Препараты бытовой химии в нашем доме - 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме

 Николаева Ирэн

Препараты бытовой химии в нашем доме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preparaty_bytovoy_himii_v_nashem_dome.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальный орган  управления образованием Управление образованием

 городского округа Красноуфимск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»

Принята                                                                                                       Утверждаю

на педагогическом совете                                                                         Директор МБОУ ОШ 7

МБОУ ОШ 7                                                                                             _________Третьяков Ю.Е.

Протокол № 1 от 30.08.2016                                                     Приказ № 134/1-ОД  от 31.08.2016

                   

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Вариативный курс: Препараты бытовой химии в нашем доме

Класс (годы) 7 классы, 2016-2017 учебный год

Составитель: Одинцова И.Н.,

учитель химии,

первая квалификационная категория

ГО Красноуфимск

2016

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основании программы элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Пояснительная записка.

Рабочая программа вариативного курса по химии составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями

3. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Программа элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.

4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)

6. Устава образовательного учреждения

7. Программы развития школы

8. Образовательной программы МБОУ ОШ 7, утвержденной  приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

9. Учебного плана МБОУ ОШ7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

10.Приказ Министерства образования и науки РФ от  21.04.2016г  №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253».  Габриелян О. С.  Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие - М.: Дрофа, 2006.

11. Календарный учебный график МБОУ ОШ 7на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ химического мировоззрения детям предлагается вариативный курс «Препараты бытовой химии в нашем доме».

            Содержание материала соответствует государственной программе для общеобразовательных учреждений.  Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересна химия. Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

            Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным. Темы практических работ, предложенных в данной программе, позволяет учащимся интегрировать химические знания с историей, географией, биологией и темами других вариативных курсов. Данный вариативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышению уровня химической подготовки, выбору профиля дальнейшего обучения.        

Цели курса:

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-способствовать применению полученных знаний и умений для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

- помочь учащимся в подготовке к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями;

-привить учащимся основы экологической грамотности;

-сформировать умения обращаться с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.

Планируемый результат:

После изучения данного курса учащиеся должны:

- знать состав, свойства и  области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей, минералов и  полимеров;

- уметь применять эти вещества по назначению и соблюдать правила безопасного обращения с ними.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Технологии,  формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы.

Использую в своей работе  технологию развивающего личностно-ориентированного образования, здоровьесберегающих и информационных технологий и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.

На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.

Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.

Используя современные педагогические технологии, получаю возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.

Формы работы – индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Провожу различные виды занятий: лекции, практикумы,  экскурсии, уроки деловой игры.

Провожу различные типы занятий: изучения нового материала; применения знаний и умений; комбинированные занятия; обобщения и систематизации знаний.

В своей педагогической деятельности я использую информационные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы обучения.

Виды и формы контроля.

Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.

Программа вариативного курса «Препараты бытовой химии в нашем доме» рассчитана на изучение химии с недельной нагрузкой 1 час, всего 19 учебных занятий.

Содержание курса

1. Препараты бытовой химии и наше здоровье.              

 Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними. Первая помощь при несчастных случаях. Домашняя аптечка.

2. Растворы.                                                                              

 Состав и практическое использование растворов солей и щелочей.  Кислоты в нашей жизни.

3. Моющие и чистящие средства.                                          

 Универсальные моющие и чистящие средства, их использование. Чистка посуды.  Выведение пятен.

4. Склеить можно всё.                                                              

 Клеи и способы склеивания материалов. Приготовление клеевых составов.

 5. Средства ухода за комнатными   растениями.              

 Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы. Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений.

6. Итоговое занятие.                                                                

Защита проектных работ.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Общее количество часов

Всего

Практических занятий

Теоретические занятия

1. Препараты бытовой химии и наше здоровье

4

4

2. Растворы

3

1

2

3. Моющие и чистящие средства

4

1

3

4. Склеить можно всё

2

1

1

5. Средства ухода за комнатными растениями

3

2

1

6. Итоговое занятие

3

3

Итого

19

5

14


Препараты бытовой химии в нашем доме

Тема

Количество часов

Дата

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды деятельности

план

факт

Знать, понимать

уметь, применять

1-2

3.

4.

1. Препараты бытовой химии и

    наше здоровье.            

Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними.

Первая помощь при несчастных случаях.

Домашняя аптечка.

4

Знать правила ТБ при хранении и использовании химических веществ в быту.

Уметь оказывать первую помощь при несчастном случае.

Лекция.

Беседа.

Экскурсия в аптеку

5.

6-7.

2. Растворы.                                                  

Состав и практическое использование

   растворов солей и щелочей.

Кислоты в нашей жизни.

3

Знать состав и практическое использование

   растворов солей, щелочей и кислот

Уметь определять щёлочи и кислоты при помощи индикаторов

Лекция.

Сообщения учащихся.

Лабораторная работа. Свойства кислот.

8.

9.

10-11.

3. Моющие и чистящие средства.

Универсальные моющие и чистящие

средства, их использование.

Чистка посуды.

Выведение пятен.

4

Знать основные моющие и чистящие средства.

Уметь применять моющие и чистящие средства для чистки посуды и выведения пятен.

Лекция.

Сообщения учащихся.

Практическая работа. Работа с CD.

12.

13.

