Доклад "Особенности работы учителя -дефектолога с детьми имеющими особые образовательные потребности"
методическая разработка по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Предварительный просмотр:

   

Особенности  работы  учителя-дефектолога  с  детьми  имеющими  особые  образовательные  потребности

Доклад учителя-дефектолога  Кузнецовой  А.В.

Характеристика  высших  психических  функций.

Особенности  восприятия.

При  умственном  недоразвитии  дефектной  оказывается  уже  первая  ступень  познания  -  восприятие .Восприятие – это  процесс  отражения  в  сознании  человека предметов   или  явлений   в  целом,  при  их  непосредственном  воздействии  на  органы  чувств.  Эта  функция  у детей  данной  категории  отличается  рядом  особенностей. Наблюдается  замедленность  восприятия,  дети  с  трудом  выделяют  главное,  не  понимают  внутренние  связи  предметами,  персонажами.  Поэтому  оно  отличается  меньшей  дифференцированностью,  эти  особенности    при  обучении проявляются  в   замедленном  темпе  узнавания,  учащиеся  часто  путают  графически  сходные  буквы,  цифры,  предметы,  сходные  по  звучанию  звуки,  слова. Тонкость  зрительного  анализатора  приводит  к  трудности  восприятия  предметов  мало  различающихся  по  цвету,  величине, форме  особенно  если    эти  различия  не  ярко  выражены. Отмечается  узость  объёма  восприятия,  нарушено  периферийное  зрение,  ученик  видит  только  то,  что  находится  непосредственно  в  поле  его  зрения  не  воспринимая  другие  предметы.  Для  умственно  отсталых  школьников  характерны  трудности  в  восприятии  пространства,  они  плохо  представляют  временную  длительность,    недостаточно  локализуют  события  во  времени,  им  совершенно  недоступно  историческое  время.

Особенности  мышления

Мышление  является  главным  инструментом  познания. Это  социально  обусловленный,  непосредственно  связанный  с  речью,  психический  процесс  опосредованного и  обобщённого  отражения  действительности. Мышление  протекает    в  форме  таких  операций  как   анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация.  Анализ  учащиеся  данной  категории проводят  бессистемно,  пропускают  ряд  свойств,  вычленяя  лишь  наиболее  заметные  части. В  результате  такого  анализа    дети  затрудняются  определить  связи  между  частями  предметов, устанавливают  обычно  лишь  такие зрительные  свойства  объектов  как  величину  и  цвет.  Из-за  несовершенства  анализ  затруднён  и  синтез  предметов. Выделяя  в  предметах  отдельные  их  части, они  не  устанавливают  связи  между  ними,  поэтому затрудняются  составить  представления  о  предмете  в  целом.  Не  умея  выделить  главное  в  предметах  и  явлениях,  учащиеся  проводят  сравнение  по  несуществующим  признакам,  а  часто  по  несопоставимым. Затрудняются  устанавливать  различия  в  сходных  предметах  и  общее  в  отличающихся.  Особенно  сложно  для  них  установление  сходства.  Для  операции  сравнения  этой  категории  детей  характерно  «соскальзывание», проявляющееся  в  том,  что  сопоставив  предметы  по  двум,  трём  соотносимым  признакам,  ученик  сбивается  на  более  лёгкую  задачу перечисления  признаков  присущих  лишь  одному  из  сравниваемых  объектов,  заменяя сравнение  описанием  предмета.  Часто  вместо  сравнивания   просто  начинает  рассказывать  о  предмете  то, что  знает. Процесс  обобщения  у умственно  отсталых  учащихся  младшего  школьного  возраста  характеризуется  хаотичностью   и  нецеленаправленностью.  Большую  сложность представляет понимание  причинно-следственных  зависимостей.  Отличительной  чертой  является  также некритичность, невозможность  самостоятельно  оценить  свою  работу,  дети  начинают  выполнять  работу не  дослушав  до  конца  инструкцию,  не  поняв  цели  задания,  без  внутреннего  плана  действий  при   отсутствии  самоконтроля.

Особенности  памяти

Основные  процессы  памяти -  запоминание, сохранение,  воспроизведение. У  детей  с  особыми  образовательными  потребностями  эти  процессы  имеют специфические  особенности,  так  как  формируются  в  условиях  аномального  развития. У детей  позже  чем  у  других  сверстников  формируется  произвольное  запоминание. Необходимым  условием  преднамеренного  запоминания  является  осмысление  материала,  установление  существенных  и   опосредованных  связей  между  отдельными  приёмами  запоминания. Память  характеризуется  сужением   объёма  запоминаемого  материала,  замеленным  темпом  запоминания,  недостаточной  осмысленностью  и  последовательностью. Воспроизведение  неточно, непоследовательно,  иногда  нелепо. Отмечается  быстрота  забывания,  эпизодическая  забывчивость. Воспроизведение – процесс  очень   сложный,  требующий  большой  волевой  активности  и  целенаправленности. Из-за  непонимания  логики  событий  воспроизведение  умственно  отсталых  детей  носит бессистемный  характер.  Незрелость восприятия,  неумение  пользоваться  приёмами  запоминания  и  припоминания  приводят  к  ошибкам  при  воспроизведении. Характерной  особенностью  является  привнесением  того  чего  не  было  при  запоминании. Наибольшие  трудности вызывает  воспроизведение  словесного  материала.  

