Применение ЭОР и Интернет-ресурсов в образовательной деятельности
статья на тему

Богданова Татьяна Александровна

педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx881.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЭОР И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на использование ЭОР и Интернет-технологий в образовательной деятельности для повышения качества знаний.

Задачи:

  • повысить уровень ИКТ-компетентности педагогов;
  • познакомить с опытом работы школы по использованию ЭОР и Интернет-ресурсов;
  • выявить положительное влияние ЭОР и Интернет-ресурсов на обучение.

Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования и науки как одно из стратегических направлений развития образования.

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления в практической деятельности ребенка.

Д.А.Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, электронные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне приходит изображение на экране. ЭОР не заменят учителя и учебники, но в тоже время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся.

Электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. 

Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы выделить их из общей массы ЭОР, их часто именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).  

Таким образом, ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.

Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

 ЭОР и Интернет-ресурсы вовлекают учащихся в образовательный процесс.

ЭОР – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Таким образом, для использования ЭОР необходимы ИКТ.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

  • офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access;
  • сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
  • телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
  • специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, управление учебным заведением.

Если вы уверенно владеете цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью – вы обладаете  ИКТ-компетентностью.

Для использования современных методов и форм обучения педагоги  школы повышают ИКТ-компетентность как через  самообразование, так и курсы повышения квалификации. На сегодняшний день 42% педагогов прошли курсы по ИКТ по следующим темам:

Методика применения интернет-технологий в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС ООО. (11 )

Информационные технологии в работе педагога (5)

Методика создания электронного портфолио (3)

Методика применения мультимедиа технологий в работе педагога(3)

Интерактивная физкультминутка как здоровосберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС(2)

ИКТ как инструмент формирования УУД младщих школьников(1)

 Компьютерные технологии в музыкальном образовании(1)

Основы создания учебных сайтов(1)

Создаём вебфолио (сетевое электронное портфолио) педагога(1)

Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике(1)

Самостоятельный физический эксперимент в современном типовом и цифровом кабинетах физики при реализации ФГОС(1)

Комментарий по изменениям при аттестации, связанные с максимальным получением количества баллов за освоение курсов повышения квалификации в полном объёме.

Среди педагогов школы программу по виртуальной стажировки апробировали Решетова О.В. и Меньшикова Н.Н.

И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для успешного использования ЭОР и Интернет-ресурсов, кроме ИКТ-компетентности педагогов, необходимо создать условия.

Материально-техническая база нашей школы состоит из компьютеров, используемых как в управлении образовательным процессом, так и в учебном процессе. В каждом кабинете имеются проекторы, принтеры, интерактивные доски.     Доступ к Интернету имеют все  учителя в каждом кабинете.    

Интерактивные доски - 36 шт.

 Проекторы – 46 шт.

Компьютеры – 161 шт.

в учебных целях – 143 шт.

в административных – 18 шт.

Системные блоки – 89 шт.

Ноутбуки-20 шт.

Нетбуки  - 52 шт.

МФУ – 42 шт.

Интернет – 85 точек (скорость увеличилась с 2 Мбит/с до 50Мбит/с)

Система контентной фильтрации (средствами провайдера)

Антивирусы – 85 шт.(ежегодно)

В школе оборудованы:

  • учительская;
  • 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, что позволяет проводить онлайн-тестирования,

онлайн-олимпиады (все большей популярностью пользуются разнообразные дистанционные олимпиады и конкурсы; в некоторых можно принимать участие всем  классом. (Решетова О.В.))

  • библиотека.

Школа перешла на электронный документооборот:

  • электронная почта;
  • база сотрудников;
  • база участников ОГЭ и ЕГЭ;
  • база курсов;
  • электронный мониторинг;
  • электронный каталог учебников;
  • сайт РЦОИ
  • система СТАТГРАД
  • программа по печати аттестатов;
  • электронный журнал;
  • система контроля качества знаний ИСКО;

Более подробно остановимся на последних двух.

В рамках реализации мероприятий государственных программ Московской области «Образование Подмосковья» и «Эффективная власть» на 2014-2018 годы  МОУ Раменская СОШ №8 в 2015-2016 учебном году работала в единой информационной системе учёта и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Московской области (ИСУОД) «Школьный портал».

Вышеприведенные условия позволили  внедрить и наладить работу электронного журнала и дневника в образовательный процесс,      который автоматизирует процесс контроля за успеваемостью, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.

