Обобщение педагогического опыта
материал на тему

Взаимодействие психолога с классным руководителем. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_psihologa_s_klas_ruk.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться опытом своей работы (работы психолога) совместно с классными руководителями по выявлению и развитию способностей уч-ся.

        С целью определения уровня развития познавательных способностей у детей, мы ежегодно проводим первичную диагностику познавательных процессов учащихся первых классов, разрабатываем для них ПРОГРАММЫ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, далее для выявления динамики развития познавательных процессов, проводим их контрольную диагностику в конце учебного года.

 Отслеживаем процесс адаптации первоклассников.

В 4 классе выявляем уровень готовности уч-ся к обучению в среднем звене.

В 5 классе продолжаем отслеживать процесс адаптации. Хочу подробнее остановиться на психолого- педагогическом сопровождении уч-ся 5 класса.

Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. Это сложная задача. Мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. Видим возможные проблемы и трудности, заранее предупреждаем их.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

  • Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • Определение психологических критериев мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

В своей работе я широко использую «Методику определения готовности к школе» и методику Ясюковой  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах»

“Методика определения готовности к школе” необходима в работе каждого психолога. Так как дает полное представление об уровне актуального развития ребенка, помогает выявить вероятные факторы школьной дезадаптации, такие как индивидуальные особенности ребенка (дисгармоничность и слабость интеллектуального развития, легкие нарушения функционирования мозга, повышенные тревожность и эмоциональная реактивность).

Методика Л.А. Ясюковой “Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах” является целостной системой работы с уч-ся 3–6-х классов с целью оптимизации их развития, профилактики дезадаптации и неуспеваемости в 5–9-х классах, выбора дальнейшей специализации обучения. В этом я убедилась на практике и сегодня хочу поделиться опытом работы по данному направлению.

Схема работы:

Схема работы:

Работа с родителями проводится в двух направлениях:

  • тематическая встреча с родителями по итогам диагностического исследования.
  • индивидуальные консультации по запросу родителей.

Во время групповой встречи каждому родителю предлагается бланк с результатами его ребенка(так решается этическая задача: избегание публичной огласки результатов). На доске вывешивается таблица со среднестатистическими показателями класса. После этого объясняю родителям цель и смысл каждой методики. Попутно предлагаю рекомендации тем, у кого результаты выходят за пределы статистической нормы класса. Учителя-предметники, в целом, единодушны в отзывах на результаты обследования, которое, по их мнению, помогает обеспечить индивидуальный подход к учащимся, быстрее познакомиться с его особенностями, осуществлять вместе с психологом коррекцию психического развития.

С учащимися 5класса мной проводится  курс коррекционно - развивающих занятий. Курс представляет собой 15 занятий по одному часу в неделю с целью удовлетворения познавательной потребности пятиклассников и развития когнитивных функций, конкретно - мышления, т.к. по результатам диагностики у учащихся недостаточно сформированы различные виды мышления, также на занятиях используются упражнения по формированию социальных навыков,коммуникативной культуры подростков

Занятия проходят с интересом, оживленно. Ребята спрашивают, будут ли проводиться такие занятия в6 классе (примерное тематическое планирование занятий.

Основные причины нарушений учебной деятельности в 5-х классах обычно следующие:

- слабый навык чтения, то есть единицей восприятия текста для них выступает отдельное слово или части слова (слоги). Уч-ся медленно разбирают каждое слово и с трудом понимают, что читает.

  • слабый уровень развития самостоятельности мышления (могут действовать лишь тогда, когда непосредственно перед работой получают инструкцию как делать).
  • низкая общая осведомленность (эрудиция), что свидетельствует о резкой ограниченности кругозора, узости интересов.
  • нарушение процесса внимания (скорости и точности переработки информации, отклонения в деятельности мозга – ММД).
  • повышенный уровень тревожности (таким ученикам необходима помощь либо в учебе, либо в самоорганизации).

По результатам диагностик даются рекомендации учителям, родителям, проводятся родительские собрания: “Учебные трудности пятиклассников”. Такую работу психолог может проводить по запросу классного руководителя,используя не весь пакет диагностических методик,а только часть. Например, тест Кеттелладля изучения личностных особенностей, влияющих на обучение, методику Тулуз-Пьерона для изучения внимания, тест на сформированность навыка чтения и самостоятельность мышления.

Таким образом, предлагаемая методика обеспечивает комплексное психологическое обследование, по результатам которого можно понять и прогнозировать причины неуспеваемости,выбрать наиболее эффективные методы профилактики и коррекции проблем в обучении и школьной дезадаптации в целом.

Т

ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

И ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

для уч-ся  5-х классов.

ПРИМЕРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

.

тема

цель

основные понятия

приемы

а) Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия, выработка ритуалов встречи и прощания

б) Знакомство с предметом психологии.

Формирование представлений о психологическом тренинге, обсуждение и принятие правил, знакомство с предметом психология

Что такое тренинг. Правила группы.

наука психология (что изучает, чем и с кем занимается).

«Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?».

Упр. «Снежный ком», «Свеча», «Нетрадиционное приветствие и прощание».

Заполнение анкеты: «Давайте познакомимся – это Я!»;  Методика Дембо-Рубинштейн.

Что я хочу рассказать другим о себе.

Мышление. Виды мышления.

Развитие форм и навыков личностного общения в группе;

Формировать умение говорить и думать о себе.

Дать определение мышления.

