Методическая разработка «Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Шилина Ольга Анатольевна

Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия, предметы, явления, ребёнок выходит за рамки привычных ограничений, за которыми происходит радость познания, свобода творчества, счастье самовыражения. Здесь предлагаются несколько занятий, посвящённых этой проблеме, которые могут использоваться учителями школ в рамках стандартной программы по изодеятельности, а так же педагогами дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shilina.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»

 Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия, предметы, явления, ребёнок выходит за рамки привычных ограничений, за которыми происходит радость познания, свобода творчества, счастье самовыражения. Здесь предлагаются несколько занятий, посвящённых этой проблеме, которые могут использоваться учителями школ в рамках стандартной программы по изодеятельности, а так же педагогами дополнительного образования детей.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С. Выготский отмечает, что "воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Творческая деятельность способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы в школе. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необыч ный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школь ного обучения — это написание сочинений по ли тературе. Общеизвестно и то, что школьники, отли чающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказыва ют, что именно воображение выходит на первое  место и характеризует всю умственную деятельность  ребенка,   именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.  Таким образом, именно воображение определяет успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку оно на 90 процентов состоит из открытия нового. Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни, оно обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Новый продукт,  получаемый личностью в твор честве, может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода,  хотя не исключается возможность и создания    объективных открытий.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий, произведений искусства. Дети не услы шали бы сказок и не смогли бы играть  во      многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — ли шите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции.    

 Дети младшего школьного возраста большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Однако фантазия, как и любая форма психологического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Для выполнения этой задачи я помогаю ребёнку использовать свои возможности в направлении прогрессивного саморазвития.  Для активизации познавательной де ятельности младших школьников, в частности развития тео ретического, абстрактного мышления, внимания, речи и, в целом, творчества,  на своих занятиях по изобразительному искусству я использую сказки. Пожалуй, самой любимой темой для детей младшего и среднего школьного возраста является иллюстрация к сказке. В данном случае, я хочу остановиться на тех занятиях, которые помимо развития различных приёмов в изодеятельности, тренируют именно воображение, нестандартный подход к теме.

Занятие «Дерево-Характер» (приложение 1) - первое из тем, посвящённых, именно развитию  творческого мышления. Дети уже  познакомились с такими понятиями, как «передача движения», «передача образа линией, силуэтом», «организация листа», «композиционное размещение в листе». На данном этапе ставится задача именно творческого характера: передать свой характер в виде дерева. Самое главное: не опираясь, на уже увиденное (иллюстрации, мультики), а слушая неизвестную и странную сказку, нужно придумать и нарисовать себя. Слушание речи-рассказа является одним из факторов, побуждающих ребенка выходить за пределы наглядно данного в область воображаемого.  А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки, имеет важнейшее значение для формирования внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность». Л.С. Славина показала, что слушание рассказов детьми опирается вначале на восприятие, затем на репродукцию опыта и, наконец, на воображение, на умение «представить себе сообщаемое», то есть неясную идею, мысль, чувство, как бы увидеть «внутренним оком». Следующий шаг – её реальное осуществление возможно только как следствие воображения, которое породила фантазия. Развитие этой способности необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Следующее занятие (приложение 2) на первый взгляд, кажется проще, но здесь лежат подводные камни, потому, что легче опираться на уже виденное, но сложнее придумать свой вариант. Изобразить доброго или злого сказочного героя, передать характер, внешность. «Путешествие в страну сказок».   Вместе с уменьшением способности фантазировать, у человека обедняется личность, снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Слушая, иллюстрируя сказки, создавая сказочные образы,  развивается личность ребенка, что помогает ему усваивать моральные и нрав ственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои лично стные свойства, по-новому осмысливает их, прони кается их значимостью и глубиной. Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет воспитателям, который актуален и для нас, художников-педагогов: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте   мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в Человеке человеческого».   Творческая де ятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.  Создавая образ сказочного персонажа, ребёнок не только пытается передаться главные черты героя. Кажется, детей, прежде всего, занимает сюжет, но анализируя детские рисунки, я заметила, что больше всего их привлекает всяческое  волшебство, сказочность, необыкновенные украшения. Если дети рисуют платье принцессы, то оно занимает у них две трети площади рисунка. На этом рисунке помещаются клумбы роз, а над головой принцессы и вовсе вырастают фантастические цветы. Тут с одной стороны, проявляется наивность детского творчества, а с другой – нестандартность в разрешении поставленной художественной задачи.

