Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Костина Любовь Николаевна

 

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazheniya.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны. Это и послужило основанием для выбора темы исследования, целью которого является теоретическое и экспериментальное обоснование использования изобразительного искусства как средства развития творческого воображения младших школьников.
      Изобразительное искусство способствует разностороннему развитию личности, в частности, процесс иллюстрирования способствует эмоциональному и нравственному развитию  детей; знакомство со сказками и литературными произведениями  расширяет общий кругозор учащихся и, в целом, повышает их культурный уровень.

      Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. Но именно у них воображение развито не достаточно, т.к. воображение опирается на образы, опыт, а у детей его мало. Воображение с одной стороны взывает бурю эмоций, а с другой - является способом постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество, и позволяет представить конечный результат своей работы, без чего не мыслима ни одна деятельность.  Всё вышесказанное определило выбор данной темы исследования: «Развитие воображения на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений».

Объект исследования  - процесс развития творческого воображения младших школьников.

 Предмет исследования: творческое воображение младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений.

Цель исследования: выявить педагогические условия, эффективно влияющие на развитие творческого воображения младших школьников в процессе иллюстрирования литературных произведений.

Задачи исследования:
1. Охарактеризовать творческое воображение как психический процесс.
2. Выявить особенности развития творческого воображения младших школьников.
3. Проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие творческого воображения младших школьников.

Методы:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
  1. Наблюдение;
  2. Анализ продуктов деятельности учащихся.

      Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Эту творческую деятельность, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением.

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе  с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

     В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

      «Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись).

     Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.[1] 

Важнейшими составными частями творческого воображения являются:

  1. Гиперболизация ( Преувеличение и приуменьшение) отдельных элементов впечатления. Примером может служить: Гулливер, Мальчик с пальчик, дюймовочка.
  2. Ассоциация (объединение элементов). Объединение может происходить на разной основе и принимать различные формы от субъективного объединения образов до  объективно научного.
  3. Агглютинация. «Склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок, мифов человек-зверь, минотавр, медуза- гаргона...
  4. Комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.
  5. Существенным способом создания творческих образов является -акцентирование-подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или приуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Таким образом, сущность воображения составляют механизмы по переструктурированию опыта, которые являются разновидностью умственных действий.

    Воображение детей и взрослых сильно отличается.

    Уровень развития воображения в каждом возрасте свой, он отличается опытом, чувствами, интересами, потребностями, желаниями, которые Выготский Л.С. называет факторами.

В практике основной акцент, к сожалению, часто, делается именно на факторе (условии) богатства чувственного опыта, специфика же процесса воображения, т. е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. С нашей точки зрения, для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо еще и развитие способностей у него к переконструированию, комбинированию этого опыта.

Благоприятными для формирования таких способностей являются уроки по иллюстрированию литературных произведений является. Эти уроки можно хорошо сочетать с другими предметами школьной программы, а значит, появляется возможность подходить к формированию творческих способностей ребенка с разных сторон, что, безусловно, положительно влияет на развитие личности школьника и его воображение.

Само понятие иллюстрирование понимается нами как пояснение словесной информации наглядными примерами-рисунками, аппликациями.

Уроки иллюстрирования отличаются глубоким эмоциональным переживанием ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета, явления — интересной композиции, книжки. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении и, в частности рассказать посредством рисунка. Наглядное отражение на плоскости листа бумаги увиденного в книге, еще раз заставляет ребенка пережить тот же эмоциональный подъем, и он получает огромное удовольствие от процесса рисования.

Главной задачей перед ребенком на таких уроках стоит создание, придумывание в уме уникального образа, основанного на личных впечатлениях от прочитанного произведения, сказки, а затем изображение его на листе бумаги. Это сложнейший механизм умственной и физической работы, включающей в себя несколько больших этапов.

Получив задание (тему иллюстрирования какого-либо литературного произведения или чаще всего сказочного), ребенок ищет, вспоминает образ, который сложился у него в ходе прочтения, восприятия, осмысления данного произведения. На этом этапе активно задействована память. Ребенок заново переживает прочитанное им, вспоминает образы, такие, какие они ему представились. Затем идет анализ всех эпизодов произведения. Выбирается наиболее удачный по зрелищности, наиболее выгодный, наиболее запоминающийся и интересный момент. Представляются предполагаемые герои, анализируется их описания, характеры. Строится предполагаемая картина действий, композиция. На этом этапе, на основе того, что было прочитано, в уме создаются уникальные, особые герои- образы, но уже со своими корректировками, особенностями, со своей уникальностью. Поэтому у каждого ребенка получается единственный и неповторимый образ. Именно на этом этапе активно вступает в работу фантазия и воображение. Далее идет непосредственное изображение придуманного образа и его окружение. При этом необходимо держать в голове всю картину, помнить все мелочи и нюансы придуманных образов. Этот этап сопровождается  азартом и большим интересом у учащихся в процессе рисования, что позволяет вовлечь в работу всех детей.

