Формирование системы патриотического воспитания в ОУ
статья по теме

Данная статья раскрывает содержание, формы  и методы работы, направленные на  формирование системы  патриотического воспитания обучающихся в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Выступление

на муниципальном семинаре

Тема:  Формирование системы патриотического    

             воспитания у обучающихся в МКОУ  

             «Дерезовская СОШ имени Героя Советского

             Союза Василия Прокатова»

Подготовила:

                                                            заместитель директора по УВР                

                             Таранова О.В.

Дерезовка, 2015

 (Слайд 1)

Тема:  Формирование системы патриотического воспитания у обучающихся в МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

(Слайд 2)

Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи  начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к своей стране, к ее истории,  прошлому и настоящему,  ко всему человечеству».

Патриотическое воспитание  является составной частью воспитательного процесса в современной  школе,    которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе   чувств патриотизма   укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.

Патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности.

            Детский возраст является наиболее оптимальным для системы  патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

              Новое время требует от школы содержания, форм и методов  патриотического воспитания.   Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

               В основе патриотического воспитания  находится воспитание личных качеств человека, воспитание чувств. Мы, педагоги, должны знать, что      источником чувства является пережитая эмоция.   Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

             То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд   - значит, своими руками погубим наше   будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении   общества.  

(Слайд 3 )

Выделяют основные ступени формирования патриотизма:

1 ступень-формирование родственных чувств  своей семье;

2 ступень – воспитание любви к малой родине-селу, ученическому коллективу,   традициям и истории;

3 ступень-воспитание любви к отечеству, обществу, народу, их истории, культуре.

(Слайд  4)

Существуют разнообразные подходы к управлению развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и др.    Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.

(Слайд5  )

Выделяют  формы и методы обучения и воспитания в их взаимосвязи,   такие как:  

приведение положительного примера,

обсуждение видеофильмов,

 рефераты,

 написание исторических сочинений, эссе,  

 коллективные творческие дела,

ролевые и тематические игры

разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций

Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

 Патриотическое воспитание     в  нашей   школе является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе   и представляет систематическую и целенаправленную деятельность   по формированию у детей   патриотического сознания

 Это направление воспитательной работы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии сдругими направлениями воспитания:  Культура, Семья, Экология.

Систематическая  работа осуществляется в процессе воспитания и обучения посредством урочной и внеурочной  деятельности.

             При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о   конкурсах.

(Слайд 6)

Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется  на уроках  общественных и естественно-географических дисциплин, литературы, ОБЖ, физической культуры.

(Слайд 7 )

Во внеурочном деятельности реализуется через внеклассную и кружковую работу.

(Слайд 8 )

Наша школа  работает по следующим  направлениям патриотического воспитания:.

1.        Духовно-нравственное направление  включает :

- формирование нравственной личности, уважение к старшему поколению, к семье, родителям, семейным традициям;

-положительное отношение к труду, как к основе жизнедеятельности;

- формирование активной социальной позиции;

-  позитивное отношение к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Историко-краеведческое направление  -

любовь к своей «малой» Родине;

работа по сохранению культурных и исторических памятников боевой   славы;

  чувство национальной гордости, национальное самосознание, толерантность.

3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:

- изучение   государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

- понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;

- формирование культуры правовых отношений,

4. Военно-патриотическое направление  включает

- изучение   истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов   в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.

5. Социально-патриотическое:

активизация духовно-нравственной  и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

(Слайд 9  )

Комплекс   мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

(Слайд 10 )

1. Проведение памятных дней:

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества.

(Слайд 11 )

2. Участие в акциях: .

  • «Весенняя неделя добра»;
  • «Герои живут рядом»;

(Слайд  12)

  • «Поздравь ветерана»;
  • «Бессмертный полк»

(Слайд 13 )

3. В нашей школе проводится большая работа  по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова.  

