Современные образовательные технологии
статья на тему

Дондокова Евдокия Васильевна

Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.

Активность познавательного интереса должна быть деятельностной.   Этому способствует систематическое, планомерное, целенаправленное внедрение в образовательный процесс современных технологий. На протяжении нескольких лет педагогической деятельности использую следующие современные образовательные технологии (таблица №1)

Краткое описание использования мною современных образовательных технологий  в учебно-воспитательном  процессе

Таблица 1

Наименование

технологии

Уровень использования

Дифференцированное

обучение

Системное использование на всех уроках

Проблемное обучение

Отдельные уроки  

Технология

исследовательского

обучения

Разработаны уроки-исследования, а так же уроки с элементами исследования  

Системная работа с одаренными детьми над исследовательскими проектами

Участие школьников в НПК республиканского, муниципального,  школьного уровней. (с 1999 года)

Проектные методы

обучения

Реализация метода проектов на отдельных уроках 

Технология использования

в обучении игровых

методов: ролевых, деловых и других видов обучающих

игр

Разработаны различные уроки: урок-КВН, урок-игра, урок-соревнование, урок-диспут, урок- конференция и др.

 

 

Информационно-

коммуникационные

технологии

Преподавание  с использованием мультимедиа:

Собрана и используется медиатека, создан архив презентаций MS PowerPoint

Использование видеоуроков

Использование ЦОР

Использование Online тестов

Тестовые технологии

Разработаны тесты по всем темам в различных программах: MS Exel, MS PowerPoint, Delphi

Использование Online тестов

Технология АМО

Системное использование на различных этапах урока

Здоровьесберегающие

технологии

 Системное использование на всех уроках

1. Дифференцированное обучение

Дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в группе учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.  Особенностью внутренней дифференциации на современном этапе является ее направленность не только на детей, испытывающих трудности  в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных способностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения:

базовый уровень – определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса;

продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний  в различных ситуациях;

высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

  Успешность и эффективность осуществления уровневой дифференциации зависит от ряда условий:

выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;

наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения (уровень преподавания должен быть в целом выше, чем уровень обязательной подготовки, каждый ученик должен в полном объеме услышать материал со всеми доказательствами, обоснованиями, рассуждениями);

в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;

добровольность в выборе уровня усвоения;

содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход;

формирование мобильных групп.

В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности и продуктивности:

  • разноуровневое изложение материала;
  • вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
  • целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
  • варианты лингвистического построения речи учителя в зависимости от типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинестетики);
  • многократное повторение изложенного в течение урока;
  • использование наглядности;
  • дифференцированная работа с учебной литературой;
  • дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;
  • дифференцированная самостоятельная работа;
  • групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля;
  • дозированная помощь со стороны учителя;
  • индивидуальный опрос;
  • дифференцированный контроль;
  • самоконтроль по образцам и критериям;
  • программированный контроль;
  • индивидуализация домашней работы;
  • дифференциация темпов изучения.

Планирование различных видов дифференцированной помощи:

  • указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
  • дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция);
  • указание алгоритма решения или выполнения;
  • указание аналогичной задачи, решенной ранее;
  • объяснение хода выполнения подобного задания;
  • выполнение вспомогательных наводящих заданий;
  • поиск определенных ассоциаций;
  • раскрытие причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;
  • расчленение сложного задания на элементарные составные части;
  • постановка наводящих вопросов;
  • указание правил, на основании которых выполняется задание;
  • предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;

В веке информационных технологий очень интересно и в то же время трудно и ответственно работать учителем информатики. Ведь для достижения успеха в наше время молодому человеку недостаточно академических знаний, необходимо формирование технологической компетентности. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Ни для кого не секрет, что ребята приходят на уроки информатики с разным уровнем подготовки и владением компьютера. При этом 55% - уверенно считают себя компьютерными гениями, 5-7% испуганно заверяют, что не прикасались к компьютеру и боятся его, остальные скромны в своей самооценке. Нельзя не учитывать, что «гениальность» отчасти основана на игровых победах. Поэтому на первый урок информатики приходят учащиеся с разным уровнем знаний по информатике, разным уровнем умений работы на компьютере. При этом нужно учитывать разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих запросов и интересов, связанных с использованием современных компьютерных и коммуникационных технологий. Анализируя социальный паспорт учащихся нашей школы, и проведя опрос среди учащихся, понимаю, что доступ к компьютеру есть всего лишь у 5% всех учащихся нашей школы. Поэтому дифференцированный подход в обучении является ключевым на уроках информатики.