Уроки иллюстрирования являются завершающими уроками в цикле других уроков изобразительного искусства, где ребенок наглядно демонстрирует полученные ранее умения и закрепляет усвоенные знания.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства, а так же уроков по иллюстрированию литературных произведений, необходимо создание специальной системы педагогических условий:

  1. Развитие интереса к изучению изобразительного искусства. Это условие необходимое для проявления художественного творчества. Для его формирования используют разные средства, а именно: содержание, методы и приемы обучения. огромное влияние на развитие воображения оказывают методы художественной педагогики. Например:
  1. Метод стимулирования образного мышления: необходимо чтобы момент вхождения в замысел будущей работы был более эмоциональным для учащегося (использование художественных слов, музыки, зрительного ряда), важно, чтобы учащиеся могли погрузиться в свои мысли;
  2. Метод свободы в системе ограничений: позволяет развивать воображение при создании композиции путем ограничения, например цветовой гаммы. Например, задание: придумать и нарисовать иллюстрацию царевны - лебедь в холодной серо-голубой гамме.
  1. Последовательного усложнения изобразительной деятельности. На основе этого условия созданы программы по изобразительному искусству и методические рекомендации к ним. Усложнение материала происходит с учетом возрастных возможностей детей. На уроке художественная деятельность тоже усложняется, от простого к сложному. Возможно построить уроки следующим образом:

Перед иллюстрированием учащиеся выполняют аппликацию по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, в которой ведут поиск оригинальных композиционных решений темы, учатся выделять главное в композиции, использовать силуэт как средство художественной выразительности.

Подготовительная работа по этому заданию: ребята знакомятся с русским народным костюмом, изображениями старинных теремов, кораблей, и т.д.

После проделанной работы ребятам предлагается выбрать сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Ребятам дается время на обдумывание композиции рисунка: размер и расположение персонажей, содержание эпизода, окружение героев. Обдумывается характер главных  действующих лиц: злые, добрые, смешные. (Можно предложить метод словесного рисования, выполнить композиционный эскиз). Рисунок начинаем схематичными линиями, а затем прорисовываем детали, уточняем окружение персонажей. Только после готового и хорошо выполненного эскиза начинается работа в цвете.

Таким образом, 2 урока отводиться  на подготовку к иллюстрированию, и 2 урока на выполнение самой иллюстрации. Работа выполняется с постепенным усложнением изодеятельности.

  1. Обучение «языку» изобразительного искусства и средств художественной выразительности. Эта работа ведется поэтапно: от обучения умению анализировать, до формирования умения применять (формат, рациональное размещение на листе, выделение композиционного центра, способы передачи пространства, точка зрения в композиции...).
  2. Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих рассказов и бесед. Это активизирует внимание ребенка, работу мыслей, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, настраивает на работу. Беседа на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождается демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций).

Беседа будет способствовать активизации мыслей детей, их фантазии, эмоциональному настрою, и, как следствие,   гармоничному выполнению работы в цвете.

  1. Применение разнообразных художественных материалов и техник. Использование таких материалов как: карандаш, акварель, цветные мелки, черная тушь, цветная или тонированная бумага разных форматов помогают развить воображение. При этом обучение правилам работы с ними  так же важно, так как в центре внимания должно быть овладение художественным образом.

«Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от тех навыков и умений, которые ребенок приобрел в процессе обучения. Владение карандашом, кистью, сангиной- не только чисто техническая задача, она прежде всего связана с выразительностью образа в рисунке. Рисунки детей, у которых сформирована ручная умелость, отличаются большим разнообразием, выразительностью, и в них можно видеть индивидуальную манеру исполнения», - пишет Е.А.Игнатьев.

  1. Введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и элементов соревнования.

Исследованием игровых приемов в обучении изобразительной деятельности применительно к школьному возрасту принадлежат: А.А.Баранову, Т.Я.Шпикаловой, В.С.Кузину…Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.д.

