Использование различных образовательных технологий на уроках математики
статья на тему
В статье говорится об использовании различных образовательных технологий на уроках математики и их роли в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.docx | 45.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных образовательных технологий на уроках математики
Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы кму самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать различные образовательные технологии, которые не оставят равнодушным ни одного ребенка, вовлекут детей в познавательную деятельность, заставят их мыслить, анализировать, делать самостоятельные исследования и выводы.
Применение современных информационно-коммуникативных технологий на уроках математики позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить контроль и самоконтроль над результатами обучения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Office Excel и др. С помощью этих программ создаю собственные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, альбомы и разнообразный дидактический материал к урокам.Использую мультимедийный диски « Уроки геометрии Кирилла и Мефодия», « Уроки алгебры Кирилла и Мефодия»,
«Виртуальный наставник. Математика», электронные приложения к учебникам математики и др. Владение навыками работы на персональном компьютере позволяет своевременно обновлять дидактический и демонстрационный материалы, расширять использование наглядности. А также:
- эмоционально и образно подать материал;
- рационально организовать познавательную деятельность учащихся;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса;
- развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;
- расширять образовательный и воспитательный потенциал изучения математики;
- вовлечь каждого ребенка в процесс активной познавательной деятельности, применения приобретенных знаний на практике.
Много возможностей в проведении уроков дает работа с интерактивной доской SMART board:
- обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений, являющихся базой для абстрактного мышления);
- позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;
- дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, исследование;
- дает возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся;
- позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока.
В работе с интерактивной доской использую интерактивные учебные материалы из серии «Наглядная геометрия», которые содержат:
-полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;
-интерактивные 3D- модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;
-анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;
-интерактивные таблицы величин и параметров;
-интерактивный задачник.
Использование этих учебных материалов позволяют сформировать у учащихся:
- Умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- Навыки самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами;
- Навыки самоконтроля;
- Умения сформулировать задачу и решить ее;
- Навыки работы в команде (умениям отстаивать свои идеи и считаться с идеями других).
Коллекция цифровых объектов позволяет разнообразить различные этапы уроков. В своей работе использую системы вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся по усвоению содержания новой темы, презентации, компьютерные модели.
Использование документ – камеры. Документ камера является удобным и функциональным устройством. Она расширяет методические возможности учителя, помогает сэкономить время на подготовку к урокам и повышает мотивацию учащихся к обучению. Использование этого инструмента позволяет повысить наглядность, быстро анализировать результаты работ и опытов. Документ – камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснением учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно, интересно и увлекательно.
Применяя документ – камеру Aver Vision на практике убедилась в ее неограниченных возможностях. Ее можно использовать на всех этапах урока.
- Проверка письменного домашнего задания. Работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики комментируют свое решение. Это ускоряет процесс проверки, повышает мотивацию к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.
- Актуализация знаний и получение новых знаний. Показ объектов, опытов, таблиц, схем, работа с рисунками, анализ готовых решений и др., что позволяет увидеть мелкие детали, разрабатывать мобильные схемы, наблюдать за течением демонстрационных опытов.
- Этап первичного закрепления. Решение задач по готовым чертежам, составление опорных конспектов, отчеты малых групп.
- Контроль знаний. Использование учебных пособий и дидактического материала для проведения самостоятельных работ. Анализ письменных работ через показ конкретных ошибок учащихся, с одновременным показом правильного решения. Это происходит оперативно, быстро и доходчиво с большой экономией времени.
- Инструктаж домашнего задания. Алгоритм решения, показ типовых ошибок.
Игровые технологии также использую на разных этапах урока. Но чаще всего применяю их при повторении темы, раздела. Уроки в форме различных игр вызывают особую активность учащихся. Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Учащиеся сначала получают базовые теоретические знания по математике, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по изучаемому разделу. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, на практике. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно и для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология дифференцированного обучения. Я стараюсь строить свои занятия так, чтобы на каждом уроке было интересно и сильному, и слабому учащемуся, чтобы и те и другие унесли с урока крупицу знаний, обучились определенным умениям и навыкам. На уроках использую различные способы дифференциации:
- По объему учебного материала (сильным – больше, слабым – меньше);
- По уровню трудности (сильным – задания сложнее, слабым – проще);
- По уровню творчества (сильным – самостоятельно, слабым – по образцу).
Стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя.
Здоровьесберегающие технологии. Математика является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Для предотвращения утомления провожу физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
При личностно - ориентированном обучении учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение того опыта, который осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей учащихся, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности. Для меня личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности. Моя цель состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Я помогаю ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, я продумываю не только, какой материал будет изучаться на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственной жизнедеятельности).
Современный урок нельзя представить без создания проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности учащихся.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик должен сам строить свои знания.
Принятие нового стандарта в основной школе не только влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволяет педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и оставались наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к большому успеху.
Основной из главных задач, стоящих передо мной, является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении преобразования учебного материала с целью овладения знаниями. Для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности, выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?). Всего этого можно добиться используя технологию системно-деятельностного и компетентностного подхода в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Используемые педагогические технологии создают благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач.