Система внеклассной реабилитационной работы с детьми с ОВЗ
статья на тему
Опыт работы показал, что основной и главной задачей коррекционно - реабилитационного обучения детей с выраженной патологией нервной системы является: максимальная реабилитация личности, выявление и дифференцирование эмоций в соответствии с потенциалом личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vneklassnoy_reabilitatsionnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система внеклассной реабилитационной работы
в социально-коррекционном образовании детей
с ограниченными возможностями здоровья
из опыта работы учителя
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Павлова Т.О.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования и воспитания является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В специальной коррекционной школе я работаю уже более 40 лет и опыт работы показал, что основной и главной задачей коррекционно - реабилитационного обучения детей с выраженной патологией нервной системы является: максимальная реабилитация личности, выявление и дифференцирование эмоций в соответствии с потенциалом личности.
Наиболее благоприятным и продуктивным дидактическим материалом коррекционно - воспитательного звучания являются внеклассные мероприятия по различным сценариям, творческие композиции тематического плана, драматизации жизненных ситуаций и комбинированные праздники, включающие богатый материал для проверки осознанности, прочности и самостоятельности социального багажа и уровня взросления каждой личности. В нашей школе стало традицией проводить подобные мероприятия, конкурсы и праздники к красным датам календаря и в рамках различных проектов, проводимых Окружным управлением образования.
Наиболее типичными чертами детей с выраженной патологией ЦНС является инфантильность, «стертость эмоций», пассивность настроения и «сглаженность» интереса к окружающему миру.
Решая главную задачу выявления, организации, упорядочения эмоций, учитель, готовящий праздник, старается подобрать не только содержательный и интересный материал, но и преподнести его каждому ребенку в эмоциональной и доступной форме. Включая ребенка в интересную и понятную среду праздника, в его длительную предварительную подготовку, педагог «снимает» барьер отчуждения, сглаживает психологическую изоляцию, а главное, дает ребенку шанс раскрыться в личностном плане, познать собственные способности и возможности. Важно не само участие в сценарии, композиции, драматизации и т.п., а гарантия права каждого ребенка самореализовать свой природный потенциал (нравственный, психологический, организационный, социальный).
Огромная практика работы в коррекционной школе показала, что только реабилитировав личность, можно приступать к системному коррекционно - образовательному обучению. Ребенок, не познавший себя, не ощутивший себя частью коллектива и его добрых дел, никогда не сможет сознательно воспринимать учебный материал, запоминать его, и тем более, самостоятельно, применять полученный багаж в практике жизни.
Взросление, фундамент личного опыта, чувство собственного достоинства, самоуважения и лидерство формируется обязательно на положительном эмоциональном фоне, с завышенным авансом доверия к каждому ребенку, при этом есть только один принцип:
- ты умеешь:
- ты можешь;
- ты хочешь;
- ты способен;
- ты талантлив;
- ты неповторим.
Очень трудно организовать детский коллектив в начальном звене до тех пор, пока не появятся первые ростки чувства коллектива, чувства собственного «я», пока нет потребности, влиться в предполагаемый коллектив. Наиболее сложные категории детей по характерной симптоматике нарушений являются:
- дети с ранним детским аутизмом;
- дети с ранним эпи синдромом;
- дети гипер активного плана с синдромом психомоторной расторможенности;
- дети с гидроцефалией гипертонического типа.
Все, условно обозначенные группы детей, при щадящем подходе и параллельной медицинской коррекцией, осторожно, медленно, но достаточно сознательно, включаются в работу и жизнь класса, школы, школьных мероприятий„
Многие годы складывалась и ограничительная практика неприятия своеобразия детей в их настроении и поведении. Именно по этим показателям многие дети лишались возможности участия в самом ярком, впечатляющем, запоминающемся событии жизни празднике. Праздник для детей с грубой патологией является гарантией радости, перспективой динамики, становления в соответствии с объективным багажом здоровья и долей участия профессионального педагога в коррекционно - реабилитационной деятельности учреждения VIII вида.