Чтобы иметь реальную картину первое занятие я начинаю с простого задания: ответить на несколько вопросов, относящихся к базовым понятиям информатики, например, (что по вашему представляет операционная система, какие виды памяти вы знаете, перечислите основные устройства компьютера и др.), и в завершении, творческие задания: минисочинение «Компьютер в моей жизни» и рисунок «Компьютер будущего»

Дифференцированный подход используется в обучении практически всем темам курса. В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и др.) я много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет. При наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, многие из которых не имеют дома компьютера. Начиная изучать текстовый редактор, я не ставлю цель научить ребенка слепому методу печати, но повысить скорость, качество, культуру оформления документов, т.к. это реальная и необходимая задача для современного человека в информационном обществе. Рефераты, творческие задания, конференции, доклады, портфолио ученика – это все электронный документооборот. Поэтому практически на каждом занятии в самом начале минут 5 я посвящаю развитию навыков ввода текста. И на данном этапе необходим дифференцированный подход к подбору заданий (тексты на русском, английском языке, задания на память, слова на заданную букву, страны мира, столицы, фамилии композиторов, писателей и т.д.). При осуществлении контроля эффективности стоит учитывать не только заранее оговоренную норму, но и результативность тех, кто прибавил в скорости по сравнению с предыдущим разом, тех, кто «победил самого себя».

        Дифференцированный подход применим и при работе над проектами. Проекты могут быть как индивидуальными (для одаренных учащихся), так и групповыми (по 2-3 человека). Где каждый может проявить свое творчество и быть необходимым в группе. Так, например, есть дети – узкие специалисты, которые прекрасно работают в графическом редакторе, могут обрабатывать фотографии, рисовать картинки, логотипы, другие – специалисты в обработке текста. Все они прекрасно дополняют друг друга и являются значимыми в создании оригинального проекта. Проявляя свои возможности, в силу своей детской любопытности и ситуации успешности, они значительно повышают свой уровень информационной компетентности. Не забыты в этой деятельности и учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки, которые могут не только представить нестандартные работы творческого характера, но и выступают в роли учителя, консультанта или его ассистента. В этом случае идёт не только освоение знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Не обделены вниманием на уроках и слабые ученики. Главная задача – довести их до уровня средних, организуя работу так, чтобы увеличивалась степень самостоятельности школьников. Этому способствуют использование различных карточек для индивидуальной работы, образцы и алгоритмы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, специально разработанные мною презентации по многим темам математики.

 2. Проблемное обучение

Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Данная технология используется в средних и старших классах.  Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении. Особое внимание при этом уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники знаний – учебник, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ. Проблема может ставиться, например, при изложении теоретического материала, которое начинается с проблемной задачи, показывается исторически возникшая проблема, которая привела к появлению нового понятия. Такое начало дает возможность показать необходимость изучения данного материала, доказать его значимость, определить его дальнейшее применение.

Например, на уроке математики в 5 классе перед детьми ставится проблема: как же можно устно умножать двухзначные числа на 11. Или в 7 классе: как можно устно возвести во вторую степень двухзначные числа, оканчивающиеся на 5. Решая ряд примеров, дети приходят к правильному решению поставленной проблемы.

На таких уроках ребята учатся ориентироваться в изменяющейся обстановке, принимать самостоятельные решения. Я согласна с мнением многих исследователей, что проблемное обучение является одним из наиболее эффективных путей умственного развития школьников, развития их самостоятельного, творческого мышления. Любые проблемные ситуации заинтересовывают и увлекают ребят. Дети учатся ставить задачу, анализировать и искать способ ее решения, контролировать и оценивать ее результаты. Все это позволяет способствовать формированию у ребёнка учебной мотивации.

 3. Технология исследовательского обучения

Формированию естественнонаучной картины мира, развитию познавательного интереса, повышению интеллектуального уровня способствует исследовательская деятельность, которой в своей работе я отвожу важное место. Организация исследовательской работы учащихся является одной из форм выявления одаренности детей, реализации индивидуальных возможностей каждого ученика и средством повышения социального статуса знания, овладения навыками исследовательской работы, работы с научной литературой.

Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Исследовательская работа учащихся по математике организуется мною с первых дней  работы в школе. Первая исследовательская работа была представлена на республиканской конференции «Шаг в будущее» в 1999 году. С тех пор учащиеся постоянно занимаются исследовательской работой,  ежегодно выступая на НПК различного уровня, занимая призовые места.

 4. Проектные методы обучения

В  «Концепции  модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года» говорится, что в основе обновленного содержания общего образования лежит ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой,  коммуникативной,  информационной  и  прочих  сферах.  Изменение  целей образования требует использования таких форм и методов учебной деятельности, которые заменяют  пассивную  роль учащегося  в  обучении  на  активную  позицию  человека, которому нужно принимать решения и нести за них ответственность. Одним  из  таких  методов  в  обучении  математике   является  метод проектов.  Он основан  на  развитии  мотивации  деятельности,  задействует  все  этапы  мышления  от зарождения  проблемной  ситуации  задачи,  значимой  и  актуальной  для  школьника,  до самостоятельного  нахождения  способов  разрешения  проблемы  и  доказательства  ее правильности.  Обладая  методом  проектов,  школьники  могут  адаптироваться  к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я стараюсь создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого использую элементы развивающего обучения, в частности,  проектный метод, что существенно повышает уровень знаний, творческую активность учащихся.

Метод проектов по своей сути можно отнести к технологии XXI века. Компьютерные технологии и метод проектов в союзе дают замечательный эффект.

«Важен ум не хорошо наполненный, а хорошо организованный». Эти слова Цицерона в современном обществе более чем актуальны, так как основами развития общества становятся не ресурсы, а знания, информация. Вот поэтому школа должна научить детей работать с информацией. И в этом может помочь использование на уроках метода проектов. Сущность метода проектов состоит в том, что учитель предлагает ученику для решения проблему, такую, которая была бы для него значимая и понятная и, на основании старых знаний,  ученик приобретает новые. Себе же я отвожу роль  подсказать источники информации, направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. При этом ученики должны самостоятельно и вместе решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Это, прежде всего, получение новых знаний через решение проблемы, а так же разнообразные печатные материалы, мультимедийные проекты, изготовление которых невозможно без знания информационных технологий. В освоении информационных технологий важен учет возрастных особенностей. Введение проектной деятельности мы начинаем с 5 класса, что дает более высокую результативность в дальнейшем. Первые работы – это краткосрочные проекты, небольшие презентации к своим сообщениям на уроках математики, географии и др.,  при разработке которых использовались ресурсы Интернет.

В результате создаются качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Проектные работы учеников различны: презентации, буклеты, альманах,  коллажи. Метод проектов применяется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Например, проект «Интернет. За и против» содержит информацию за и против сети Интернет, мнения врача, психолога об Интернет-зависимости, данные социологического опроса, анкетирования. В рамках проекта проведен конкурс буклетов, лучшие из которых тиражированы и распространены среди учителей, населения.

Можно так же сказать, работа над проектами и презентация совместных проектов с использованием современных цифровых технологий является значимым фактором развития информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Кроме того, компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

Метод проектов предоставляет большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, а так же значительно повышает качество обученности по предмету, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения школьной дисциплины. Проект так же решает проблему интеллектуальной занятости учащихся во второй половине дня, что является не маловажным в условиях интернатного учреждения.

5. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Дидактические игры – это одно из средств обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Даже в самой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети быстрее и лучше усваивают теоретические понятия. Игра учит быть выдержанным.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, методика, содержание разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Основной целью  в дидактической игре на уроках является обучение. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Применение метода игрового обучения имеет место в основном в классах среднего звена.

