«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»
проект по изобразительному искусству (изо)

Томилова Наталья Витальевна

 

Краткое содержание.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки изобразительного искусства, как и любые другие, необходимо модернизировать. Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные формы обучения и современные образовательные технологии.

Сочетание компетентостного подхода и интегративного обучения в преподавании ИЗО способствует формированию у младших школьников представления об изобразительном искусстве как целостном явлении. В данном подходе учитываются не только способности к изобразительному воспроизведению заданных моделей, которые входят в сферу учебно-познавательной компетенции, но и общее эстетическое, культурное, ценностное, личностное развитие детей. Данный подход сосредоточен на приобщении к искусству и художественной деятельности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар

муниципального района Клявлинский Самарской области

     

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Автор: Томилова Наталья Витальевна

Учитель изобразительного искусства и черчения

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ.

 

I. Вводная часть                                                                            с. 1-4

1. Актуальность.  

2. Цель и задачии.

3. Ожидаемые результаты.                                            

II. Основная часть                                                                      с. 4-11                                                                                    

1. Теоретическое описание модели.                                                            

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)                                                                                  

III. Заключение                                                                           с. 11-13

  1. Выводы по ИР                                                                                              

 

 IV. Информационные источники                                              с.13-15

Введение.

Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.

Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой.

Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки изобразительного искусства, как и любые другие, необходимо модернизировать. Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя на уроках изобразительного искусства нетрадиционные формы обучения и современные образовательные технологии.

Сочетание компетентостного подхода и интегративного обучения в преподавании ИЗО способствует формированию у младших школьников представления об изобразительном искусстве как целостном явлении. В данном подходе учитываются не только способности к изобразительному воспроизведению заданных моделей, которые входят в сферу учебно-познавательной компетенции, но и общее эстетическое, культурное, ценностное, личностное развитие детей. Данный подход сосредоточен на приобщении к искусству и художественной деятельности в целом.

Целью своей работы считаю активизацию художественно-творческой деятельности учащихся, выработку самостоятельности и инициативы, направленных на развитие творческих способностей.

Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное - направленным на развитие каждого ребенка? Для решения данных вопросов мной были определены следующие профессиональные задачи:

  • Проанализировать психолого–педагогическую литературу  по формированию основных компетенций.
  • Изучить технологию проектного метода обучения и его роль в развитии самостоятельности и творческих способностей младших школьников.
  • Разработать модель последовательного включения школьников начальной школы в новые виды деятельности, способствующие формированию у них ключевых компетенций.
  • Систематизировать задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в творческой деятельности.
  • Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
  • Развивать воображение, творческий потенциал ребенка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
  • Способствовать выработке навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • Оценить эффективность использования новых форм и методов в формировании  самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

            Результат, который рассчитываю получить:

  Развитие творческой индивидуальности каждого ученика, его духовной сферы, эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру;

 с интересом и уважением относящегося к народным традициям и различным культурам;  

умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

 

 Основная часть.

 В преподавании предмета я использую федеральную программу  «Изобразительное искусство и художественный труд», составленную под руководством академика Б.М. Неменского. Она в полной мере соответствует концепции целостного формирования базовых компетенций в процессе преподавания изобразительного искусства. В рамках данной программы дети изначально получают стимул к самостоятельной творческой и поисковой деятельности. Это связано с раскрытием перед ними целого мира художественной деятельности: от эпохи палеолита до современных художников, от элементов близкой ученикам бытовой культуры до эстетических особенностей творческой деятельности других народов во всем их разнообразии.

 Содержание художественного образования, с данных позиций, предусматривает два вида деятельности учащихся:

- «ученик-зритель», сосредоточенную на восприятии произведений искусства;

- «ученик-художник», выражающуюся в собственно художественно-творческой деятельности детей.

То есть, учебная деятельность представлена в содержательном единстве художественного творчества и жизни, окружающего мира.