Самый большой и ощутимый результат системы работы учителя, его профессионализма, является доверие детей, их радость, желание жить и познавать, активно включаться в процесс игры, обучения, труда и творчества. На фоне упорядочения эмоций значительно совершенствуется речевой импульс, наблюдается расширение речевого контакта, углубление ситуаций действий, ситуаций и речи в практических моделях общения.
Богатым материалом для коррекции речи, в частности фонетики и голосовых характеристик, является музыкальный материал сценариев, простые ритмы с доступным текстом.
Многолетняя работа в классе для детей со сложной структурой дефекта показала, что фонетический материал прочнее усваивается на фоне мелодий интересных, знакомых и традиционно используемых в детских репертуарах. Материал, усвоенный на пике эмоций, оказывается самым убедительным и прочным, так как интерес детей определяется самими же детьми. Важно видеть в ребенке не патологию, а большое стремление познавать и чувствовать наравне с другими без ограничения участия в любом виде деятельности.
В нашей школе 90% состава учащихся страдают системным недоразвитием речи по различным типам органических нарушений. Участие в коллективных мероприятиях содержащих речевую среду, речевой контакт, хоровое проговаривание, диалог, хоровое пение, движение под музыку, сочетание речи, пения, ритмического движения, гарантирует ребенку объективный стимул преодоления речевой изоляции и безболезненное вхождение во множественные компоненты речи.
Традиционно, дети с яркой симптоматикой органического уровня, являются в общем празднике зрителями, пассивно созерцающими ход происходящего. Но гуманность и аналитический подход педагога постепенно «снимают запретные барьеры», и учащиеся, ранее считавшиеся сложными и неподатливыми в работе, начинают удивлять заметной динамикой в общем развитии, и в речи в частности.
За 35 лет работы в коррекционно - реабилитационном ритме, удалось приобщить четыре выпуска учащихся к общению с творчеством (детей обучает один учитель с 1-го по 8-ой класс), включить их в мир поэзии, музыки, изобразительной деятельности, народного творчества (комбинированные ремесла). Ни один педагог не станет отрицать силу эмоций и диапазон интересов ученика, подтвержденные личным участием в серии праздников в течение 8 лет, когда можно проследить динамику развития с 1 по 8 класс.
Ранее названные мероприятия проводились только в рамках школы и в параллельных классах. В последние годы получили развитие многие творческие направления в системе образования коррекционного уровня.
Только при систематической работе художественного направления, школа может подготовить и достойно представить творческие коллективы детей - инвалидов на отборочные и финальные туры фестивалей, конкурсов с последующим творческим итогом и объективным награждением учащихся нашей школы дипломами на равных основаниях с детьми из школ VIII вида.
Система творческих понятий и организация навыков самовыражения складывается годами, закрепляется длительно и объективно. Педагог, владеющий знанием особенностей детей, уважающий семью ребенка и хранящий даже минимальный багаж личности, терпеливо, тактично, вдумчиво, осторожно, ищет правильную форму творческой коррекции учащихся. Самой большой удачей учителя и воспитателя является самостоятельное желание ребенка принимать участие в общем деле и обязательно быть первым, лучшим, замеченным, услышанным и неповторимым в общем хоре, хороводе, инсценировке, финале и серии других мероприятий.
Ценность «творческого роста» наиболее заметна бывает семье, отчаявшейся, потерявшей надежду даже на минимальное развитие. Учитель , несущий в себе многогранность функций, воплощающий диапазон коррекционных целей, живет надеждой на обязательное взросление ребенка и непременное «прозрение» чувств, так как ни одна программа не сможет окрасить чувства бедные при органическом поражении, что обусловлено инфантильностью нервных процессов, протекающих в пораженных клетках коры головного мозга.
