Выступление на РМО по теме "Поколение Z. Поколение ФГОС.
материал по теме

Коновалова Юлия Сергеевна

Некоторое время назад я стала задумываться над вопросом:" Что я делаю не так? Почему не получается такой результат, какой я хотела бы получить, и которого я реально могу достичь?" Иногда я буквально видела, как мои слова практически "отскакивают" от учеников. Они отвлекаются, не могут долго слушать и работать над одним заданием долгое время. И я стала искать выход из этой ситуации. В результате изучения данного вопроса в  психолого-педагогической и методической литературе, я нашла ответ в теории поколений.

 

В моем докладе вы найдете краткое описание сути теории, характеристики поколения X, Y и поколения сегодняшних учащихся - поколения Z, про которых говорят, что они "с рождения на связи". Современный ребенок может вполне спокойно смотреть телевизор, общаться в соцсетях, играть в онлайн игру, разговаривать по телефону, искать что-либо в интернете, слушать музыку, делать уроки, жевать бутерброд. И все это - одновременно!

 

Представители поколения Z - обладатели "клипового мышления". "Клиповое мышление" - это плохо? Или это просто способ адаптации нашего мозга к тому огромному количеству информации, которое мы получаем ежедневно? КАК нам, учителям, представителям других поколений, учить современных детей, если они мыслят заголовками? Как увлечь их за 8 секунд? Ведь, согласно мнению некоторых психологов и нейрофизиологов, именно через 8 секунд сегодняшние дети переключают свое внимание на что-либо другое. И вот тут-то на ум приходит высказывание Игнасио Эстрада: " Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, МЫ должны учить так, как ребенок учится".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokolenie_z.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Teaching in a digital age

Слайд 2

Теорию Поколений создали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003-2004 году провела команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта RuGenerations .

Слайд 3

В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Формирование ценностей происходит, согласно данной теории, примерно до 12—14 лет. Теория описывает повторяющиеся поколенческие циклы. Каждые четыре поколения составляют цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, - около 20 лет, длительность одного цикла – 80-90 лет. По завершении цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой.

Слайд 4

Сейчас в России живут представители следующих поколений . Величайшее поколение (1900—1923) Молчаливое поколение (1923—1943) Поколение беби-бумеров (1943—1963) Поколение Х (1963—1984) Поколение Y (1984—2000) Поколение Z ( c 2000) В классах современной школы учится два поколения: поколение Y – ученики 9-11 классов и поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-8 классов. Учителя - в основном представители поколения X.

Слайд 5

Do you have your own web page? (1 point) Have you made a web page for someone else? (2 points) Do you IM your friends? (1 point) Do you text your friends? (2 points) Do you watch videos on YouTube? (1 point) Do you remix video files from the Internet? (2 points) Have you paid for and downloaded music from the Internet? (1 point) Do you know where to download free (illegal) music from the Internet? (2 points) Do you blog for professional reasons? (1 point) Do you blog as a way to keep an online diary? (2 points) Have you visited MySpace at least five times? (1 point) Do you communicate with friends on Facebook ? (2 points) Do you use email to communicate with your parents? (1 point) Did you text to communicate with your parents? (2 points) Do you take photos with your phone? (1 point) Do you share your photos from your phone with your friends? (2 points) 0- 5 point – Baby Boomer 6- 12 points – Generation X 12 or over – Generation Y

Слайд 8

Поколение Х (1963—1984) Их ценности формировались до 1993 года. Поколение Х воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена количества руководителей на национальном уровне, смена «коммунизма» на «перестройку», потом - на «демократию»). В годы их детства впервые широко заговорили о СПИДе и наркотиках. А еще в это время начался бум разводов. Поколение Х – это «дети с ключом на шее». Их родители (наши родители) вкалывали от звонка до звонка, они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт.

Слайд 9

Х- индивидуалисты. Главная ценность – возможность выбора. «Иксу» не обязательно все время менять работу, но постоянно реализовываться нужно. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников. Для «икса» родина — это в первую очередь малая родина, или очень малая: семья, близкий круг друзей, тот, который он сам считает своим. Они прагматичны, очень дорожат временем. Готовы учиться в течение всей жизни.

Слайд 11

Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984—2000) Их ценности формировались до 2014 года. Социологи прозвали «игреков» «поколением большого пальца» в связи с тем, что сотовый телефон для них существовал практически всегда и эти ребята умеют очень быстро писать SMS. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. Игреки наивны и склонны работать в команде. Ориентированы вовне, в общество, экстраверты. Великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие им легче общаться с единомышленником на другом краю планеты, чем с соседом. Наступила эра публичности — все вышло в телевидение и интернет. Еще один важный аспект — глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций.