На сегодняшний день в системе «Школьный портал» активированы:

100% педагогов

 80% учащихся

 70% родителей

ДНЕВНИК УЧЕНИКА

Система Школьный портал позволяет вести аналитическую деятельность как по школе, так и по классу. Остановимся на некоторых формах отчётов в данной системе:

  • успеваемость ученика (нет необходимости выписывать текущие отметки за 2 недели до конца четверти и вклеивать их в дневник);
  • успеваемость класса (классному руководителю в течении четверти позволяет отследить предварительную успеваемость по каждому ученику и своевременно принять меры);
  • посещаемость по школе (можно задать любой временной промежуток) (при своевременном внесении данных педагогами школы, отпадёт  необходимость проведения ежедневного мониторинг посещаемости);
  • посещаемость класса (система автоматически считает количество пропущенных уроков, дней (в т.ч. по болезни, если указана буква «б»);
  • качество знаний по школе (рейтинг);
  • качество знаний по классу;
  • средний балл по предмету(по школе);
  • средний балл по педагогу;
  • средний балл ученика

Таким образом, система «Школьный портал»

  • позволяет удобно и автоматизировано
    контролировать успеваемость обучающихся, количество и полноту выставляемых оценок, посещаемость;
  • предоставляет различные формы отчётов;
  • даёт возможность организовать прямую связь между участниками образовательного процесса;
  • домашнее задание напрямую попадают из электронного журнала в дневник ученика; 

  • предоставляет возможность снабжать домашнее задание дополнительными материалами (презентация, аудио и видео);

  • если ученик отсутствует в школе, он своевременно узнаёт темы пропущенных уроков и домашние задания;

  • ученик может проанализировать свою успешность за какой-либо период по всем предметам;

  • ученику и родителям известна примерная итоговая оценка по предмету;

  • для классного руководителя есть возможность разместить объявление для родителей и детей;

  • этот дневник нельзя забыть дома или потерять.

По последнему отчёту, предоставленному Министерством образования, наша школа имеет следующие показатели. На сегодняшний день ни одна школа в Раменском муниципальном районе не выполняет полностью все показатели. В связи с этим председатель Комитета по образованию создала комиссию по решению данного вопроса, которая обязала руководителей образовательных организаций в ближайший срок повысить показатели до прописанных в критериях.

Критерий

По плану

Фактически

Степень наполненности расписания

100%

100%

Ведение планирования

(тема, д/з, кроме в те дни, когда к/р или 1-е классы)

95-100%

77%

Ведение журнала

(хотя бы 1 отметка, «н», комментарий иначе отметка о проведении урока)

90-100%

48%

ОО, в которых активировано не менее 60% аккаунтов

не менее 60%

не менее 60%

ОО, в которых произведено не менее 25% уникальных входов в Систему в неделю

не менее 25%

не менее 25%

Своевременное ведение журнала (в день проведения урока)

не менее 35%

51%

Доля родителей в ОО

не менее 85%

97%

В качестве решения по вопросу своевременного заполнения поурочного планирования могу предложить заранее  заготовить файлы в формате ехеl по каждой параллели на 2 четверть и единовременно импортировать их, как только будет опубликовано расписание. Минусы при больничных, заменах, карантине. Необходима будет корректировка.

К сожалению, данные по вновь прибывшим учащимся не все классные руководители подают вовремя. Учителя-предметники сообщают, но внести учащихся в списки могу только после письменного заявления-согласия от родителей. А также мне необходимы фамилии учителей, преподающих английский язык и информатику.

Министерство образования в ближайшие сроки потребовало внести данные одного из документов, удостоверяющего личность, на весь контингент школьного портала. На всех учащихся школы - это свидетельство о рождении, сотрудников и родителей    - СНИЛСЫ. Родители первоклассников были интегрированы из портала зачисления уже с паспортными данными.

В 2015-16 учебном году школа начала работать в единой информационной системе
мониторинга качества образования
в общеобразовательных организациях
Московской области
(СПО ИСКО).

 Назначение СПО ИСКО

Перспективы и ожидаемые результаты

На сегодняшний день в системе работают педагоги начальной школы и учителя-предметники русского языка и математики. Они вносят данные входящих, промежуточных и итоговых работ. На начало учебного года было запланировано 72 входящих работы и все внесены в срок. Учителям-предметникам нет необходимости распечатывать отчёт в полном объёме для сдачи  заместителям директора по УВР. Достаточно распечатать две страницы с результатами по классу и каждому ученику. А также приложить анализ ошибок с указанием причин и планом работы по их устранению.

Отчёт по степени освоения и графики можно использовать при анализе работы на уроке,  планировании этапа повторения на уроке, а также родительских собраниях.

Система позволяет также сформировать следующие виды отчётов:

качество по педагогу;

качество по предмету;

качество по параллели;

а также качество по классу и   качество по ученику.

Это единая система в МО. В связи с этим возникает проблема с вновь прибывшими учащимися из школ г. Москвы и МО. Зачисление учащихся в СПО ИСКО происходит только после отчисления в другой ОО.

Руководители  ШМО и учителя-предметники могут принять решение об использовании данной системы в своей работе и предоставить график проводимых работ.

С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы, ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

Выпускник начальной школы должен:

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• вводить текст с помощью клавиатуры;

• фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

В связи с этим в 2011-12 учебном году в рамках ФГОС в начальную школу для четырёх 1-х классов поступили комплекты с оборудованием, в состав которых входили:

  • интерактивные доски;
  • проекторы;
  • ноутбуки;
  • нетбуки;
  • МФУ;
  • системы цифровых технологий;
  • системы контроля и качества знаний.
  • документ-камеры;
  • цифровые микроскопы;

Нетбуки удобно использовать на уроках технологии, окружающего мира, литературы. К учебникам по ФГОС прилагаются электронные версии на дисках, на которых есть различные задания, тесты, срезы знаний. Удобно работать в парах, группах. Проблем по обучению детей в применении техники нет.