       Воображение характеризуется активностью, дейст венностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представ лений, образов.  Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора матери алов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Один из способов — агглютинация, т. е. «склеивание» различ ных, несоединимых в повседневной жизни частей. Следующее занятие: «Фантастическое изображение времён года». (приложение 3) Создание фантастических образов на основе ассоциаций, т.е. ребёнок должен изобразить время года в виде фантастического животного, которого он придумает сам. Здесь происходит тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

Приложение 1

Тема занятия: «Её величество линия». Занятие-сказка.

Цель занятия: Дать представление об использовании выразительных возможностях линии в рисунке, через знакомство с литературным произведением.

Задачи:

1. Образовательные:

-  Совершенствовать композиционные навыки;

- Учить видеть линии в окружающем мире, использовать выразительные возможности линии, формы, цвета;

2. Развивающие:

-  Формировать духовно-нравственную и эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в искусстве и в жизни;

-   Укреплять межпредметные связи (изо, литература).

3. Воспитательные.

-  Воспитывать в детях доброту и человечность, коммуникабельность, креативность.

-  Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

3. Здоровьесберегающие.

-  Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование кабинета:

Различные художественные материалы, рисунки педагога, классная доска, бумага, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, гелевые  ручки и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Дорогие мои дети,  Много есть чудес на свете

Три приятеля больших –

Точка, линия и штрих!

Штрих – от линии кусочек,

Точка – маленький кружочек,

Ну а линия большая,

И прямая, и кривая, Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться.

Может сеточки плести, Ведь она всегда в пути.

Педагог читает стихотворение, одновременно на листе бумаги рисует линии кистью, фломастером, пастелью, маркером.

Педагог: Угадали, кто герой нашего занятия? Правильно – Её величество линия. Вспомните, какие бывают линии? Назовите. Где мы в жизни можем увидеть различные линии? (Ответы детей)  

3. Рассказ педагога.

Язык линии понятен людям всей земли. Линии окружают нас повсюду. Вопрос детям: Какие линии вы можете перечислить? (Ответы детей) Правильно, это линия горизонта, дороги, стволов деревьев, мостика, берега реки, облаков... Овладев выразительными возможностями линии, вы сможете на рисунке показать практически всё. Блеск молнии, ветер, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле изобразительное искусство близко литературе, которая рассказывает, но не показывает. А рисунок может показать!

Подумаешь какие-то линии, чёрточки, закорючки, скажете вы. Ан нет. Я вам расскажу сказку. О чём? Сейчас услышите.

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою особенность.

На одном дереве ветвь Отношения к людям была  пряма и устремлена вверх, потому, что несла черту Правдивости, а на другом была скрючена кольцом Лжи. Где-то ветвь, Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то, где-то прогибалась до земли от своей приниженностью, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие Характеры настолько податливы, что их стволы можно запросто мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры... Иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно только, изучая самого себя и свои поступки.

4. Выполнение творческого задания.

Педагог. Ребята, вам понравилась сказка? О чём она? Почему она называется «Сказка о Деревьях-Характерах»? (Ответы детей) Двух одинаковых деревьев в мире нет, у каждого есть свои особенности. Так же и люди – все разные...

Педагог. Я предлагаю вам создать свой Волшебный лес. Хотите? Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить свой характер в виде дерева. Сами выбирайте художественный материал (краски, фломастеры, маркеры и т.д.). В конце занятия все рисунки соединим. Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет Волшебный лес.

5. Итог урока.

Педагог. Обратите внимание: в нашем лесу нет ни одного некрасивого дерева. Все по-своему хороши. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием. Молодцы!

Подводится опрос детей. Как помогла линия выразить свой характер? Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? Дети с помощью педагога учатся анализировать цвет и форму деревьев, технику выполнения задания, аккуратность выполнения работы и т.д.

Выставка работ. Педагог и учащиеся совместно решают, кто активно работал на занятии, кто более точно выразил суть своего характера, кто был особенно трудолюбив и кропотливо выполнял свою работу.

Приложение 2

Тема занятия: «Путешествие в страну сказок».

Цель занятия: Формирование духовно-нравственной и эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, через изображение положительного и отрицательного персонажей.

Задачи:

1. Образовательные:

-  Совершенствовать навык рисования по представлению,

продолжить формирование навыка изображения людей;

- Учить использовать выразительные возможности цвета, линии.

2. Развивающие:        

-  Развитие речи, кругозора, памяти, творческой фантазии.

-   Укреплять межпредметные связи (изо, литература).

