Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал на тему

Сороченко Любовь Ивановна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_doklad.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности учащихся

на уроках истории, обществознания

и создание условий для её реализации.

В современном российском обществе, в условиях модернизации поток информации постоянно растет. Становится очевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не дать максимальное количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать конкретные знания. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, само собой легче усваивает уже готовые знания; но не будем забывать, этот путь готовит исполнителя, посредственную личность. Конечно, дорога поиска и исследования трудна, но многих она именно этим и привлекает.

Как же разбудить врожденную потребность школьника в познании? Как заинтересовать его в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как получить устойчивые мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед нами сегодня. В то же время, в результате, мы будем иметь личность, стремящуюся к самореализации.

Известно, что побудителями к активной деятельности являются мотивы, которые складываются под влиянием условий жизни школьника и определяют направление его развития. В роли мотивов могут выступать как потребности и интересы, так и влечения и эмоции, стремления идеалы. Применительно к учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.

В первую очередь необходимо так построить образовательный процесс, чтобы открыть перспективу, а затем уже вооружить всеми необходимыми навыками для активной деятельности.

Говоря о способах этого познания, вспомним типы познавательной деятельности, выделяют следующие: репродуктивный, проблемного изложения материала и исследовательский. Каждому типу соответствует своя методика организации учебного пространства. Мы остановимся на последнем, так, исследовательский метод обучения можно свести к подобной работе учителя и ученика:

•        Учитель формирует проблему, разрешению которой посвящается определенный участок учебной деятельности;

•        Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе учебной исследовательской деятельности;

•        Деятельность учителя сводится к грамотному оперативному управлению учебным процессом разрешения проблемных задач;

•        Учебный процесс сопровождается интенсивным темпом работы, повышением интереса к предмету, а знания, полученные в результате, отличаются глубиной, прочностью и действенностью.

В ходе работы подобного плана реализуются такие задачи на уроке:

•        Осуществление более глубокого освоения учебного материала;

•        Знакомство с конкретными методиками исследования, научить выбирать отдельные методы в собственном исследовании;

•        Применение алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;

•        Включение ребенка в контекст научного исследования;

•        Формирование навыков выдвижения гипотезы исследования, его целей и задач;

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования. Итак, написание работы предполагает следующие шаги:

1.        Выбор и формулировка темы в самом общем виде.

2.        Подбор источников и литературы.

3.        Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.

4.        Написание плана.

5.        Уточнение темы.

6.        Написание работы.

7.        Публичное выступление.

Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. Но познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию. А подобное состояние ученику пережить естественно и полезно.

Стимулирующими факторами могут выступать: стенды в кабинете истории, экспозиции “Памятники культуры”, носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемых стендах, например, “Сегодня на уроке” размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

В заключение отметим, что объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база.

И высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов учения являются именно научно-исследовательские работы учеников. Желание вести собственное исследование является главным показателем того, что работа учителя дает положительные результаты. Самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для школьника значительна.

Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, которые способны занять самостоятельную жизненную позицию и сделали большой шаг в своем развитии.

         Часто цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как мотивировать познавательную деятельность?

Учителя чаще всего ориентируются на внешнюю мотивацию (презентации, атрибуты, игры и др.).

А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Сегодня проблема мотивации очень актуальна. В условиях платного высшего образования, которое может получить каждый выпускник (при наличие средств), мотивация к учению в целом падает. Именно поэтому работа в этом направлении является для многих педагогов первоочередной.

Как сделать урок интересным…

Задача данной статьи и раскрыть теоретические основы процесса формирования мотивации учащихся, а поделиться собственными небольшими приемами.

Существует масса методов и приемов. Я на практике использую множество, но в своей методической копилке оставляю только те, которые на уроке оказываются наиболее эффективными.

Считаю, очень важным интересное начало урока, организационный момент:

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!» и др.

Слыша еще на перемене песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?»

Интрига создана, обучающиеся в нетерпении.

К некоторым песням можно распечатать текст, один, два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.

А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.

Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы»

(для детей лучше не указывать название данной песни)

В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идем.

Родная столица за нами,

Рубеж наш назначен Вождем.

На марше равняются взводы

Гудит под ногами земля,

За нами родные заводы

И красные звезды Кремля.

Вопросы:

О каком историческом событии идет речь?

Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?

Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик».

Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото в теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права – кодексы семейный, уголовный, трудовой и т.д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано.

А когда предмет стал известен, учитель задает серию вопросов: Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать? И т.д.

В) Игра на уроке. Я игры использую на своих уроках регулярно. Причем у меня ученики выступают экономистами, банкирами, политологами, историками. На уроках экономики, изучаю темы «Биржы», «Деньги», «Банковская система» школьники предсказывают курс доллара, евро, драгоценных металлов. В начале урока каждый на листке бумаги пишет сегодняшний курс денежной единицы и прогнозирует его изменение за неделю (так как урок экономики у нас раз в неделю). Учащиеся с нетерпение ждут следующего урока, чтобы узнать сбылся ли прогноз.

Такие же прогнозы мы строим во время предвыборных кампаний. Какие партии на парламентских выборах попадут в Государственную думу, какого будет соотношение полученных голосов. Кто победит на выборах в президенты США. Темы могут быть различные. Данная игра не только способствует повышению мотивации обучающихся, так еще и стимулирует их познавательную активность вне уроков.

Г) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

 - присядет те, кто считает, что архитектор Тон К.А. был автором Храма Христа Спасителя;

- присядут те, кто считает, что Храм Христа Спасителя расположен в Новгороде;

- и т.д.

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказыкания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями.

И таких вариантов «Здравствуйте, садитесь!» может быть множество, разные картины, карты, схемы, даты, вопросы. Можно использовать видео ряд, загадывать устные загадки. Такая игра дает несколько эффектов: актуализация знаний, выяснение западающих вопросов, активизация интереса, тренировка.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне.

Простая перестановка парт меняет отношение ребенка к уроку. У меня в кабинете парты стоят не рядами, когда буквой «П», когда по две парты вместе, когда одним большим столом. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного (в данных условиях должны быть правила работы, с которыми знакомы все, чтобы избежать возможных рисков).

Что же касается форм работы на уроке, то исходя из новых требований к результатам образования, преобладает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, спорить, доказывать свою точку зрения. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Школьники учатся обсуждать задачи, искать пути решения, распределять обязанности в соответствии со способностями, представлять совместный результат.

В группе любая работа, даже самая скучная, становится интересной, особенно если добавить состязательный момент.

Не стану углублять в технологию групповой работы, а приведу примеры.

Обществознание. Тема урока «Типология обществ».

Группы по 3-4 человека наглядно представляли разные типы обществ, а затем на основе представленных результатов проводили сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.

Работа в группах помогла быстро освоить большой объем материала, легко выделить сходства и различия между данными подходами и всем учащимся получить оценки.

В качестве закрепления по теме «Менеджмент» (экономика), учащиеся отвечали на вопрос «Кто такой современный менеджер?»

При этом, перед началом работы школьники самостоятельно выработали критерии оценки данной работы:

1. Степень раскрытие задания (информативность)

2. Логичность, точность, корректность выступления.

3. Творческий подход (креативность).

Баллы

«0» - критерий не раскрыт,

«1» - есть замечания,

«2» - критерий раскрыт полностью.

И каждая группа оценивала по данным критериям работу одноклассников, на основании набранных баллов выставлялись оценки.

Домашнее задание.

Возможно, для многих учителей нет проблем с выполнением домашнего задания, но в нашей школе такая проблема возникла уже давно. Большая часть учащихся не выполняют домашние задания и родители не могут, а часто и не хотят, заниматься этим вопросом, считая это не важным.

Один методист сказал: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок сделал его за одну перемену на школьном подоконнике» (конечно, речь не идет о всех предметах, всех темах). Наверно, от части, он был прав. Если ученик успел за перемену сделать домашнее задание, значит на уроке вся тема была пройдена, ученик все усвоил, у него не возникло сложностей. Я бы добавила к этим словам: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок захотел его сделать». Конечно, не все домашние задания могут быть интересными, но по возможности, я использую форму выполнения домашнего задания, как мотив к изучению темы.

Для моих учеников-старшеклассников стали любимыми задания в виде видеосюжета.

При этом, если в видеосюжете допущена  ошибка, то ролик становиться для учителя еще и заданием классу. (Укажите на  неточности, допущенные автором; найдите ошибочное суждение или противоречие).

Но самым мощным стимулом для школьников, является успешность. Именно поэтому необходимо как на уроке, так и в домашнем задании давать возможность посильного выбора. Ребенок должен иметь возможность выбрать для себя форму работы, ее объем и сложность.

      Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разно уровневых заданий позволяет гораздо большему числу школьников испытать «Ощущение потока в учебе, обрести радость и уверенность в учебном труде. Большинство учащихся интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения не вызывает у них интереса преодолении трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса, только тогда когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае. Интерес быстро падает.     Интересные результаты в повышение уровня познавательных мотивов приносит использование метода «свободных заданий». В конце урока предлагаю учащимся какие - то необязательные задания. Предупреждаю, что выполнить их они могут по желанию, что никаких оценок за невыполненное задание не буду выставлять. Выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к моему учебному предмету. Применяю свободные задания не часто, но систематически. Считаю, что по их результатам можно с большой надежностью установить уровень и характер мотивации учащихся.

     Например: в девятых класс предложила подготовить проект на тему «Великая отечественная война в моей семье» Более подробно хочу остановиться на методе проекта.     Суть ее - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, или критического, мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Основные требования к использованию метода проектов:

•        наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

•        практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•        самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

•        структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

•        использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

•        определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

•        выдвижение гипотез их решения;

•        обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

•        обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

•        сбор, систематизация и анализ полученных данных;

•        подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

•        выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

5. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях кружка);

6. Защита проектов, оппонирование;

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

• характер общения и взаимопомощи, имодополняемости участников проекта;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

• привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов проведенного проекта;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.     Хотелось бы еще отметить, что на Региональном и Заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников предлагается написать исторический (обществоведческий) проект или сочинение на основе анализа источника, - творческое задание. Участникам предлагаются источники, даются примерный план работы и тема; ребята должны написать сочинение, раскрывающее тему на основе анализа источников.    

Литература:

1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С.Полат - М., 2000

3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.

5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,

6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.

7. Божович Л.И. Психология закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 1976. - №6. - с. 45 - 55.

Бордовская А.А. Педагогика. - СПб, 2000. - с. 183-200.

8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.

9. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990

14. Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1986.

15. Немов Р.С. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.

16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.

17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

18. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках технологии

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, ...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Презентация исследований по данной теме представлена  на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...

«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена....

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания и создание условий для её реализации.

В современном российском обществе, в условияхмодернизации поток информации постоянно растет. Становитсяочевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не датьмаксимальное количество зн...