Виды мышления, их отличительные признаки.

Что означает понятие человек «подает» себя другим; психологический барьер.

Мышление.

Виды мышления.

«Я – игра» (психологическая игра Хорна)

Упр. «Футболка с надписью», упр.

«Те, кто…».

Упражнение «Нарисуй свой ум»

«Что другие могут рассказать обо мне»

Мышление: логика.

Развитие умения выражать своё отношение друг к другу.

Дать определение логики, научить прослеживать логические связи.

Обратная связь.

Логика. Логическая цепочка.

Упр. в парах: «Интервью»;

Игра «Логические цепочки». Закономерность. Закончи ряд.

«Я не такой, как все, и все мы разные»

Мышление: анализ и синтез.

Формирование понятия, что все мы очень разные и этим интересны друг другу; формирование необходимых и доступных на данном этапе развития навыков самоанализа и саморефлексии.

Дать основы аналитического и синтетического способа мышления.

Что значит особенный, неповторимый человек; индивидуальность.

Анализ, синтез

Упр. «Рисунок радости», «Комплимент»,

Рисование «Метафорический портрет»

Разрезные карты, недостающие детали.

Упр. «Увлекательное чтение».

Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Мышление: закономерность

Дать представления  о значении общения в жизни человека;

Научить различать стили поведения.

Дать понятие закономерности алгоритма.

Уверенный, неуверенный, грубый человек.

Секреты эффективного общения.

Закономерность.

Алгоритм.

Упр. «Оцени ситуацию»;

Разыгрывание ситуаций.

Упр. «Зеркало»

«Закончи ряд»

«Разгадай»

«Придумай задачу»

Обращение с просьбой.

Мышление: комбинаторика.

Формирование представления о том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях.

Дать основы комбинирования как способа мышления

Просьба, чувства (мимика, жесты, поза)

Комбинаторика

Игра «Дружелюбные требования»

Упр. «Я рад общаться с тобой»

В три хода.

Пятнашки

Как сказать «НЕТ»?

Мышление и закрепление

Формировать умение отвечать отказом на просьбу.

Закрепить мыслительные операции: анализ, синтез, комбинаторика, логические закономерности

Уважительные причины

Анализ, синтез, комбинаторика, логические закономерности

Лесенка самодиагностики.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Упр. «Продолжите предложение»

Лабиринты, вставь пропущенное число, найди лишнее слово.

Какой Я? Какие другие?

Мышление: сравнение.

Учить говорить о своих достоинствах и недостатках. Развивать умение выражать своё отношение друг к другу; умение получать обратную связь

Дать основы использования способов сравнения в мышлении.

Индивидуальность.

Сравнение.

Упр. «Грани сходства» (в парах, в тройках)

Упр. «Грани различия»

задачи на сравнение. Шифровка.

Я и мои друзья.

Мышление: признак

Формировать представления о дружбе. Помочь учащимся в саморакрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

Дать основы выделения признака в мышлении

Настоящий друг

Откровенность – что это такое?

Признак. Классификация

Упражнение «Мгновенная социометрия»,

Игра «Ищу друга»

Игры и упражнения:

«Найди такой же»,

«Найди различия»,

«Исключи лишнее»

Что делать, если ты поссорился с другом?

Мышление: осведомленность и понятливость.

Формировать навыки конструктивного поведения в конфликте; стимулировать поведенческие изменения; обучать индивидуальным приёмам межличностного общения.

Дать понятие осведомленности и понятливости, их значения для мыслительной деятельности.

Поведение, культура

Осведомленность,

понятливость.

Игра «На ошибках учатся», «Закончи предложение»,

Упражнение

«Аплодисменты по кругу»

Тест «Проверьте свою гениальность»

Способы решения конфликтов с родителями.

Мышление: смысловые ряды

Формирование представлений о причинах возникновения конфликтов между близкими людьми.

Дать основы построения смысловых рядов.

Близкий человек

Смысл.

Смысловой ряд.

Упражнения «Я должен», «Я хочу»;

Обыгрывание различных ситуаций

Смысловые ряды.

Как справиться с обидой?

Мышление: абстракции

Умение реагировать на обиду выражать свои чувства.

Показать важность умения абстрагирования в мыслительной деятельности.

Обида

Абстракция.

Абстрагирование.

Упр. «Я обижаюсь, когда…»

Игра «камушек в ботинке».Игра на сплочение «Теремок»

 Кубики, игры с палочками

Догадайся!

Мышление: гибкость

Помочь уч-ся лучше узнать друг друга

Показать значение  гибкости мышления для творческой деятельности

Интуиция

Гибкость мышления

Психологическая игра «Шестое чувство»,

Игра «Что было бы, если…»

Кто есть кто?

Мышление: лабильность

Создание психологических портретов каждого участника группы.

Дать понятие лабильности и ее значение в мыслительной деятельности.

Закрепление всех понятий курса. Выходная диагностика

Лабильность

Упр. «Упаковка чемодана», «Пожелания  друга»;

Методика Дембо-Рубинштейн (учащиеся оценивают себя и дают оценку товарищу).

Методика Козловой В.Т. «Определи свою лабильность»

Итоговое занятие

Выявление результативности курса: домашнее задание «Что я узнал о себе?» (в форме творческого отчёта)

Творческий отчёт зачитывается по желанию учащихся

Игра

«Интеллектуальный кросс по лабиринтам разума».

 Чаепитие

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...