход учителя к организации проектной деятельности детей с особыми образовательными потребностями способствует повышению мотивации и ориентирован на приобретения навыков самостоятельной деятельности обучающихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
        Меняется и психологический климат в отношениях учитель-ученик.

Слайд 6

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

-поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом;

-способствует формированию уверенности ученика в собственных силах и возможностях по осуществлению работы в рамках проекта.

В ходе работы над проектом степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько они владеют знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. При работе с обучающимися коррекционной школы допускать стихийной самостоятельности нельзя.

          Для обучающихся с особыми образовательными потребностями очень важен этап рефлексии. Он помогает создать полную картину выполненной работы. Ученики с учителем обсуждают, что дала работа над проектом в плане личностного развития каждого учащегося, с какими трудностями пришлось столкнуться, способы их преодоления.

Слайд 7

Положительные  стороны такой организации учебной деятельности очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному виду деятельности);
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся с особыми образовательными потребностями оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний.  

Сегодня проектная деятельность учащихся   - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.

Уже с 4 класса можно   вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно же чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом.

Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.

 Для этого подходят уроки окружающего мира, русского языка,  социально бытовой ориентировки, истории, труда, других уроков и внеурочная деятельность.

Слайд 8

Характеристика этапов учебного проектирования. (швейное дело)

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Слайд 9

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

Слайд 10

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

Слайд 11

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса). Оцениваются изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

Проект: «Головной убор на лето»

Предмет: швейное дело.

Класс: 6

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: ученики самостоятельно изготавливают головной убор по выбору.

Цели:

  • учить моделировать разные фасоны летних головных уборов;
  • развивать самостоятельность в работе;
  • умение планировать свою деятельность;
  • следовать намеченному плану;
  • развитие фантазии, воображения;
  • дать объективную самооценку своей деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

  • создать условия для разработки модели головного убора по выбору;
  • создать условия для творческой реализации идеи проекта;
  • создать условия для закрепления у учащихся понятие – «реализация»
  • создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.

2. Коррекционно- развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развить слуховое восприятие;
  • развивать мысленные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)
  • развивать пальцевую моторику.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение следовать инструкции педагога;
  • воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
  • разработать модель головного убора по выбору в соответствии с определенным стилем в одежде;
  • найти описание данного стиля, изготовить выкройку (можно пользоваться готовыми выкройками из журнала мод);
  • выполнить расчет себестоимости изделия
  • аргументировать преимущество изготовления одежды своими руками перед готовой одеждой;
  • изготовить изделие, представить результаты своей работы.

Оборудование:

для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами видов плечевого изделия, рабочие карточки с образцами тканей и записью их особенностей, принадлежности для работы.

для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, ткань, бумага для конструирования выкройки.

Форма организации работы: индивидуальная, урочно - внеурочная.

Время: 4 четверть, защита проекта в конце четверти.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1. Выбор изделия для проекта.

2. Выполнение эскиза изделия.

З. Выполнение чертежа, изготовление выкройки.

4. Расчет себестоимости изделия.

5. Технологическая последовательность изготовления изделия.

б. Изготовление изделия.

7. Оформление необходимой документации.

8. Защита проекта.

-Учащиеся на уроках изучают необходимый материал, выполняют чертеж изделия, выполняют работы по пошиву, во внеурочное время оформляют проект. В конце четверти учащиеся выполняют защиту проектов.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, оценивать результаты что очень важно для их самостоятельной жизни.

Литература

  1. Нелипенка Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  3. Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.; изд. АРКТИ, 2005.
  4.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА р уководитель МО II степени Ярославцева Галина Ивановна государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа – интернат». ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.

Слайд 3

Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта .

Слайд 4

Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Слайд 5

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому).

Слайд 6

р оль учителя в проектной деятельности - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; -поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом; -способствует формированию уверенности ученика в собственных силах и возможностях по осуществлению работы в рамках проекта.

Слайд 7

положительные стороны метода проектов – получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях; – приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения); – духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил); – профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному виду деятельности); – приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Слайд 8

характеристика этапов учебного проектирования

Слайд 12

Проект: « Головной убор на лето» Предмет: швейное дело. Класс: 6 Тип проекта : творческий. Планируемый результат : ученики самостоятельно изготавливают головной убор по выбору. Цели: учить моделировать разные фасоны летних головных уборов; развивать самостоятельность в работе; умение планировать свою деятельность; следовать намеченному плану; развитие фантазии, воображения; дать объективную самооценку своей деятельности.

Слайд 13

Задачи: 1. Образовательные : создать условия для разработки модели головного убора по выбору; создать условия для творческой реализации идеи проекта; создать условия для закрепления у учащихся понятие – «реализация» создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы. 2. Коррекционно- развивающие: развивать зрительное восприятие и внимание; развить слуховое восприятие; развивать мысленные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация) развивать пальцевую моторику.