За время моей работы накоплен большой опыт по этому вопросу: разработаны дидактические  игры  по  разным  темам,  для  разного  возраста  учащихся,  для  разных типов уроков, для внеурочной работы по предмету. Дидактические игры провожу и на уроках,  и  в  рамках  недели  математики,  и  в  ходе  работы  школьной  научно-исследовательской  конференции  на  секции  математики.  Например:  в  5  классе,  при изучении  темы «Сложение  и  вычитание  натуральных  чисел»  используем  магические квадраты»  (их  составляют  сами  учащиеся),  с  6  классом  при  изучении  темы «Прямоугольная  система  координат»  играем  в  «Поражение  цели»  (умение  определять координаты  точек  на  плоскости),  устраиваем соревнования  художников  (для младших: например, отмечаем  на координатной плоскости точки, соединяя точки последовательно получаем определённый рисунок; для более старших: с помощью икт создание узора, орнамента). «Создание узора» - это одно из творческих заданий при изучении геометрических фигур. Например, после изучения темы «Многоугольники» в 8 классе творческое задание при помощи Microsoft Word  нарисовать узор, элементами которого являются изученные многоугольники: прямоугольник, ромб, параллелограмм, квадрат. В рамках недели математики разработаны и проведены игры: «Своя игра», «Устами математика», «КВЭШИ», «Счастливый случай», «Математический лабиринт», «Я – художник» и др.

Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соперничества, чувство взаимопомощи. И систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Применение ИКТ в процессе обучения предмету.

Сегодня  стало  очевидным, что  задачи  модернизации  российского  образования (Стратегия модернизации содержания общего образования, Министерство образования РФ, 2011 г.)  не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы.  Использование  ИКТ  уже давно дало  толчок  развитию  новых  форм  и  содержания традиционных  видов  деятельности  учащихся,  что  ведет  к  их  осуществлению  на  более высоком уровне. Поэтому рассматриваю  использование информационных  технологий  как  одно  из  средств  обучения  и воспитания  учащихся,  способствующее  их  развитию,  активной  познавательной деятельности.  

Я использую компьютерные технологии в процессе обучения  с различными целями: 

  • при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления изученного материала;
  • для улучшения контроля знаний учащихся;  
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Использование сопровождающих презентаций на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти, позволяет вносить элемент новизны при решении задач, разрешает разнообразить цветовую гамму и делает процесс работы наглядным, помогает мне сконцентрировать внимание на основных моментах. Учащиеся получают для самостоятельного решения задачи теоретического и практического плана. Работа по решению каждой задачи строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения задачи. Компьютер превращает математику из теоретического, сухого предмета, оперирующего аксиомами и теоремами, в живой, экспериментальный. Материал становится для учащихся доступным и понятным. Программа PowerPoint позволяет создавать мне как учителю не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений, построения сечений и многих других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы составляю для мультимедиа-сопровождения уроков математики , которые  выполняют иллюстративную функцию в образовательном процессе. Возможности компьютера, как наглядного пособия  качественно нового уровня с возможностями анимации позволяют показать динамику математических преобразований.   Таким образом, разработана методика использования анимационных слайдов с элементами мультипликации.

В  своей  практике  использую  мультимедийные  презентации,  слайд-шоу, видеофрагменты,  электронные учебники,  программы  тестирования,  программы  академии «Кирилл  и  Мефодий».  Создан архив презентаций для уроков математики  во всех классах и почти по всем темам.

Мною собрана  медиатека (по всем предметным образовательным областям), использование которой позволяет добиваться оптимальных  результатов  в  обучении  и  воспитании. В собранной медиатеке можно выделить 3 группы: энциклопедии, компьютерные учебники/виртульные уроки, тренажеры.

Энциклопедии и виртуальные уроки использую в 3х  направлениях:

  • При подготовке собственных уроков в качестве дополнительных источников информации;
  • При создании презентаций в качестве готовых фрагментов;
  • Непосредственно при проведении урока.

Тренажеры использую при самостоятельной работе учащихся на уроке и вне урока, во время дополнительных занятий или при организации практических занятий по отработке каких-либо навыков. При  подготовке  и  организации урочной и внеурочной  деятельности учащихся  также использую Интернет-ресурсы. Основным результатом деятельности как  школы в целом, так и учителя в отдельности,  должна быть не системная сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, информационной, коммуникационной и прочих сферах. При этом важное место в образование занимает коммуникативность. Интернет – это одно из средств развития коммуникативных компетентностей.  Основные дидактические функции сети интернет связаны с вещательными (книги, лекции, газеты, программы, электронные библиотеки, базы данных, информационно-справочные системы), интерактивными (электронная почта, телеконференции, чаты) и поисковыми услугами (поисковые системы, каталоги), а также с информационными ресурсами сети, которые также использую в своей работе. Среди информационно-образовательных ресурсов сети в моей работе можно выделить: курсы дистанционного обучения, вебинары (для учителей математики: «Реализация требований стандарта второго поколения при работе по УМК для 5-6 классов», «Мотивация познавательной деятельности школьников», «Методы организации учебного процесса на основе деятельностного подхода к обучению»), дистанционные олимпиады, викторины («Авангард», «Кенгуру», «Экспресс» Всероссийская дистанционная олимпиада InfoUrok.ru, Международный конкурс-игра по математике «Слон» и др.) сетевые объединения учителей.