В рамках формирования образовательных компетенций выделяются три способа художественного освоения действительности: изобразительный,


 декоративный и конструктивный (изображение, украшение и постройка). В ходе обучения учащиеся знакомятся с приемами работы красками, тушью, мелками и другими материалами.

Программа основана на взаимодействии различных сторон жизни человека в искусстве, в ходе обучения раскрывается диалог между художником и зрителем, формируется эмоциональный опыт общения детей с произведениями искусства. Данный подход позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, присутствует выбор: веер возможностей разных решений по данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся. Как учитель, я стараюсь поддерживать детей в их начинаниях.

В процессе занятия изобразительным искусством удачно и интересно проходят коллективные и групповые работы. Особенно я отмечаю работы по созданию декоративных панно. Панно может быть выполнено в различной технике (аппликация – простая и объемная, коллаж с использовнием всевозможных материалов и т. п.), оно прекрасно вписывается в интерьер помещения и может украсить школу, класс к любому празднику. Учащиеся учатся работать с новыми материалами, постигают премудрости декора. Они проявляют заинтересованность, с удовольствием подчиняются общему замыслу и стремятся сделать работу  как  можно интереснее. Результат их труда служит украшением, радует глаз.

Детям также нравятся уроки где можно показать характер героев, например, создание добрых и злых сказочных образов. Эту работу можно выполнить как при помощи изображения на бумаге, так и в объеме. В конце занятия учащиеся с удовольствием анализируют выполненные работы.

Обстановка на уроках ИЗО позволяет создать ситуацию успеха, широко применять в работе игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: “Кто составит больше оттенков определенного цвета”, например, “зеленой” или “красной” гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают множество наименований цветовых оттенков; перестают связывать название цвета (зеленый и пр.) с каким-то одним, наиболее типичным оттенком, учатся сознательно различать тонкие оттенки цвета, что помогает им избавиться от (цветовых) стереотипов в изобразительной деятельности. “Цветовые угадайки”: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. Общей основой для изобразительного искусства является действительность. Надо только увидеть эту действительность отражаемую искусством. И на уроках, и на внеклассных занятиях делаем маленькие открытия; в этом нам помогают краски. Краски — неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разнообразие цветов создаёт разнообразие восприятия действительности. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой, конструкцией.

Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных классах проводим игру “Весёлые кляксы”. Предлагаю ребятам обмакнуть кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листке бумаги. Дальше дети должны сложить лист и плотно прижать ладонью, а затем  развернуть его. Им остается лишь дофантазировать то, что у них получилось. Дети радуются, они довольны, у них всё получилось, чувствуют себя маленькими творцами. Здесь уместно провести соревнование “Кто больше диковинных животных или птиц изобразит”, кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с воображением, фантазией, с формированием творческих способностей. С помощью игры создаю нестандартные ситуации, игра помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного мышления. Причём форма игры вносит в это повторение активное творческое начало.

Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.

Использую современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) как на уроках, так и в процессе подготовки к ним. Компьютер служит источником наглядной учебной информации для иллюстрирования  уроков; Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, использую для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой  формат.                        Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях. Учащиеся экономят время при выполнении графических заданий. Примеры творческих заданий: дорисовать изображение сказочного города на уроках изобразительного искусства в 1 классе, - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.

 В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера. Их тематику предлагаю либо сама, либо дети выбирают самостоятельно после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы, творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой  характер.

 В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода для проявления своей фантазии, чем на тематических уроках или на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д. ). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какое место в нем отводит для себя.  

В последнее время ребята с удовольствием выполняют объёмные работы. В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами ребята утверждаются в детском коллективе. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Наряду с уроком, как основной формой организации учебного процесса, мною запланированы экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники( недостатком считаю то, что в нашем районе их единицы). Поэтому  использую дополнительно видеоматериалы или видеоуроки о художественных музеях и картинных галереях. Считаю актуальным проводить экскурсии по родному посёлку, выделяя специфику сельских элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется богатая фантазия и изобретательность народных умельцев.  