( об этом подробно расскажет Гостева Рима Ивановна)

(Слайд 14 )

4. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

- легкоатлетический кросс, посвященный  Дню Победы;

  • проведение спортивных соревнований и секций;
  • военно-спортивная игра «Зарница»
  • (Слайд 15)
  • ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу;
  • Лыжня героя

(Слайд 16)

5. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами ВОВ, вдовами  и тружениками тыла и организация помощи;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • (Слайд17 )
  • проведение   уроков  Мужества.

(Слайд 18)

6. Изучение родного края: .

- исследовательская и поисковая деятельность, работав музейной комнате  школы

      В музее систематизирован материал по трем   разделам:

1. История села  Дерезовка.

2. Великая Отечественная война, где особое место отведено подвигу В. Прокатова

  3. Уголок старинного быта.

(Слайд19)

Также   в рамках этого направления  проводятся экскурсии в музеи; .

  •   поездки по местам боевой славы;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • (Слайд 20)
  • благоустройство  сквера имени Героя Советского Союза ВасилияПрокатова,братской могилы,  территории школы;

(Слайд 21)

7. Организация  конкурсов:

  • конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества», «След войны в моей семье»
  • конкурс рисунков, стенгазет «Защитники Отечества».

(Слайд 22)

  • конкурсы чтецов, патриотической песни;

(Слайд 23)

     Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который   помогает:

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскрыть понимание истинного патриотизма;
  • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
  • сформировать стойкую патриотическую позицию;
  • повысить потребность в духовном обогащении;
  • воспитать уважение к труду, человеку труда.  

          Патриотическое сознание наших учащихся  остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека,  любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

(СЛАЙД  24)

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

(Слайд 25)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: заместитель директора по УВР Таранова О.В. Формирование системы патриотического воспитания у учащихся в МКОУ « Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова »

Слайд 2

Ступени формирования патриотизма 1 ступень - формирование родственных чувств в своей семье; 2 ступень - воспитание любви к малой родине - селу, ученическому коллективу, традициям и истории ; 3 ступень - воспитание любви к Отечеству , обществу, народу, истории, культуре.

Слайд 3

Формы и методы обучения и воспитания - положительный пример; - обсуждение видеофильмов; - рефераты, исследовательские работы; - написание исторических сочинений, эссе; - творческие дела; - ролевые и тематические игры; - мультимедийные проекты, слайд-презентации

Слайд 4

Направления патриотического воспитания 1. Духовно-нравственное 2 . Историко-краеведческое 3. Гражданско-правовое 4. Военно-патриотическое 5 . Социально-патриотическое

Слайд 5

Проведение памятных дней День защитника Отечества День Победы День освобождения с. Дерезовка

Слайд 6

Участие в акциях «Белый цветок» « Герои живут рядом » « Поздравь ветерана » « Бессмертный полк»

Слайд 7

Работа по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова

Слайд 8

Спортивно-массовые мероприятия - легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы; - « Папа, мама и я – спортивная семья !»; - военно-спортивная игра «Зарница »; - ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу; - лыжня героя

Слайд 9

Кубок имени В. Прокатова по футболу Лыжня героя

Слайд 10

А кция «Вахта памяти» - линейки , посвященные памятным датам; - организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов; - встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла; - проведение уроков Мужества.

Слайд 11

Изучение родного края - исследовательская и поисковая деятельность; - экскурсии в музеи; - поездки по местам боевой славы; -экскурсии по родному краю; - изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; - благоустройство сквера имени Героя Советского Союза Василия Прокатова , братской могилы, территории школы

Слайд 12

На Мироновой горе в с. Новая Калитва Мы помним …

Слайд 13

Конкурс чтецов

Слайд 14

Ожидаемые результаты - повышение патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров; - понимание истинного патриотизма; - избавление от равнодушия, жестокости, эгоизма; - формирование стойкой патриотической позиции; - повышение потребности в духовном обогащении; - воспитание уважения к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все...

Развитие системы патриотического воспитания

Развитие системы патриотического воспитания, рассмотрена на примере работы школ района...

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Урок Мужества в системе патриотического воспитания школьников

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для...

Статья "Формирование системы патриотического воспитания граждан как одно из направлений работы колледжа"

Формирование системы патриотического воспитания граждан как одно из направлений работы колледжа...

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...