Более подробно по применению ЭОР  в начальной школе выступит Ильина Светлана Валентиновна.

В 2015-16 учебном году ФГОСЫ пришли в среднюю школу.

И сейчас со своим опытом работы нас познакомит учитель математики Маматказина Гульнара Фаритовна.

Надо отметить, что большинство педагогов школы применяют  ЭОР и Интернет-ресурсы на уроках, внеклассной работе, внеурочной деятельности.

Например,

(1) Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Интерактивное пособие позволяет существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ:

  • возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения;
  • возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты;
  • возможность рисовать на карте и наносить на неё подписи.

(2) Электронное приложение к учебнику является составной часть УМК и значительно расширяет содержание учебника за счёт дополнительных иллюстраций, мультимедиаресурсов, тренировочных упражнений. Электронное приложение содержит более 1500 ресурсов, объединённых в рубрики:

  • анимации;
  • атлас;
  • биографии;
  • видео;
  • практикум;
  • рисунки;
  • словарь;
  • таблицы;
  • тренажёр;
  • фотоизображения;
  • хрестоматии;
  • экзаменатор;
  • это интересно.

Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

В своей педагогической деятельности педагоги школы применяют видеоуроки, что позволяет(комментарий)

Во внеурочной деятельности применяют электронные рабочие тетради,  

В сети Интернет существует большой выбор ЭОР, но главными хранилищами являются:

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который обеспечивает доступ к центральному хранилищу ЭОР системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет для них единую современную технологическую платформу: http://fcior.edu.ru/.

В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные модули открытых мультимедиасистем по многим учебным предметам школьной программы (биологии, географии, естествознанию, изобразительному искусству, иностранному (английскому) языку, истории, математике, курсу мировой художественной культуры, музыке, русскому языку, физике, химии).

         Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/about/), которая представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов.

Сегодня одним из перспективных направлений развития Интернет-технологий является дистанционное обучение. Оно позволяет охватить:

  • часто болеющих детей;
  • детей, находящихся на надомном обучении;
  • одарённых учащихся, интересующихся предметом.

И сейчас учитель русского языка и литературы Харитонова Ольга Анатольевна более подробно остановится по данному вопросу.

В связи с бурным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

На сайте нашей школы можно найти:

  1. Документы (устав, лицензия, аккредитация, образовательная программа, коллективный договор, публичный отчёт, годовой календарный график), расписание звонков, результаты олимпиад и конкурсов и др.
  2. Информацию о сотрудниках (категория, стаж, курсы, награды).
  3. Информацию по организации учебного процесса:
  • классы (наполняемость, учебный план, учебники, рабочие программы);
  • доп. образование;
  • ГПД;
  • платные услуги и др.
  1. Новости школы, фото с мероприятий.
  2. Раздел подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
  3. Полезные ссылки: на сайт Министерства образования,

на федеральные  и региональные образовательные порталы

  1. Вопросы руководителю, а также заместителям и специалистам.

         С 2016 года персональные страницы педагогов с сайта убрали. Можно открывать персональные сайты (класса, ГПД, музея, кружка). Для открытия сайта достаточно подать заявку, в которой необходимо указать адрес электронной почты, доменное имя сайта, тип сайта (сайт класса, сайт специалиста, сайт ГПД, блог) и  в течении 4-х рабочих дней заявка рассматривается. Затем я распределяю права доступа. На сегодняшний день 11 педагогов школы открыли свои сайты. Три заявки отправлены на рассмотрение.

Более подробно по созданию сайта педагога  выступит Оганисян Назели Давидовна.

Слайд с другими платформами.

Таким образом, применение ЭОР и Интернет-ресурсов помогает:

1.  Сделать образование современным;

2.  Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

3.  Подать материал эмоционально и образно;

4.  Увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

 Но при этом использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью времени. Не стоит использовать его там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

 Решение:

  1. Признать целесообразность применения ЭОР и Интернет-ресурсов в образовательном процессе.

  1.  ШМО активизировать работу по совершенствованию форм и методов работы с ЭОР и Интернет-ресурсами.

  1. Повышать квалификацию педагогов по ИКТ-компетентности.

  1. Создать банк данных ЭОР и Интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы, используемые в педагогической деятельности

Сайты для педагогической деятельности учителя начальных классов и учителя -предметника...

Интернет - ресурсы, используемые в педагогической деятельности

Интернет - ресурсы, используемые в педагогической деятельности...

Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.

Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Применение ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка

Применение ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка....

Создание Персонального Интернет-ресурса (ПИР) на образовательной площадке Мультиурока

Ссылка на мой персональный сайт Мультиурока: https://multiurok.ru/lelya57/...