В рамках дополнительного образования мы сотрудничаем с Воскресной школой местного церковного прихода «В честь св. Космы и Дамиана». В этом  году принимали участие в проведении «Дня славянской письменности и культуры», учащимися нашей школы была организована выставка рисунков, плакатов, посвященных св. Кириллу и Мефодию.

Основные межпредметные связи осуществляю с уроками музыки и литературного чтения. Кроме того, при изучении отдельных тем  использую межпредметные связи с исследованием окружающего мира (изучение темы «наша Родина и мир», рассмотрение строения растений, животных, изучение пропорций человека и т.п.). При творческой работе с геометрическими фигурами и объемами весьма успешно может быть произведена интеграция с математикой, (черчением). При изучении различных природных и искусственных материалов целесообразно интегрировать уроки с основами трудового обучения.

Кроме того, в ходе учебно-познавательной деятельности дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла, у них формируются навыки учебного сотрудничества.

Так же помогал развивать творческие способности детей проводимый мною ранее кружок “Фантазия”, где я старалась дать детям больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимались. К сожалению в настоящее время занятия пришлось прекратить, т.к. нет часов на кружковую работу. Правда, есть  возможность возобновить кружковую работу через ЦДО «Прометей».

Учащиеся нашей школы являются регулярными участниками и победителями районных и окружных конкурсов. В этом учебном году мы участвовали в региональном конкурсе «Я рисую безопасный труд». Конкурс проходил в три этапа: внутришкольный, окружной и региональный. На окружной этап мы представили четыре работы, из них работа учащейся 5 класса Серебряковой Екатерины заняла 1 место, а учащаяся 7 класса Филимонова Любовь на региональном этапе конкурса получила благодарственное письмо. Участвуя в окружном конкурсе «Я рисую пасху», призерами стали: Морозова Анастасия(2 место), Родионова Идигул (2 место), Серебрякова Е. (3 место), Филиппова Е.(3 место), Филимонова Л.(3 место).Есть призеры в районном конкурсе 2013г. «Моя семья», в районном конкурсе «Рождественская игрушка», организованным ЦДО «Прометей»,  разновозрастная группа учащихся нашей школы заняла 1 место.

Контроль и оценка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов – выявление уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данному предмету.

 Мною разработан ряд контрольно-измерительных материалов на повторение и обобщение знаний, стартовый контроль, игры-головоломки, ребусы, кроссворды; урок-викторина «Аукцион знаний по декоративно-прикладному искусству», презентация «Викторина по ИЗО». Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, помогают в усвоении терминов, фактов, дат, имен.   С целью отслеживания результатов провожу тесты. В основе их – принцип постепенного усложнения материала, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов. С тестами работаем в начале урока или в конце, на обычных уроках или на обобщающих, в зависимости от темы и целей.  Применение тестов для тематического и итогового контроля школьников более эффективно способствует усвоению теоретического материала на уроках изобразительного искусства, в частности, пониманию искусствоведческих терминов, запоминанию названий произведений искусств и их авторов.

 Каждая четверть заканчивается итоговым уроком-викториной «Вопрос-ответ». В игровой форме ребята показывают свои знания и умения по пройденным темам за четверть. Дополнительно готовим выставку тех работ, где особенно выразительно использованы разные художественные материалы.  Обсуждение  организуем в форме диалога зрителя и художника.  