Слайд 12

Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям — «иксам» и дедушкам — « бумерам ». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Если для прежних десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в его жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Он не знает другой жизни. Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивают переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Самовыражение является крайне важным.

Слайд 14

Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Они живут во времена экономического кризиса, вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов. Фактически террористической войны. И новых страшных эпидемий вроде птичьего гриппа или атипичной пневмонии.

Слайд 15

Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык? Это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте , WhatsApp и др. Хорошо когда администратором подобной группы или хотя бы ее участником является классный руководитель. С той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.

Слайд 16

Они нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны . Ценят честность и откровенность. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, Периодически разговаривает по скайпу , слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).

Слайд 17

Они иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом всё больше и больше то, в чём они не заинтересованы. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее — «путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой». Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.

Слайд 18

У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски , формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации короткими порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями. Они гиперактивны . Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чём-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности.

Слайд 19

Они склонны к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни. Они иначе занимаются творчеством: делают сайты, флеш-фильмы , электронные презентации, в онлайн - играх создают целые миры: дома, обстановку, одежду, а некоторые делают игры целиком, получая за свое творчество большие деньги.

Слайд 20

Обобщая всё сказанное о поколении Z, дадим слово американскому детскому психологу Шерри Постник-Гудвину : «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети — часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно — быть успешными . Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».

Слайд 21

Как учить современных детей? Известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс предлагает современным педагогам подсказки, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения школьников, относящихся к поколению Z : 1. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс. Его представители хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется, причем эта информация должна быть весьма подробной . 2 . Обеспечивайте обратную связь. 3. Сделайте учебный материал ярким и зримым. Поколение Z лучше всего воспринимает визуальную информацию . 4. Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия , структура текста должна соответствовать его содержанию, ключевые моменты выделены визуально. Кроме того, очень важно подведение итогов каждого этапа обучения и почти немедленная постановка задач на следующий этап.

Слайд 22

5. Руководите мудро , давая ученика продемонстрировать свои знания . 6. Помните о важности устной коммуникации . 7. Подавайте материал в оптимистичном тоне . 8. Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую вы подаете аудитории, точна. 9. Используйте время эффективно. Представители поколения Z не способны долго удерживать внимание на чем-то одном. Внимание = возраст +1 . 10. Информация, которую вы преподносите учащимся, не должна быть избыточной. Дети Z хотят получать концентрированные знания. Как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают неуместным..

Слайд 23

И ещё несколько советов, какие изменения необходимо внести в процесс обучения подростков «цифрового поколения»: Увеличьте скорость обучения! Подача информации должна происходить быстрее, времени на решение задач необходимо давать меньше; получать результаты, анализировать их и реагировать на них надо сразу же. Сделайте урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компью теры ). Учитывайте феномен детской многозадачности: используйте новые инструменты, в том числе игры и интерактивные динамические задания. Обеспечьте ежеурочное общение в группе или в паре. Ведите борьбу с клиповым мышлением : постепенно переходите от небольших текстов к текстам большего размера, используя технологию развития критического мышления и различные приёмы работы с текстом.

Слайд 24

6. Система поощрений . «Зеты» – поколение « лайков ». Современные дети готовы работать, если знают, что получат признание и вознаграждение за свои труды. При этом они хотят получить его сразу же, незамедлительно. Необходимо поощрять труд, повышать качество и скорость выполнения операций, а не гнаться за соблюдением стереотипов и условностей 7. Используйте элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть негативные тенденции развития «цифрового поколения»: технологию коллективного способа обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию мастерских, технологию проектного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, и, конечно, информационно-коммуникационные технологии. 8 . Обучайте детей критически мыслить: «тормозите» учеников, учите их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы. И вообще, поспешность и привычка к мгновенному получению результата больше всего мешают обучать сегодняшних подростков успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прорамма 3 поколения ФГОС СПО по дисциплине Информатика 2 курс

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912...

Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

Сценарий выступления агитбригады Республики "Лесной" "Мы - здоровое поколение"

Сценарий разработан для учащихся 7-10 классов с целью пропаганды здорового образа жизни в рамках проведения акции "Молодёжь за здоровый образ жизни" ....

ФГОС, особенности стандарта 2-го поколения, ФГОС для предметной области "Филология".

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?1. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора нарезультаты выявления запросов личности, семьи, общества и государствак результатам общего обр...