Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Кузнецова Лариса Валерьевна

 

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

Введение

Глава 1. Компьютерное обучение как средство развития

                познавательных процессов школьников

                 на уроках рисования.

Глава 2. Использование компьютерных технологий

                  на уроках изобразительного искусства.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вне всякого сомнения, что достойный статус России сможет обеспечить такая система образования, которая будет отвечать потребностям информационного общества. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года даются основные черты информационного общества. К ним относятся формирование новой информационной культуры, создание и использование информационных ресурсов, умение использовать новые информационные технологии.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевлённость. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты поддерживать его, она никогда не даст почувствовать, что ей стало скучно».

 

Глава 1. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования.

Урок изобразительного искусства необходим для развития у детей вкуса к самостоятельному творчеству, попытка найти место ребёнку, одарённому от природы, расшевелить дремлющие возможности «обыкновенного» ученика, вызвать желание рискнуть, проявить себя.

Предмет изобразительного искусства будет обеднён, если не перешагнёт рамки урока. Жаль, когда ученик удовлетворен только отметкой за выполненное задание на уроке, мечтает о большем. Очень интересно использовать умения и навыки, полученные на уроке, вызывая у детей желание творить.

Как проявить свою индивидуальность? Побороть зажатость и робость, раскрепостить, потому что творческий процесс требует свободы? Все эти проблемы в равной степени встают перед учеником и перед учителем. И здесь на помощь учителю может прийти компьютер.

 Но сразу возникает вопрос. Следует ли использовать компьютеры в школе на уроках? Возможно ли это?

Философия, состоит в том, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Ознакомление с компьютером - это  только часть такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию. Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно вполне воспользоваться для достижения  и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности  в школе должны быть интегрированы на уроках.

Такая интеграция не может быть  завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации  учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной  работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах  на основе ранее приобретенного опыта.

Но нужно отметить, что  на сегодняшний день - это ещё одна проблема школы, так как во многих школах компьютерами оборудован только  класс для информатики, и не всегда можно провести урок, с использованием компьютера в связи с занятостью кабинета.

 Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, ребёнок должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать  современные средства и методы обучения.

Вывод:

 Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства и будет являться одним из таких средств.

Нужно отметить, что тема: «Развитие познавательных процессов на уроках изобразительного искусства с применением компьютерной технологии» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности  современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации  учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать  современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями, является компьютер.

Сочетая в себе возможности  телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать  другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер  вместе с тем является  для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой  не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой  деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности.

 Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его  учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика на уроке изобразительного искусства.

 Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к уроку, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью на уроке, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, репродукциями, схемами и т.д.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Например, при проведении викторин, олимпиад на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.

 Ученики более охотно отвечают компьютеру. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии  своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Глава 2. Использование компьютерных технологий

                  на уроках изобразительного искусства.

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Диапазон использования компьютера на уроках изобразительного искусства  очень велик: от тестирования учащихся, просмотр репродукций, картин, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения.

Компьютер  значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет  моделировать различные ситуации и среды, создавать презентации.

Развитие познавательных интересов, формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами  изобразительные искусства.

Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащиеся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Учитель обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ по изобразительному искусству. Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение компьютера) для развития художественных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям, полнее обеспечить  овладение вновь показанными учителем. Учителю в использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он подбирает игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, репродукции, картины художников, помогает ученикам в процессе работы за компьютером, оценивает их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет ему переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

 Подбор материала зависит, прежде всего, от текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Здесь предоставляется полная свобода творчески работающему учителю и позволяет использовать его с различными учебными программами и методическими пособиями.

Развивающее значение компьютера для развития способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать  игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить  их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам  или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

Включение игровых предметов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы.

 Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Применение цвета, графики, эффектов анимации позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание ребят на значимых  моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в виде иллюстраций, композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют успешно адаптировать учебный материал под особенности учащихся.

Использовать презентацию можно на различных этапах урока, изменяя её формы в зависимости от того, с какой целью она используется.

Как показывает практика, презентацию целесообразно применять в тех случаях, когда материал урока содержит много иллюстрированного материала, когда учителю нужно большое количество материала оформлять на доску, когда  нужно вовлечь учащихся в самостоятельную работу по поиску необходимой информации для решения поставленной проблемы. Итак, использование презентации на уроках изобразительного искусства позволяет:

- повысить мотивацию учащихся к предмету;

- моделировать различные этапы на уроке;

- использовать большое количество иллюстрированного материала, акцентируя внимание на значимых моментах;

- сделать урок насыщенным.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Приведу примеры использования компьютерных технологий на  своих уроках изобразительного искусства.

 Есть специальная программа «Графический редактор».  

Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями: выбор карандаша, изменение цвета карандаша, изменение цвета фона, очистка экрана, запоминание рисунка, считывание рисунка.

Редактор позволяет выполнять изображения по предлагаемому рисунку, а также по своему замыслу.

 Дети любят все, что  сделано собственными руками. В процессе работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книги и подготовить  к ним иллюстрации. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов. Важным моментом сравнения своих работ чужими является “выставка”. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность, и никто не подвергается критике.

С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликации. Симметрия, ритм вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но даже на самом начальном этапе  перед ребенком ставится условие выполнения задания не копированием образца, а его видоизменение.

 Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере. На занятии дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (5 класс. «Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище»).

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности.

Применение компьютерных презентаций.

 Привычную классную доску заменяет настенный экран, на который проецируются слайды фильмы с экрана компьютера.

Для создания компьютерной презентации использую программу Microsoft Power Point. Она позволяет создавать и изменять собственные презентации.

5 класс (I четверть). Тема: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». С помощью компьютерной презентации показываю детям слайды с изображением: Хохломской росписи, Городецкой росписи, Жостовской росписи.

5 класс (II четверть). Тема: «Украшения в жизни древних обществ»

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в эпоху Древнего Египта и Древней Греции. Так как материал урока содержит много иллюстрированного материала, использую компьютерную презентацию.

6 класс. Тема: «Пейзаж – сфера искусства, в которой формируется отношение к природе».

6 класс. Тема: «Музеи мира». На данном уроке демонстрируется             обширный зрительный материал, просмотр фильма (всё воспроизводится на экран с помощью компьютера).

Заключение

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности школьника.

Обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

Уроки не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной технологии на уроке изобразительного искусства еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку.

Из всего сказанного следует сделать вывод: компьютер становится помощником учителя и позволяет ему провести урок на качественно новом уровне.

Список использованной литературы

  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.
  2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.
  3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. - №3.
  4. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.
  5. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.
  6. Волков И. П. Учим творчеству. –М., 1988.
  7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. –М., - 1987.
  8. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации  обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
  9. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
  10. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем. –М., 1996.
  11. Зинченко Г.П. ЭВМ в школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.
  12. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1994. –КОС.
  13. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения.
  14. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.
  15. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.
  16. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. –М.: Педагогика, 1988.
  17. Одаренные дети. –М., 1991.
  18. Журнал «Изобразительное искусство в школе».





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



















РЕФЕРАТ





Тема: «Использование компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства».

















                                                      Выполнила:



                                               учитель изобразительного искусства



                                                   Кузнецова Л.В.





















Даурия 2008





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность школьника на уроках изобразительного искусства.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, боле...

Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства

Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

Диагностика развития интеллекта младших школьников на уроках изобразительного искусства

Метод исследования интеллектуального развития обучающихся на первой встрече с учениками....

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Краткое содержание.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,...

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно ок...