Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
статья по теме

Беллаш Елена Владимировна

 

 

   Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого,  а особенно детского организма. 

  Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Беллаш

Учитель русского языка

и литературы

МАОУ СОШ №17

                                                                                       город Липецк

Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности

   Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого,  а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.    Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

  Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

  Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Актуальнейшей проблемой детского и юношеского возраста являются заболевания опорно-двигательного аппарата, самые распространённые из которых – нарушение осанки и плоскостопие.

   Врачи предупреждают: если вовремя не обратить внимание на плоскостопие, у ребенка возникает искривление позвоночника, сколиоз или кифоз, деформируются внутренние органы и, как следствие, в более старшем возрасте начинаются проблемы с суставами. В школьном возрасте эти проблемы поправимы.

   Задачу по оздоровлению учащихся успешно решает наша школа, основное направление работы которой – создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. На протяжении нескольких лет в нашей школе  на первой ступени образования действуют специальные (коррекционные) классы  6 вида, в которых обучаются дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию. За  последние два года такие классы открылись и на второй ступени обучения. Несмотря на то,что на протяжении нескольких лет при проведении углубленного медицинского осмотра специалистами детской поликлиники № 5отмечается стабильное снижение показателей детей с нарушениями осанки и развитием плоскостопия, имеется потребность в открытии таких классов.  Администрацией школы было проведено анкетирование среди родителей, чьи дети обучаются в специальных ( коррекционных ) классах 6 вида. Все родители без исключения отметили, что больше всего их устраивает наполняемость классов (10-12 человек), индивидуальный подход к каждому ребенку, проведение дополнительных оздоровительных мероприятий. Образовательный процесс в таких классах осуществляется с учетом повышенной утомляемости учащихся. В классах создана специальная среда в соответствии с технологией Базарного: уроки проводятся с обязательными физкультминутками, с возможностью работать как сидя, так и стоя. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому наши дети имеют возможность не только выполнять задание за партой, но и пользоваться аудиторскими столами и тумбами, а их использование:

  • снимает утомляемость, изменяя позу деятельности на 8 – 9 мин;
  • профилактика сколиоза и плоскостопия;
  • изменяется освещенность;
  • формируется вертикальное положение тела и обеспечивается произвольность моторики.

 Все профилактические меры направлены на повышение иммунитета детей и, как следствие, на снижение заболеваемости. Это одна из главных задач- предвидеть проблему и не допустить ее. Одним из важнейших условий рациональной организации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Двух - трех уроков физкультуры в неделю, конечно же, недостаточно. Организованная двигательная деятельность детей должна регулироваться с учетом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребенка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенства.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебной деятельности, день в школе начинается с утренней зарядки. Упражнения в комплексе утренней гимнастики разнообразны и систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся.

Для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность, первый урок, как правило, начинается с валеологического настроя.

Релаксационные упражнения можно применять на уроках, а при необходимости и на переменах, так называемые “минутки покоя”.

С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления.

По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости. 

Есть физкультминутки общего воздействия, т. е. те, которые включают в себя упражнения для мозгового кровообращения и упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для снятия утомления с туловища и ног. При выполнении физкультминуток мы не добиваемся от детей симметричности, у каждого ребенка свой темп, главное, чтобы он это делал с удовольствием.

Также проводятся различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная); подвижные перемены.

В работе мы также используем адаптированные «массажные» коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь организм в целом.

  Детям, имеющим искривление позвоночника, мы предлагаем мешочки с грузом.  

  Для реализации воспитательного плана второй половины  дня  заключены договоры с МУЗ « Детской городской поликлиникой №5» и плавательным бассейном на базе МБОУ СОШ №42 , т. к. плавание является мощным закаливающим и укрепляющим средством. В школе создана программа «Радуга здоровья», направленная  на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Программа  предусматривает разные формы организации занятий:  интеграцию в базовые образовательные дисциплины; проведение часов здоровья; факультативные занятия; Дни здоровья, спартакиады, разноуровневые соревнования,  тематические классные часы и родительские собрания по пропаганде ЗОЖ, встречи со специалистами.

  Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.

Сохранение здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации является наиболее актуальным для системы образования, поскольку от уровня состояния здоровья во многом 'зависит и качество обучения. Впервые вопрос охраны здоровья поднял на государственный уровень выдающийся ученый М. Б. Ломоносов. В 1761 г. он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства».

Проблема сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях приобретает в настоящее время особую значимость, становится приоритетным направлением в государственной политике России.

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня использование на своих уроках каждым педагогом  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников? С целью предупреждения утомления и усталости  учащихся  применяются  дидактические игры,  включаются  в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, который благоприятно воздействует  на эмоциональную сферу школьников.  Школьники включаются в групповую и парную работу, используется  эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7.  Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу.   Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся.  С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Учителю нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими.  Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа. Важно обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;  освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.        Использование на уроках здоровьесберегающих им здоровьеформирующих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Список использованной литературы

  1. Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко – М.: 1998 - 253 стр.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
  3. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого,  а особенно детского организма.   Проблема сохранения и развития здоровья в...

Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Национальная   образовательная  инициатива   «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны, предусматривает ...

«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

laquo;Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»....