-   Содействовать рождению собственной идеи обучающегося и реализация её в творческий продукт.

         

3. Воспитательные.

-  Воспитывать в детях доброту и человечность, коммуникабельность, креативность.

-  Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

-  Воспитывать любовь к национальному искусству

3. Здоровьесберегающие.

-  Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование кабинета:

Мультимедийная презентация, различные художественные материалы, классная доска

Методы обучения:

Словесно-наглядный, практический, диалогический, информационно-эвристический, репродуктивный.

       Ход занятия: Ребята, давайте с вами побываем в удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В этой стране очень интересно! В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и надёжные друзья!

 Вопрос детям: «Как вы думаете? Как называется эта страна?»

Ответ детей: Это сказочная страна!

Педагог. Вы правильно догадались, это страна сказок/Вы путешествуете по ней, когда читаете сказки и рассматриваете рисунки к ним. Страна находится далеко: «за тридевять земель, в тридевятом царстве, тридесятом государстве». Время в этой стране  бежит сказочно быстро. «Далеко ли, коротко ли...» - говорится в сказке,- и действие легко переносится из настоящего в будущее или на несколько лет назад. В этой стране живут необыкновенные герои: Иванушка-дурачок, который оказывается умнее и добрее своих старших братьев, трудолюбивая и скромная Василиса Прекрасная, которую пощадила даже злая Баба-Яга. Герои сказок борются со злом и несправедливостью. Чтобы найти и спасти любимого человека или друга, они полсвета проходят. В трудные минуты на помощь к ним приходят волшебники, деревья, травы, цветы, птицы, звери. И в этом нет ничего удивительного: добрые люди всегда защищают всё живое на земле. В стране сказок происходят удивительные чудеса! Стоит только произнести волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» - и появится необыкновенный конь: из ушей – пламя, из ноздрей дым валит. Можно жениться на лягушке, которая потом окажется Василисой Премудрой.

Сказки создавались ещё в те далёкие времена, когда человек не умел ни писать, ни читать, сказка жила как устный рассказ. Её слушали, запоминали и пересказывали, часто добавляя в содержание какие-нибудь новые детали. Вопрос детям: «ребята, скажите, как называются эти сказки»?

Ответ детей: Это народные сказки.

Рассказ 1-го ученика: (тексты дети готовят самостоятельно) Сказка, говорят, «ложь, да в ней намёк...» нет в сказке никакого намёка. В ней всё прямо говорится, без намёков: этот – Царевич, эта – Баба-Яга, тот – Леший. И лжи нет. В сказке каждое слово означает какую-то правду. Просто мы её не всегда понимаем. Вот «Тридевятое царство, Тридесятое государство – где оно? Оказывается рядом, потому, что 3*9=27, а 27 дней – это Лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идём дальше: 3*10=30, а это период между двумя новолуниями. Вот – первое указание на то, где находится «Тридевятое царство» - на расстоянии равном месяцу пути.

Педагог: Как мы уже поняли, в сказке нет ничего необъяснимого, и многие сказочные герои, характеры героев, берутся из настоящей жизни. Например, Баба-Яга.

Рассказ 2-го ученика: Повадки Бабы-Яги хорошо известны: заманивать и похищать детей, пугать взрослых, помыкать лесным зверьём. Но есть в ней и симпатичные черты: не любит она Кощея Бессмертного и при случае не прочь помочь забредшим к ней на огонёк добрым молодцам. И персонаж, между прочим, вовсе не сказочный, а самый настоящий. Жила (а может и сейчас живёт) она в таёжных лесах, где на белом мху растёт очень вкусная ягода-ягель, а сам сосновый бор называется Яг. Вот по названию бора и ягоды назвали одинокую бабушку-отшельницу, а может и знахарку – Бабой-Ягой. Варила она разные зелья, сушила травы. Особой любовью у людей не пользовалась, боялись её за характер скрытный, за знания колдовские, непонятные. А помощь её время от времени многим была нужна. Известно – к Бабе-Яге в лес идти нужно. В избушку на курьих ножках. Кстати избушка эта – тоже не выдуманная, а самая настоящая. Строили (и сейчас строят) охотники в тайге дома на столбах, а чаще на высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу, чтобы лесные звери не растащили. Скорее всего, жила Яга в такой охотничьей избушке. Дома были низенькие: спать можно, а вот встать во весь рост – нет. Потому и спала Баба-Яга «нос в потолок».  