Вселяя уверенность в ребенка равноценностью участия в радостном, грустном, тревожном и волнующем, мы даем ребенку шанс:
- смотреть и видеть;
- слушать и слышать;
- наблюдать и замечать;
- сравнивать и обобщать;
- систематизировать и запоминать;
- радоваться и радовать других.
Нельзя запретить ребенку, по любым показателям, участвовать в празднике, т.к. это равносильно лишению ребенка детства, радости жизни.
Система внеклассной коррекционной работы - это не шаблон, это стиль жизни, образ социального общения, фундамент связей ребенка с окружающим миром. Если ребенок познал себя, прислушался к своим чувствам, сравнил чувства окружающих со своими представлениями, он критичнее воспринимает себя на фоне, этических норм и требований социального плана в адекватной среде, невольно перенося сформированный багаж в сходные ситуации с акцентом на дозволенное, желаемое, общепринятое. Если ребенок испытывает значительные трудности в общении и сохраняет длительно барьер отчуждения, значит педагог не нашел наиболее приемлемую форму по отношению к данной личности.
Не было случая в практике подготовки и проведения праздников, чтобы ребенок категорически отказывался от участия в общем действии.
Такая работа творческого плана организует и семью, уточняет объективную позицию по отношению к патологии ребёнка, помогает родителям увидеть ребенка со стороны и обязательно найти в нем добрые, потенциальные качества. Эмоциональное восприятие собственного ребенка часто может состояться только на нейтральной почве, в нетрадиционных условиях, отличных от климата семьи. Семью необходимо «растить», так же как и детей, проходя с ней все предполагаемые этапы, привлекая родителей к подготовке праздников, в организации их оснащения и оборудования, в пошиве костюмов, даже в участии в сценариях, с определенным распределением ролей (ведущие, чтение за кадром, пение, аккомпанемент и т.п.).
Семья и ребенок, испытывающие барьер страха, представляют собой единое целое, и часто причина изоляции ребенка кроется в самой семье, в образе ее жизни, в круге интересов и возможностей. Отсюда реабилитация ребенка может начинаться только с реабилитации семьи, снятии психологических ограничений и социальных барьеров, которые обусловлены потерей веры в развитие ребенка, в успех коррекционных мероприятий.
Роль педагога значительно расширяется в связи с тем, что
без доброго, доверительного климата семьи, невозможно раскрепостить личность ребенка с двойными ограничениями:
- Патологическая скованность, инфантилизм, неуверенность в себе;
- Вторичная изоляция социального плана при отторжении обществом ребенка с нетрадиционным развитием.
Сложно определить степень влияния и объем реабилитации при воздействии внеклассной коррекционной работы на семью в целом и на ребенка в индивидуальном плане. Все зависит от позиции семьи и базы ученика, приобретенной в условиях семьи, при многократном влиянии окружения, с социальной совокупностью условий.
Можно утверждать, что «неподатливых» детей нет, нет детей с полным отсутствием интереса к красивому, звучащему, убеждающему, интригующему. Важно увидеть в ребенке природную склонность, способность, слабый интерес, а главное - вовремя помочь неуверенному и сомневающемуся найти себя в интересном и достойном занятии, в котором можно сравнить привычки и потребности каждой личности, в соответствии с общепринятыми нормами контакта и общения.
Список литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество Росси,2005.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005 - 92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...
Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Проблема сохранения и развития здоровья в...
Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Проблема сохранения и развития здоровья в...
Планирование реабилитационно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 10-12 лет
ЦЕЛИ:-Создание условий для формирования нравственных черт личности воспитанников в социуме.-Создание условий для развития коммуникативных способностей детей в группе-семье «Жемчужинки».-Создание услов...
Система лечебно-педагогической работы с детьми НОДА
Коррекционная работа с детьми с ДЦП должна носить лечебно-педагогическую направленность, которая состоит: в ранней стимуляции речевого, двигательного и сенсорного развития; в ...
Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в системе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста".
Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в рабтоте учителя-логопеда с детьми с детьми дошкольного возраста"....