Методическая разработка на тему: "Одаренные дети"
методическая разработка на тему

Дьяконова Оксана Бахтияровна

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_odarennye_deti.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: "Одаренные дети"

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • творческая одаренность,
  • академическая одаренность,
  • художественная одаренность,
  • музыкальная одаренность,
  • интеллектуальная одаренность,
  • литературная одаренность,
  • психомоторная одаренность,
  • общая одаренность,
  • интеллектуальная одаренность.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт:

  • природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность);
  • интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  • способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека;
  • способность создания новых образов, фантазия и воображение.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

  • прежде всего, необходимо  отыскать одарённых детей.
  • талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
  • разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
  • на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:

  • проблемные,
  • поисковые,
  • эвристические,
  • исследовательские,
  • проектные ˗ в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

 

Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

В системе дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству выделяю следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей категории);
  • каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • система творческих конкурсов, выставок, фестивалей.

Педагог дополнительного образования должен знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются  по содержанию,  по процессуальности,  по ожидаемому результату,  по среде обучения. Разработка  таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.  Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым  требованиям:

  • разработка  индивидуализированных программ;
  • создание  эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
  • стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
  • использование различных стратегий обучения и воспитания;
  • уважение личности и ценностей  воспитанника и  формирование его положительной самооценки;
  • поощрение творческих особенностей и  воображения воспитанников.

Выявление   одаренных и талантливых детей

  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием анкетирования педагогами-психологами.
  • преемственность между начальным образованием и дополнительным образованием посредством создания дополнительных занятий.
  • системы структурных подразделений дополнительных занятий на базе
    общеобразовательных учреждений, центров детского творчества и др.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  • включение в учебный план  по углубленному изучению  прикладного творчества,  художественно-эстетического воспитания.
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация поисково-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
  • олимпиадах, выставках, фестивалях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»

Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия...

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко...

Система моей работы, по теме: "Одаренность. Одаренные дети в творческом объединении "Мягкая игрушка"

Причины изучения одарённости -  сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,-  умеющие искать новые пути решения предложенных задач,-  находить выход из проблемной ситуации....

Методическая разработка логопедического занятия для детей с ТНР по теме «Осеннее превращение»

Конспект открытого мероприятия для детей пятого года жизни с диагнозом "задержка психического развития"....

Методическая разработка: Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре

Данная работа объединяет личный педагогический опыт автора и опыт предыдущих поколений музыкальных педагогов. Эта методическая  разработка может быть ис...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей 5-7 класса «НОВОСЕЛЬЕ в туристической группе»

Сценарий воспитательного мероприятия, направленного на воспитание любви к народному творчеству посредством приобщения детей к участию в праздничном гулянии....