Для того, чтобы решить поставленные задачи и достигнуть того результата, который мною запланирован необходимы следующие условия:

  •  Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (заинтересованность, увлечение трудом).  
  • Серьезно отнестись к оснащению кабинета изобразительного искусства. И по возможности вместо парт приобрести специальные мольберты для рисования.
  •  Мною частично создан  натурный фонд, но его необходимо существенно пополнить (муляжи овощей и фруктов, чучела зверей и птиц, гипсовые бюсты и орнаменты и т. п.).
  • В преподавании я использую собственноручно изготовленные таблицы, свои работы, карточки-задания. В школе  имеется небольшая коллекция репродукций с работ художников, но ее нужно дополнить и желательно приобрести портреты великих художников-графиков  и живописцев.
  • Необходимо также наличие мультимедийного оборудования для качественного просмотра художественных произведений.
  • Считаю очень важным обеспечение учащихся всеми необходимыми для работы материалами, потому что невозможно выполнить творческую работу, если у ребенка чего-то не достает и он расстраивается по этому поводу. Думаю, что не все родители могут выполнить эту задачу в полной мере из-за недостатка средств. Поэтому желательно, чтобы часть средств обеспечила школа, либо спонсоры.
  • Практикую пленер (рисование на воздухе), экскурсии по местным достопримечательностям, но считаю необходимым выделение средств для поездок в город, чтобы и сельские школьники могли воочию увидеть произведения искусства, архитектурные памятники, посетить интересные выставки современных художников и дизайнеров.
  • Мною пройдены курсы повышения квалификации по ФГОСу, получено удостоверение о повышении квалификации, я подписалась на электронные издания общероссийского проекта «Школа цифрового века» и получила диплом «Учитель цифрового века»  ( 2012/13 учебный год),  заняла 1 место в районном конкурсе методических разработок (2012г.) за урок-презентацию «Русская матрешка в осеннем уборе».   В школе ведется электронный журнал.
  • Очень многое зависит от родителей, поэтому сотрудничество с родителями необходимо. Детям  нужна умная, доброжелательная помощь взрослых, поощрение  стремления ребенка к творчеству.

Заключение.

К концу обучения у младших школьников формируются представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства; народных художественных ремеслах. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; расширяется база знаний о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, их произведениях; развивается способность различать такие виды изобразительного искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах. Полученные знания, умения и навыки школьники могут использовать в различных видах внешкольной деятельности для самостоятельного творчества, восприятия и анализа художественных произведений при посещении выставок и музеев, общения на соответствующие темы и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование базовых образовательных компетенций является перспективным направлением в практике образования и, в частности, в преподавании изобразительного искусства.

Преимущество компетентностного подхода в сочетании с интегративным обучением заключается в приоритете личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. То есть, при таком подходе, школьники получают знания не из-за вынужденной необходимости, а в силу личностной заинтересованности в получении тех или иных знаний, формирования навыков и т.п. Реалии современной жизни показывают, что наиболее социально адаптированы и востребованы в трудовой деятельности те выпускники, кто обладает не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативностью, творческим подходом, умением принимать самостоятельные, в том числе и нестандартные, решения. Все это входит в сферу базовых образовательных компетенций, которые следует формировать, уже начиная с младшего школьного возраста, что способствует успешному развитию школьников в различных сферах деятельности.

В этом отношении стоит отметить, что программа преподавания изобразительного искусства, составленная под руководством Б.М.Неменского, направлена на духовное развитие личности ученика, а также развитие у него художественного восприятия и самовыражения, что соответствует концепции формирования базовых образовательных компетенций. Программа подразумевает широкий спектр межпредметных связей, всестороннее развитие творческой, духовной и личностных сфер в развитии каждого ребенка.

        В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.

      На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс изобразительного искусства и художественного труда.

Информационные источники.

Закон РФ об образовании.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское

образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. – М.: МИРОС, 1994. – 98 с.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство.  Искусство и ты. 2 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

 Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10.

    Хуторской А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.

Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО и технологии

Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. согласна с тем, что «благодаря восприятию в природе и в иск...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

В данной статье рассматриваются такие аспекты,как: для чего необходимо развивать творческие способности? какие виды нетрадиционных уроков можно использовать,чтобы развивать творческие способности дете...

Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью.Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное об...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....