  1. Элемент ожидания и неожиданности- у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение картин, наглядности. На уроках изобразительного искусства не обойтись без репродукций, разнообразных картин. Данный материал представляет интерес у ребят.
  2. Элемент загадки - стимулирует творческую фантазию, создает проблемную ситуацию. Например, при изображении царевны- лебедь, как переход к теме урока, можно подобрать загадку про лебедя:

  1. На уроках часто используют игру в путешествие (школьники знакомятся с культурными традициями разных стран), игры – драматизации и др.. Применительно к нашему уроку, возможно путешествие-знакомство со старинными кораблями, замками, одеяниями царей и девичьими сарафанами. Это подготовит базу для дальнейшего иллюстрирования, чтобы иллюстрация соответствовала изображаемому времени. Если это игра-драматизация, то данная деятельность позволит лучше прочувствовать персонаж, наделить его качествами, после чего иллюстрация получится более выразительной, продуманной.
  1. В качестве игрового материала возможно использование кроссвордов. Младшие школьники очень любят разгадывание кроссвордов, и данный вид деятельности найдет положительные отклики у ребят. Они могут быть средством закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед об искусстве.

 Используя в своей педагогической деятельности, на практике пробных уроков данные педагогические условия, мы пришли к выводу, что они эффективно воздействуют на развитие творческого воображения  младших школьников.

Мною был  проведено исследование уровня творческого воображения учащихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска. При проведении  исследования мы опирались на методики американских психологов Гилфорда и Торренса.  Учащимся предлагалось выполнить тестовые задания в начале практике и в конце.  А так же при подведении результатов данного исследования мы обращали внимание на творческие детские работы, выполненные по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».

Тест состоял из 2 блоков:

  1. «незавершенные фигуры»; даны 10 незавершенных фигур, которые нужно дорисовать;
  2.  «нарисованная картина»; нарисовать картину используя только предложенные фигуры.

Творческие и тестовые работы учащихся оценивали используя следующие критерии:

  1. Создание эмоционального, выразительного изображения (авторская позиция, фантазия);
  2. Степень разработанности (качество выполняемой работы);
  3. Беглость (количество выполненных рисунков).

В эксперименте участвовало 15 человек, анализ полученных результатов показал, что уровень творческого воображения учащихся заметно вырос после проведения обучения с использованием условий, способствующих развитию воображения. Так на начало практики учащихся с низким уровнем воображения было 19,8% со средним уровнем- 66%, с высоким- 13.2%, а на конец: с низким уровнем- 0%;, со среднем уровнем 66%, с высоким уровнем-34%.

Уровень развития воображения

На начало практики

На конец практики

низкий

3 чел.

0 чел.

средний

10 чел.

10 чел.

высокий

2 чел.

5 чел.

Баллы подсчитывались следующим образом: абсолютный процент успешность воображения- 100%. Т.к. тест поделен на 2 блока, максимум балов, в процентном соотношении равен 50% на один блок.

Рассмотрим подробнее Блок 1. За одну дорисованную фигуру можно получить от нуля до 5 баллов, что приравнено к 5%. За Блок 1, с учетом рассматриваемых критериев выводится один общий балл, до 50 баллов максимум.

Рассмотрим Блок 2. Здесь из предложенных элементов детям необходимо составить свою композицию. Использовать один и тот же элемент можно несколько раз.

Таким образом, Использование на уроках условий, способствующих развитию воображения, обучение механизмам переконструирования опыта обеспечивает успешное проведение уроков и продуктивно влияет на творческую деятельность учащихся, что подтверждается данными проведенного исследования и результатами творческих работ учащихся.


Литература

  1. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО ЦГЛ Рон 2000. – 112с.
  2. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Представление. Воображение у детей. – М., 1997. -  304-319с.
  3. Веккер, Л.М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262-271. Представление / воображение/: 278-295с.
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 –М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436-455с.
  5. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. М., 1972. №2. с. 114-123.
  6. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. М., - 1988. №6. с. 52-59.
  7. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. М., -  1987. №1. с. 44-51.
  8. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., - 1971.-№2. с. 41-46.
  9. Карандашов Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие.- Минск, 1987./ Возрастная динамика развития представлений: 74-87/.
  10.  Кузин, В.С. Психология. Учебник. 3-е. изд., перераб. И доп. М.: АНАР, 1997.-с. 225-241.
  11. Кузин, В. С., Сборник программ по изобразительному искусству, сборник учебных программ. – М.: Дрофа. 2000. – 224с.
  12. Кузин, В. С., Основы дизайна, Учебная программа. – М.: Просвещение. 2005. – 150с.
  13. Лейтес, Н. С. Ранние представления одаренности. М., - 1988. №4. с. 98-108.
  14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл,- 2001. с. 300.
  15. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.- Тбилиси, 1972.
  16. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд, - М., Просвещение. 1991.
  17. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4-е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии/ Воображение: с. 260-271.
  18. Найссер, У. Познание и реальность. – М., 1981. с.  141-165.
  19. Никифорова, О.Н. Познавательный процессы и способности в обучении. – М. 1990. - с. 80-100
  20. Обухова, Л. Ф.,     Детская (возрастная) психология, Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
  21. Психолого- Педагогический словарь. Под ред. Пидкасистый П.И. 1998 с. 544.
  22. Розетт, И.М. Психология фантазии. Экспериментально – теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. // понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: с.  25 – 78. Психологические механизмы фантазии: с. 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: с. 229 – 270.
  23.  Рубинштейн, С.А., Основы общей психологии. В 2т. – Т. 1 – М., 1989. – с.  344 – 360.
  24. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. – М.,: Издательский центр Академия, 1999. – 368 с., 12 л. ил.
  25.  Смирнов, С.А. «Педагогика», - М.: Просвещение, 1999. – с. 250.
  26. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1997. – с. 240
  27. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусств. 1-4 и 5-8 кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» // - М., 1997.- с. 150.
  28. Эльконин, Д.Б.  Программы начальные классы/ Довыдов В.В. - М., Просвещение, 1998. – с. 200.