Кроме того, разработала и применяю интерактивные презентации-тесты. С компьютером  на уроке работают и учитель и обучающиеся. Прежде, чем пригласить поработать за компьютером ученика, я ставлю перед ним цель: не просто щелкать мышкой, разыскивая верный ответ, а рассуждать вслух. Как на телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером», участники программы рассуждают вслух. Зрители и телезрители желают услышать логические шаги поиска ответа. Такая же роль и у ребенка, который будет работать за компьютером. Главное не просто найти правильный ответ, а обосновать, рассуждать вслух, выстраивать логическую цепочку рассуждений – именно это ценно для коллектива класса.

Использование  ИКТ   технологий  вызывает  не  только  интерес  к  предмету,  но  и воспитывает речевую культуру, приобщает к эстетическому восприятию мира, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся. Такие уроки с использованием ИКТ всегда  вызывают  живой  интерес  у  учащихся,  способствуют  более  эффективному  и глубокому усвоению программного материала, подготовки к итоговой аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена.         

Разработка  дидактических  материалов  с использованием  современных  информационных  технологий  помогает  решить педагогические задачи, представить результаты своих исследований.

7. Тестовые технологии

Такие технологии особенно актуальны сейчас, когда на всех ступенях обучения в школе для контроля ЗУН применяются тестовые формы. С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинаю работу над этой формой контроля в 5 классе. Это в значительной степени является результативной подготовкой к данному виду экзамена..

Мои ученики пользуются тренажерами как для подготовки к ЕГЭ, так и для тематического контроля. Данный тренажеры используется не только мной на уроках математики, но и другими учителями при подготовке и проведении тестового тематического контроля и при подготовке к ЕГЭ. Банк тестовых заданий формирует сам учитель предметник. Тренажер удобен в использовании, так как не требует знания программирования.

Использование online-тестов как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным  переходом от одного уровня развития знаний к другому. Использование тестов на уроках математики и информатики мне дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процессе преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.

 8. Технология АМО

Если вспомнить своё детство, уроки, некоторые проходили, скажем, не очень весело, на которых думаешь об окончании, скорее бы он закончился, то задумываешься над своими уроками. Хочется, что бы для детей уроки были нескучными, веселыми, результативными. Для этого я использую АМО. Активные методы обучения, игровые методы  - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Это очень гибкие методы, которые можно использовать с разными возрастными группами, в разных условиях  и фактически на всех этапах урока. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМО строятся:

  • в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы;
  • на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;
  • интерактивности, разнообразных коммуникациях,
  • на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,
  • деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Приведу несколько примеров, которые я применяю в своей практике. Это такие методы, как «Мой цветок», «Поздоровайся локтями», «Пусть говорят»  или «Чаша добра» помогают эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. «Кроссворд», «Цветик-семицветик», «Инфо-угадайка», «Ребус» - АМО, которые применяю при погружении в тему. Например, при отгадывании ключевого слова в кроссворде дети называют тему урока. А на лепестках  цветика-семицветика дети могут написать то, что они ожидают получить при изучении этой темы. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Это также можно сделать при помощи активных методов. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». С  использованием АМО «Цветочная поляна», «Фруктовый сад», «Мировое объятие», «Ресторан», «5 пальцев», «Мудрый совет», «Письмо самому себе»  можно  провести этап подведения итогов урока. Например, на цветках дети пишут то, что они сегодня узнали и прикрепляют на ватман. Получается красивая «Цветочная поляна».

Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных мне и используемых мною на сегодняшний день методов. Перечисленные АМО действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков:

  • способность принимать решения и умение решать проблемы,
  • коммуникативные умения и качества,
  • умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
  • умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
  • лидерские умения и качества,
  • умение работать в команде и др.