Рассказ 3-го ученика: Следующий сказочный герой – Леший. Не путайте его с лесничим: лесничий – это профессия, а Леший – это судьба. Он живёт в сказочном лесу и всем всё время пакостит. Одет в звериную шкуру, которую застёгивает слева направо и носит круглый год. Обувь у него тоже всегда надета наоборот. Ростом изменчив: то ниже травы, то выше деревьев. Любит детей сбивать с пути и заводить в чащу. Жизнерадостен: к месту и не к месту смеётся, пугая зайцев, птиц, грибников. Может превращаться в куст, сухое дерево, пень. В сказках, обычно, кружит по лесу добрых молодцев, не давая им добраться до красных девиц.

Рассказ 4-го ученика: Следующий герой – Кощей Бессмертный. Слово «Кощей» в переводе с тюркского языка означает «пленник».  Чей он пленник – неизвестно, видимо, свой собственный. Хотя он и Бессмертный, в конце сказок он находит неминуемую гибель, что делает его на самом деле смертным из всех сказочных героев. Внешность Кощея самая отталкивающая, характер вредный. Постоянно норовит похитить кого-нибудь: то Елену Прекрасную, то Василису Премудрую. Похитить для того, чтобы жениться. Но до свадьбы никогда не доживает, потому что проговаривается своим невестам о местонахождении своей смерти.

Педагог: Наряду с народными, существуют сказки, которые специально создавали и создают писатели. Как называют такие сказки?

Ответы детей: Их называют авторскими.

Педагог: И дети, и взрослые любят рассматривать рисунки к сказкам.

Презентация: демонстрируются иллюстрации к различным сказкам известных художников. Во время презентации педагог продолжает рассказ.

Иллюстрации помогают понять содержание книжки, лучше представить их героев, их внешность, характер, поступки. По рисунку художника вы можете догадаться, даже не прочитав её, злые герои сказки или добрые, умные или глупые.  Художники – сказочники обладают удивительной способностью переноситься в детство, а волшебными палочками им служат обыкновенные ручка, карандаш, кисточка.

Ребята, давайте сегодня побываем в роле художников-иллюстраторов. Ваша задача – нарисовать какого-то одного сказочного героя – положительного или отрицательного. В рисунке,  особенно в детском, цвет несёт большую цветовую нагрузку. Мы никогда не увидим Бабу-Ягу в светлых, нарядных цветах, она всегда изображается тёмными «страшными» красками. Невесты, красавицы, принцессы, напротив, всегда достойны красоты и любования, поэтому им «выдаются» соответствующие цвета и оттенки, потому что цвет – это ведущее средство передачи отношения художника к создаваемому образу. Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить характер героя. Сами выбирайте художественный материал (краски, фломастеры, мелки и т. д.). В конце урока устроим выставку и отберём самые удачные работы.

Итог занятия. Педагог вместе детьми  монтирует рисунки на общий фон.

Педагог: Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? Ученики с помощью педагога анализируют цвет, характер персонажей, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы и т. д.

Дети и педагог совместно решают, кто более точно выразил суть характера сказочного героя, кто был особенно трудолюбив и кропотливо выполнял свою работу.

Педагог: Все герои по-своему хороши. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием.

Приложение 3

Тема занятия: «Фантастическое изображение времён года»

Цель.  Формировать художественно-творческую активность, воображение. Создание фантастических образов на основе ассоциаций через изображение конкретного персонажа.

Задачи.

1. Образовательные.        

- Совершенствовать навыки смешения красок, владения кистью.

-  Продолжить формирование навыков рисования по представлению.

-  Совершенствовать навыки владения линией.

-  Учить рисовать по памяти и по представлению.

-  Раскрыть роль искусства в понимании красоты природы.

2. Развивающие.

-  Развивать художественное восприятие.

-  Помогать развитию собственного образа

-  Развивать эмоционально-чувственное восприятие.

-  Развивать творческую фантазию.

-  Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать.

-  Укреплять межпредметные связи (литература, изо).

3. Воспитательные.

-  Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

-  Воспитывать коммуникабельность, креативность.

-  Воспитывать любовь к национальному искусству.

4. Здоровьесберегающие.

- Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование кабинета.

Мультимедийная презентация, различные художественные материалы.

Методы обучения.

Словесно-наглядный, практический, диалогический, информационно-эвристический, репродуктивный.

Ход занятия. Каждое время года имеет свой характер, свой цвет, своё настроение. Очень много написано картин, песен, стихов о каждом из них. Природа хороша во всех своих проявлениях. Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий. (рассказ сопровождается презентацией картин).

Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красно Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима, и земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! (И.Грабарь «Февральская лазурь», К.Коровин «Зимой».)

Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! (К.Юон «Мартовское солнце», И.Левитан «Большая вода», И.Шишкин «Апрель»).

Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью.  На деревьях в фруктовом саду развесило яблоки и груши, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там весёлый сенокос. Смотрит Красно Солнышко и не может налюбоваться картиной Лета. ( И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы», А.Пластов «Летом».)

Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий дуб-богатырь одела в медную кованую броню. (И.Шишкин «Осень», И.Левитан «Золотая осень».)

Педагог. Во время прослушивания рассказа, вы рассматривали работы известных художников-пейзажистов. Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, т.к. художники смогли «остановить мгновенье» в своих картинах.

Вопрос детям. Всё то, чего коснётся человек, Озарено его душой живою –

Так говорил замечательный поэт С. Маршак. Что значит «озарено душой живою»?

Ответы детей. В своих произведениях художники выражают свои чувства, мысли, восхищение природой, миром вокруг нас. Картина – это отражение души художника.

Педагог. В своих полотнах художник по-разному может изобразить одно и то же время года: грустным, радостным. Да и в литературных произведениях каждое время года называли не однозначно.

Вопрос детям. А какими эпитетами поэты, писатели называли времена года?

Дети вспоминают небольшие четверостишья, загадки, цитаты на заданную тему. Затем педагог дополняет детей.

Как барыня седая,

К людям шествует Зима,

Лютой стужей расцветая

Опушённые дома...

К. Бальмонт

Александр Сергеевич Пушкин  называл зиму старухой, а вот как он пишет о поздней осени:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной.

Аполлон Майков о весне сказал так: «...где, шествуя, сыплет цветами весна!», а вот Афанасий Фет: «...стоит красавица степная с румянцем сизым на щеках».

Художник, поэт наделяет каждое время года своим характером, отождествляет их с человеком. У художников, как правило, очень развито воображение, они могут изображать не только сказочную природу, сказочных животных, но и любого фантастического персонажа. А помогает им в этом изучение реальности, которая служит толчком для воображения. Например, образы Жар-птицы, Синей птицы возникли на основе реальной птицы, умеющей летать. У многих народов в традиции изображение получеловека-полурыбы,  полузверя-получеловека.

Вопрос детям. Ребята, назовите, пожалуйста, примеры таких животных.

Ответы детей. Кентавр, русалка, сфинкс и т.д.

Педагог. Ребята, сегодня перед вами стоит необычная задача: изобразить время года в виде фантастического животного. Для выполнения практической работы, я предлагаю детям разбиться на четыре группы. У каждой своё задание: изобразить в виде фантастического персонажа зиму, весну, лето и осень.

Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма, свои атрибуты. В этом мы убедились, разглядывая пейзажи известных художников, да и из своего опыта знаете, что невозможно изобразить летний зной холодными красками, а студёную зиму в яркой, тёплой гамме.  Можно попросить ребят вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными», «тёплыми», «звонкими», глухими» цветами.

Каждый из вас придумает свой фантастический персонаж, а мы в конце занятия попробуем отгадать, какому времени года соответствует ваш сказочный герой. Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить особенности предложенного времени года, его настроение. Прошу вас обратить внимание на проработку деталей.

Итог занятия. Педагог вместе с детьми делает выставку работ. Каждый ребёнок даёт краткую характеристику своего героя, какое настроение он хотел передать в своём рисунке.

Проводится опрос. Какая работа кажется наиболее удачной? Почему? Ребята с помощью педагога анализируют колорит, необычность изображения, соответствие теме, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы.

Педагог и дети совместно решают, кто более точно выразил суть задания, кто был особенно кропотлив, выполняя свою работу

Заключение

     К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности, если взрослые не ценят их должным образом, поэтому мы, взрослые, должны помочь ребёнку, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими детьми. Считаю, что раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка – это, пожалуй, главная задача педагогики сегодняшнего дня. Каждый неравнодушный взрослый, педагог или родитель понимает – для того, чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни, его нужно научить мыслить творчески. А особая роль педагогов учреждений дополнительного образования в том, чтобы вовремя заметить эти таланты, создать условия их развития, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям.

Список литературы

1. Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968;                

2. Рибо [Т.], Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901;

3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

4.  Русская лирика 19в. Москва, 1986.

5. Изобразительное искусство. Создание ситуации успеха. Волгоград; Учитель. 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)

Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деят...