Комплексный подход к развитию мотивации изучаемых дисциплин. Ключевые ориентиры повышения качества образования.
учебно-методический материал на тему

Егоренко Ирина Ивановна

Комплексный подход— многосторонний подход , исследовательский метод;

учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

—  Обычно в школу ребенок приходит  положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха,  с одной стороны,  и развитие учебных интересов – с другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет-28.03.2017г.

Тема: Комплексный подход к развитию мотивации изучаемых дисциплин.  Ключевые ориентиры повышения качества образования.

Комплексный подход— многосторонний подход , исследовательский метод;

учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

Технологии и методики, применяемые в школе:

-технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

-технология личностно-ориентированного образования;

-технология уровневой дифференциации;

-технология игрового обучения;

-проектная деятельность;

- здоровье сберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

«Все наши замыслы, все поиски   и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»  В.А. Сухомлинский

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение    школьника к учению.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Эмоции – реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение учащихся к учению.

Определение мотивации

Виды мотивации-внутренняя(положительная, отрицательная), внешняя(положительная, отрицательная)

Пути формирования мотивации:

               1. «сверху вниз»

               2. «Снизу вверх»

Формирование мотивации на отдельных этапах урока:

  • - Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • - Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  • - Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Установки педагога,  методы и формы обучения:

Совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели    предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей обучающихся

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные формы проведения уроков

Создание ситуации успеха

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Использование групповых и коллективных  форм организации учебной деятельности

Стиль педагогической деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

Применение поощрения и порицания

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Содержание учебного материала

Организация учебной деятельности

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности

Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

  • Обычно в школу ребенок приходит  положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха,  с одной стороны,  и развитие учебных интересов – с другой.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с обучающимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету:

Эрудиция учителя, умение последовательно  усложнить познавательные задачи

Увлеченность предметом

Любовь к работе

Доброжелательное отношение к обучающимся

Вера в ученика, в его познавательные силы (педагогический оптимизм)

Стремление к максимальной гибкости

Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям обучающихся

Умение придать личностную окраску преподаванию

Владение стилем доверительного (неформального) общения с обучающимися

Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность

Выводы:

Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать.

- Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования

определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.

- Развитие учебной мотивации обучающихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет-28.03.2017г.

Тема: Комплексный подход к развитию мотивации изучаемых дисциплин.  Ключевые ориентиры повышения качества образования.

Комплексный подход— многосторонний подход , исследовательский метод;

учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

Технологии и методики, применяемые в школе:

-технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

-технология личностно-ориентированного образования;

-технология уровневой дифференциации;

-технология игрового обучения;

-проектная деятельность;

- здоровье сберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии.

«Все наши замыслы, все поиски   и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»  В.А. Сухомлинский

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение    школьника к учению.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Эмоции – реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение учащихся к учению.

Определение мотивации

Виды мотивации-внутренняя(положительная, отрицательная), внешняя(положительная, отрицательная)

Пути формирования мотивации:

               1. «сверху вниз»

               2. «Снизу вверх»

Формирование мотивации на отдельных этапах урока:

  • - Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • - Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  • - Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Установки педагога,  методы и формы обучения:

Совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели    предстоящей деятельности и постановке учебных задач

Учет возрастных особенностей обучающихся

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Нестандартные формы проведения уроков

Создание ситуации успеха

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Использование групповых и коллективных  форм организации учебной деятельности

Стиль педагогической деятельности

Эмоциональная речь учителя

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

Применение поощрения и порицания

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Содержание учебного материала

Организация учебной деятельности

Привлечение обучающихся к оценочной деятельности

Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

  • Обычно в школу ребенок приходит  положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха,  с одной стороны,  и развитие учебных интересов – с другой.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с обучающимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету:

Эрудиция учителя, умение последовательно  усложнить познавательные задачи

Увлеченность предметом

Любовь к работе

Доброжелательное отношение к обучающимся

Вера в ученика, в его познавательные силы (педагогический оптимизм)

Стремление к максимальной гибкости

Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям обучающихся

Умение придать личностную окраску преподаванию

Владение стилем доверительного (неформального) общения с обучающимися

Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность

Выводы:

Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать.

- Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования

определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.

- Развитие учебной мотивации обучающихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно,...

"Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий повышения качества образования

Самообразование- процесс сознательной самостотельной познавательной деятельности .И для того,чтобы учить других,нужно знать больше,чем остальные....

Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.

В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

Что такое мотивация.Особенности мотивации школьников. Уровни учебной мотивации. Причины снижения мотивации учения. Формы и методы формирования учебной мотивации....

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...