Кроме этого, считаю важным самой принимать участие, а не быть просто наблюдателем, помимо пользы для себя, это  также помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 9. Здоровьесберегающие технологии

В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен многое сделать для здоровья учащихся. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только должны сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и помочь им научиться сохранять здоровье – это долг каждого учителя, каждого работника школы. И мне бы хотелось больше затронуть тему здоровья на уроках математики.

Чем отличаются уроки математики от других? Конечно же, на уроках математики мы часто используем компьютер, презентации, тренажеры и т.д.

В связи с компьютеризацией обучения наряду с плюсами возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается.

Повышенное внимание к исследованию работоспособности и состояния здоровья детей, школьников в связи с их работой на компьютере обусловлено спецификой условий, возникающих при взаимодействии человека и компьютера. Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса.

Ребенок  - это развивающийся организм. В частности, развивается костная система. Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, функция зрения. Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно! Так как беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 10-й минуте работы ребенка за компьютером, а после 20 мин у 25% детей происходят «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Итак, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером :

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
  • разные стрессовые ситуации (например, при потере информации).

Здоровьесберегающие технологии предполагают объединение всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырасти здоровыми  детей.

  Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Основными целями здоровьесбережения на уроках математики, являются следующие:

  • создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
  • создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей учителю математики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:

  • отслеживать санитарно – гигиеническое состояние класса;
  • нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
  • давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, которое способствует формированию здорового образа жизни учащихся;
  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий и их элементов на уроках.

При составлении тематического планирования по математике я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках математики наиболее эффективно осуществлять с использованием:

  • интерактивных технологий, предполагающих:
  • организацию обучения через опыт и сотрудничество;
  • учет различий в стилях познания учащихся;
  • деятельность учащихся в группах ;
  • применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения
  • технологий формирующего обучения, интегрирующих:
  • объяснительно–иллюстративные методы обучения;
  • алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;
  • дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);
  • индивидуальную и групповую деятельность учащихся
  • технологии уровневой дифференциации, предполагающей:
  • обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся и особое вниманием к детям группы риска и детям с ограничениями в здоровье;
  • реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;
  • использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);
  • использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).

Немаловажными факторами сохранения здоровья учащихся на уроках математики являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими. Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.

Чтобы разнообразить уроки математикм, мы готовим с ребятами тематические сообщения на различные темы: из истории вычислительной техники, поисковые информационные системы в Интернете, влияние компьютерных игр на здоровье, влияние компьютера на здоровье человека и др.

Дети очень любят выполнять творческие задания, такие как мини-сочинение Они с удовольствием рисуют на уроках. Чтобы приготовить сообщения, дети работают с разными источниками: энциклопедиями, книгами, берут информацию из журналов и газет, в том числе и из газеты «Здоровье детей», т.е. учатся самостоятельно добывать нужную информацию. А чтобы нарисовать рисунок, ребёнку нужно подумать, пофантазировать, потом уже эту фантазию воплотить на листе бумаги. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Об этом говорил еще К.Д. Ушинский: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Для обеспечения активной деятельности на уроках я использую работу в группах, парах. Класс (12–15 человек) делится на группы по 4–5 человек, каждая группа получает задание, которое выполняет коллективно в течение 5–7 минут. Все учащиеся получают оценки за совместное выполнение задания, при этом учитывается не только качество выполнения, но и умение работать в коллективе. При такой форме работы у ребят увеличивается количество шансов выполнить работу успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.

Итак, как уже говорилось выше, у ребёнка интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируются произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. Физкультминутка - на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению не только физического здоровья, но и улучшает психоэмоциональное состояние у ребёнка. Вижу, что создавая на уроках положительную мотивацию к учению, ситуации успеха, творческую атмосферу, организуя активную познавательную деятельность школьников, способствую снижению напряженности в классе и поддерживаю психическое и эмоциональное здоровье у детей.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему обучения, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Для этого стараюсь обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Я привела примеры технологий, которые я применяю на своих уроках.   Педагогическая технология тогда эффективна, когда она удовлетворяет следующим критериям:

  1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  2. Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  3. Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  4. Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
  5. Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных ситуациях.

Исходя из этих критериев постоянно занимаюсь самообразованием, использование элементов технологий в моей работе носит системный характер, провожу планирование и диагностику, добиваюсь определенных положительных результатов в обучении подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...