Использование различных образовательных технологий на уроках математики
статья на тему

Киселева Галина Александровна

 

В статье говорится об использовании различных образовательных технологий на уроках математики и их роли в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных образовательных технологий на уроках математики

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы кму самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать различные образовательные  технологии, которые не оставят равнодушным ни одного ребенка, вовлекут детей в познавательную деятельность, заставят их мыслить, анализировать, делать самостоятельные исследования и выводы.

    Применение современных информационно-коммуникативных технологий  на уроках математики позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить  усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить контроль и самоконтроль над результатами обучения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.  Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Office Excel и др.    С помощью этих программ создаю собственные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, альбомы и разнообразный дидактический материал к урокам.Использую мультимедийный диски  « Уроки геометрии Кирилла и Мефодия», « Уроки алгебры Кирилла и Мефодия»,

«Виртуальный наставник. Математика», электронные приложения к учебникам математики и др. Владение навыками работы на персональном компьютере позволяет своевременно обновлять дидактический и демонстрационный материалы, расширять использование наглядности. А также:

  • эмоционально и образно подать материал;
  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса;
  • развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;
  • расширять образовательный и воспитательный потенциал изучения математики;
  • вовлечь каждого ребенка в процесс активной познавательной деятельности, применения приобретенных знаний на практике.    

   Много возможностей в проведении уроков дает работа с интерактивной доской SMART board:

- обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений, являющихся базой для абстрактного мышления);

- позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;

- дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, исследование;

- дает возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся;

- позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока.

          В работе с интерактивной доской использую интерактивные учебные материалы из серии «Наглядная геометрия», которые содержат:

-полноэкранные иллюстрации  с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

-интерактивные 3D- модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

-анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;

-интерактивные таблицы величин и параметров;

-интерактивный задачник.

Использование этих учебных материалов позволяют сформировать у учащихся:

  1. Умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  2. Навыки самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами;
  3. Навыки самоконтроля;
  4. Умения сформулировать задачу и  решить ее;
  5. Навыки работы в команде (умениям отстаивать свои идеи и считаться с идеями других).

   Коллекция цифровых объектов позволяет разнообразить различные этапы уроков. В своей работе использую  системы вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся по усвоению содержания новой темы, презентации, компьютерные модели.

   Использование документ – камеры. Документ камера является удобным и функциональным устройством. Она расширяет методические возможности учителя, помогает сэкономить время на подготовку к урокам и повышает мотивацию учащихся к обучению. Использование этого инструмента позволяет повысить наглядность, быстро анализировать результаты работ и опытов. Документ – камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснением учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно, интересно и увлекательно.

   Применяя документ – камеру Aver Vision на практике убедилась в ее неограниченных возможностях. Ее можно использовать на всех этапах урока.

  • Проверка письменного домашнего задания. Работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики комментируют свое решение. Это ускоряет процесс проверки, повышает мотивацию к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.
  • Актуализация знаний и получение новых знаний. Показ объектов, опытов, таблиц, схем, работа с рисунками, анализ готовых решений и др., что позволяет увидеть мелкие детали, разрабатывать мобильные схемы, наблюдать за течением демонстрационных опытов.
  • Этап первичного закрепления. Решение задач по готовым чертежам, составление опорных конспектов, отчеты малых групп.
  • Контроль знаний. Использование учебных пособий и дидактического материала для проведения самостоятельных работ. Анализ письменных работ через показ конкретных ошибок учащихся, с одновременным показом правильного решения. Это происходит оперативно, быстро и доходчиво с большой экономией времени.
  • Инструктаж домашнего задания. Алгоритм решения, показ типовых ошибок.

     Игровые технологии  также использую на разных этапах урока.  Но чаще всего применяю их при повторении темы, раздела. Уроки в форме различных игр вызывают особую активность учащихся. Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда  и месяцев). Учащиеся сначала получают базовые теоретические знания по математике, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по изучаемому разделу. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, на практике. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

     Исследовательские методы в обучении  дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно и для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

     Технология дифференцированного обучения. Я стараюсь строить свои занятия так, чтобы на каждом уроке было интересно и сильному, и слабому учащемуся, чтобы и те и другие унесли с урока крупицу знаний, обучились определенным умениям и навыкам.  На уроках использую различные способы дифференциации:

  • По объему учебного материала  (сильным – больше, слабым – меньше);
  • По уровню трудности (сильным – задания сложнее, слабым – проще);
  • По уровню творчества (сильным – самостоятельно, слабым – по образцу).

             Стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя.

     Здоровьесберегающие технологии. Математика является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Для предотвращения утомления провожу физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

     При  личностно - ориентированном обучении учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение  того опыта, который  осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. 

    Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей учащихся, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.  Для меня личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.  Моя цель  состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Я помогаю ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, я продумываю не только, какой материал  будет изучаться на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственной жизнедеятельности). 
    Современный урок нельзя представить
без создания проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности учащихся. 

   Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

    Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик должен сам строить свои знания.

   Принятие нового стандарта в основной школе  не только влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволяет педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). 

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

   Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока  так и оставались наблюдателями. А вот работая  в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к  большому успеху. 

   Основной из главных задач, стоящих передо мной,   является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении  преобразования учебного материала с целью овладения знаниями. Для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности, выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?). Всего этого можно добиться используя технологию  системно-деятельностного и компетентностного  подхода в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
   Используемые  педагогические технологии создают благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Создание условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключ...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования

Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

В данном материале содержится опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках математики...