4. Склеить можно всё.    

Клеи и способы склеивания материалов.

Приготовление клеевых составов.

2

Знать виды клеев и правила склеивания.

Уметь подбирать и готовить клеевые составы.

Лекция.

Практическая работа.

14.

15.

16.

5. Средства ухода за комнатными   растениями.

Минеральные и органические     удобрения. Микроэлементы.

Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений.

3

Знать основные виды удобрений и способы их использования.

Уметь готовить питательные растворы для растений.

Лекция. Сообщения учащихся.

Практическая работа Приготовление питательного раствора

17-19.

6. Итоговое занятие.        

Защита проектных работ.

 

Итого: 19  часов в год

3

Знать требования к оформлению проектной работы.

Уметь готовить сообщения, слайд – презентации, работать с CD.

Защита проектных работ.

Итого за год: 16 + 19= 35 часов


Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Инструменты:

1. Химическая посуда: пробирки, колбы, стаканы, стеклянные трубочки и палочки, пробки, зажимы, лопаточки, планшетки с ячейками

2. Спиртовки,

3. Ареометры

4. Термометры

5. Магниты

6. Химические трафареты

7. Аптечка

ТСО:

1. Ноутбук, проектор, колонки

2. Телевизор, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель

3. Компьютер, сканер, принтер

Раздаточные материалы:

1. Химические реактивы и оборудование для проведения эксперимента.

2. Коллекции полезных ископаемых

3. Инструкции по проведению практических работ

Наглядные материалы:

1. Таблицы:

  1. Серия учебных таблиц по химии
  2. Строение вещества
  3. Охрана природы
  4. Лабораторное оборудование
  5. Правила техники безопасности в кабинете химии
  6. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

2. Электронные издания:

  1. Химия 8 класс – 3 диска
  2. Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
  3. Химия для всех. Самоучитель по решению задач.
  4. Химия в школе. Атом и молекула.
  5. Химия для гуманитариев. Элективный курс.
  6. Химия. Базовый курс
  7.  Органическая химия
  8.  Мониторинг и качество образования
  9.  Химия и электрический ток
  10.  Галогены. Сера
  11.  Азот и фосфор
  12.  Углерод и кремний. Ч.1
  13.  Углерод и кремний. Ч.2

3. Видеофильмы:

     1. Химия вокруг нас

                      2. Школьный химический эксперимент. Органическая   химия. Части 1, 2, 3.

 3. Школьный химический эксперимент. Общие свойства металлов.

 4. Химия элементов – неметаллов

 5. Ломоносов. Менделеев.

Список литературы

Методическая литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.

2. Буринская Н.Н.  Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.

3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд.

    Центр ВЛАДОС, 1999.

4. Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия  развития, 2000.

5. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004

7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006

8. Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г.А.Фадеева - Волгоград: Учитель, 2007

9. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической

      химии. М.: АРКТИ, 1999.

10. Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.

11. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О. С. Габриелян  М.: Дрофа, 2006.

12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград:  

     Учитель, 2007

13. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное

     обучение. – М.: Дрофа, 2006

14. Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2006

15. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005

16. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии - М.: Дрофа, 2007

17. Штремплер Г.И.  Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.

18. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение,

     1996.

19. Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.

20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Литература для учащихся

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
  2. Арабаджи В.И. Загадки простой воды. М.: Знание, 1973.
  3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Девяткин В.В.  Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Егоров А.С. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
  7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
  8. Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990.
  9.  Курячая М.А. Химия в картинках. М.: Детская литература, 1992.
  10.   Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Смирнов Ю.И. СПб: ИКФ МиМ Экспресс, 1995.
  11.  Михеев А.В. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
  12.  Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007
  13.  Никулин Ф. Чудеса подлинные и мнимые. М.: Молодая гвардия, 1978.
  14.  Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
  15.  Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
  16.  Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007
  17.  Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. М.: Дрофа, 2007.
  18.  Штремплер Г.И.  Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
  19. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
  20.  Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
  21.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  22. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Приложение

Темы проектных работ и сообщений учащихся

1. Растворители в химической промышленности и в быту.

2. Отравления препаратами бытовой химии.

3. В нашем доме ремонт (краски, лаки, растворители).

4. Адсорбция и абсорбция в химической чистке одежды.

5.Как придать одежде обновлённый вид.

6.Слайд – презентация  «Современные пятновыводящие средства». Инструкция

пользователю.

7. Вчера, сегодня, завтра бытовой химии.

8. Клеи и способы склеивания материалов. (Полезные советы).

9. Химия защищает и лечит растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»

Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и  ре...

Элективный курс "Химия в нашем доме"

Программа элективного курса «Химия в нашем доме» предназначена для учащихся 9 классов. Основная идея данного курса заключается в расширении знаний учащихся о  веществах, их свойствах и прим...

Мастер-класс "Умные технологии" Тема "ХИМИЯ в нашем доме. Химия вокруг нас"

В любой профессиональной деятельности, человек соприкасается с веществами. Химия, обладая огромным возможностями, создаёт невиданные ранее материалы, умножает плодородие, облегчает труд человека.Испол...

Мастер-класс "Химия в нашем доме"

Мастер-класс "Химия в нашем доме" представленный на VIII Республиканском фестивале "Образовательные практики в рамках работы инновационных площадок по введению и реализации ФГОС общего ...