Слайд 14

3. Воспитательные: воспитывать умение следовать инструкции педагога; воспитывать умения наблюдать за действиями педагога; разработать модель головного убора по выбору в соответствии с определенным стилем в одежде; найти описание данного стиля, изготовить выкройку (можно пользоваться готовыми выкройками из журнала мод); выполнить расчет себестоимости изделия аргументировать преимущество изготовления одежды своими руками перед готовой одеждой; изготовить изделие, представить результаты своей работы.

Слайд 15

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами видов плечевого изделия, рабочие карточки с образцами тканей и записью их особенностей, принадлежности для работы. для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, ткань, бумага для конструирования выкройки. Форма организации работы : индивидуальная, урочно - внеурочная. Время: 4 четверть, защита проекта в конце четверти.

Слайд 16

Этапы работы над проектом 1. Выбор изделия для проекта. 2. Выполнение эскиза изделия. З. Выполнение чертежа, изготовление выкройки. 4. Расчет себестоимости изделия. 5. Технологическая последовательность изготовления изделия. б. Изготовление изделия. 7. Оформление необходимой документации. 8. Защита проекта.

Слайд 17

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, оценивать результаты что очень важно для их самостоятельной жизни.

Слайд 18

Из опыта работы Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, пгт. Опарино, Кировская обл. Мини-проект «Спальные комнаты» «Д ля реализации данного проекта объединили свои усилия воспитанники интерната, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учитель трудового обучения ( швейное дело). Цель проекта: создать уют в спальных комнатах, развить творческие способности, трудовые навыки воспитанников школы-интерната. Морская тема - огромный простор для фантазии. В ход пошли старые джинсы, трикотажные вещи, использованные CD-диски и прочие бытовые и текстильные отходы для вторичного использования. Вязать научились даже мальчики .» Морская тема интерьера

Слайд 19

«Д екоративные элементы этой спальни выбраны для взрослеющих подростков. Образы дикого Запада нередко поражают юное воображение. Грубоватые покрывала и наволочки для подушек в лоскутной технике жёлто-коричневых тонов соответствуют ковбойской стилистике. Над кроватями расположены картины коней - главных помощников ковбоев. Прекрасно сочетаются с ковбойским интерьером прикроватные тумбочки, выполненные ребятами кружка « Декупаж »» Интерьер в стиле «Дикий Запад»

Слайд 20

«С пальня «Зимняя сказка» - полная света, выдержанная в бело-голубой цветовой гамме. В ней чувствуется приверженность к холодному времени года – зиме. Нежность белоснежных наволочек с кружевными оборками соблазняет ребёнка окунуться в безмятежный сон. Насыщенные цвета, обилие натуральных материалов задают тон всему интерьеру спальни в стиле пэчворк. Кровати, покрытые разноцветными покрывалами, коврик продолжают народную деревенскую тематику. Картины из бересты на стенах, очаровательные салфетки на тумбочках - все эти мелочи создают в спальне атмосферу уюта и покоя. Мотивы гжели использовали в интерьере спальни воспитатель Черных Е.В. и её воспитанники. Голубые покрывала на кроватях, на стенах картины, вышитые лентами, кружевные накидки на подушки создают атмосферу прикосновения к народному творчеству.» Интерьер в стиле «Зимняя сказка»

Слайд 21

Проект « Кл ум бы у шк ол ы » « Р еализацию этого проекта решили начать сразу, как только сойдёт снег. Ведь сделать предстояло очень много: убрать территорию, вскопать цветники, вырастить рассаду. На общешкольной линейке было сделано объявление о том, что за каждым классом закреплен цветник. С помощью учителей сельскохозяйственного труда и учителя биологии определились с посадочным материалом, затем стали сажать цветы семенами и рассадой, выращенной в школе и принесённой педагогами из дома. На создание самих клумб учащиеся затратили 3 недели. После посадки цветов началась самая скучная работа - поливка и прополка, которая досталась летней трудовой бригаде старшеклассников и обслуживающему персоналу. И вот середина лета... Мы посчитали, что на 6 клумбах у школы было посажено более 20 видов цветов. По клумбам вдоль фасада школы, как будто бежит дорожка-змейка из кирпичей разного цвета - она выполняет роль разделителя и является основным элементом искусственного декора клумб. К аждый год наши клумбы видоизменяются и от этого становятся ещё более красивыми. Они стали красивейшим элементом декора школьного двора, служат прекрасным его украшением .»

Слайд 22

Литература Нелипенка Т.И. Современный урок в коррекционном классе. Волгоград: Учитель, 2013. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.; изд. АРКТИ, 2005. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР.

Цели занятий - индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения курсового проекта по специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В методическом указании рассматривается методология выполнения выпускных квалификационных работ (ди­пломных проектов) по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотран­спорта». Приве...

Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Учебное пособие «Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей» рассмотрено и одобрено на заседании цикловой ...