 Приложение 2

Исследование уровня воображения

  На начало практики

Блок №1

Количество баллов

Проценты

Автушко Кирилл

20

20%

Бескровный Данил

27

27%

Волкова Арина

29

29%

Казаков Иван

22

22%

Квон Наталья

32

32%

Коситов Сергей

30

30%

Кудряшев Никита

35

35%

Мироненко Вика

18

18%

Осиный Влад

21

21%

Перетятько Витя

28

28%

Петухова Алла

26

26%

Савельев Егор

28

28%

Саулин Данил

19

19%

Тасенко Георгий

29

29%

Хмельницкая Мая

25

25%

Блок №2

Количество баллов

Проценты

Автушко Кирилл

25

25%

Бескровный Данил

24

24%

Волкова Арина

27

27%

Казаков Иван

26

26%

Квон Наталья

40

40%

Коситов Сергей

35

35%

Кудряшов Никита

36

36%

Мироненко Вика

25

25%

Осиный Влад

30

30%

Перетятько Витя

45

45%

Петухова Алла

23

23%

Савельев Егор

30

30%

Саулин Данил

27

27%

Тасенко Георгий

43

43%

Хмельницкая Мая

38

38%

Усредненные результаты теста по каждому блоку, проведенные в начале и в конце практики

 

Уровень воображения по итогам теста по средним показателям

Уровни воображения относительно количества ребят в классе

По результатам исследования, на начало практики было установлено:

  1. Низкий уровень воображения, от 30 до 50% имеет 3 человек
  2. Средний уровень воображения от 50 до 70% имеет 10 человек
  3. Высокий уровень воображения от 70 до 100 имеет 2 человека

В конце государственной практике исследование было проведено повторно.

Результаты исследования приведены в таблице ниже.

На конец практики                   Блок №1

Количество баллов

Проценты

Автушко Кирилл

30

30%

Бескровный Данил

35

35%

Волкова Арина

38

38%

Казаков Иван

36

36%

Квон Наталья

30

30%

Коситов Сергей

35

35%

Кудряшов Никита

39

39%

Мироненко Вика

29

29%

Осиный Влад

43

43%

Перетятько Витя

38

38%

Петухова Алла

29

29%

Савельев Егор

28

28%

Саулин Данил

40

40%

Тасенко Георгий

31

31%

Хмельницкая Мая

30

30%

Блок №2

Количество баллов

Проценты

35

35%

Автушко Кирилл

38

38%

Бескровный Данил

35

35%

Волкова Арина

39

39%

Казаков Иван

50

50%

Квон Наталья

37

37%

Коситов Сергей Кудряшов Никита

40

40%

Мироненко Вика

44

44%

Осиный Влад

50

50%

Перетятько Витя

34

34%

Петухова Алла

36

36%

Савельев Егор

34

34%

Саулин Данил

50

50%

Тасенко Георгий

38

38%

Хмельницкая Мая

36

36%


 

По результатам исследования, на конец практики было установлено:

  1. Низкий уровень-0 человек
  2. Средний уровень-10 человек
  3. Высокий уровень- 5 человек

По результатам исследования можно сделать следующий вывод:

Использование на уроках условий, способствующих развитию воображения, обучение механизмам переконструирования опыта обеспечивает успешное проведение уроков и продуктивно влияет на творческую деятельность учащихся.


[1]Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4-е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии/ Воображение: 260-271.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность школьника на уроках изобразительного искусства.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, боле...

Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства

Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....

Методическая разработка «Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»

Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

Диагностика развития интеллекта младших школьников на уроках изобразительного искусства

Метод исследования интеллектуального развития обучающихся на первой встрече с учениками....

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Краткое содержание.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,...

Статья «Интеллект - карта как инструмент развития информационно - интеллектуальной компетентности школьников на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС».

Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки. Наиболее перспективным пре...