Особенности  внимания

Внимание  -  это  качество  всей  психической  деятельности. Состояние  внимания  влияет  на  протекание  любого  психического  процесса. Основными  недостатками внимания  детей  с  особыми  образовательными  потребностями  являются  малая  устойчивость,  трудности  распределения  внимания,  замедленная  переключаемость с  одного  вида  деятельности  на  другой, сужение  объёма  внимания. В  большей  мере  страдает  произвольное  внимание. Слабость  произвольного  внимания  проявляется  особенно  ярко   в  процессе  обучения,  отмечается  частая  смена  объектов  внимания,  невозможность  сосредоточиться  на  каком-то  одном  объекте  или  одном  виде  деятельности.  Все  эти  особенности  психических  процессов  умственно  отсталых  учащихся  влияют  на  характер    протекания  их  деятельности.

Особенности  эмоционально-волевой  сферы

Чувства  носят  социальный  характер  и  зависят  от  потребностей,  интересов,  воли,  характера. Чувства  связаны  с  интеллектом.  У  детей  с  особыми  образовательными  потребностями   отмечается  недоразвитие  эмоций,  их  незрелость,  а  также  малая  связь  чувств  с  разумом. Чем  выраженнее умственная  отсталость, тем менее  дифференцированы  эмоции,  нет  оттенков  переживаний. Характерной  чертой  является  неустойчивость  эмоций.  Состояние  радости  без  особых  причин  сменяется печалью,  смех – слезами. Переживания  их  неглубокие,  поверхностные.  У  некоторых  детей  эмоциональные  реакции  неадекватны  источнику. В  процессе  воспитания  наблюдается  положительная  динамика.  В  работе  с  детьми  необходимо  учитывать  состояние  их  эмоционально-волевой  сферы.  Волю,  категории  этих  детей  характеризует  прежде  всего  слабость собственных  намерений  и  побуждений. Эти  дети  не  умеют  действовать   в  соответствии  со  сколько-нибудь  отдалёнными  целями.  Отмечается  недостаток  инициативы,  дети  не  могут  поставить  перед  собою  цель и   действовать  направленно  на  её  достижение.  Волевые  усилия  слабы  и  неустойчивы.  Они  не доводят  начатое  дело  до  конца, предпочитают  в   работе  лёгкий  путь   не  требующий  усилий,  в деятельности  часты  подражания. Одним  из  проявлений  слабости  воли  является   крайняя  степень  внушаемости,  податливость  любым  влияниям,  особенно  негативным.  Во  многом  это  зависит  от  того, что  не  сформированы прочные  собственные  принципы  и  убеждения.  Иногда  дети  проявляют  упрямство,  длительное  и  бессмысленное  сопротивление,  это  не воля, а  незрелость  личности. Дети   со  слабой  волей склонны  к вспышкам гнева,  это  надо  учитывать   при  выборе  педагогических  приёмов  воздействия. Важен  постоянный  контроль  за  их  деятельностью,  а  нагрузки  должны  быть  посильны,  чтобы  не  вызвать  негативизма  и  других  реакций.

Диагностическое  направление  в  работе  учителя-дефектолога

Методологические приемы, используемые в диагностике:

  • сравнение (как сравнение наблюдаемого учебного процесса с желаемым среднестатистическим стандартом)
  • анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии)
  • прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации)
  • оценка
  • контроль
  • Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии:
  • обзорно-аналитический
  • математико-статистический
  • наблюдение (внешнее ,наблюдение со стороны), свободное, включенное)
  • беседа
  • тестирование
  • эксперимент
  • опрос

Диагностика детей с особыми  образовательными  потребностями  сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому следует обращать внимание на ряд таких моментов:

  1. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,  необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.
  2. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
  3. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
  4. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса.
  5. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач,
  6. 6.сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
  7. 7.Обратить внимание на общую эмоциональную реакцию, на реакцию похвалы или неодобрения.

Для обследования я рекомендую примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей ребенка.

Для исследования восприятия:

  1. Наложенные  фигуры  Поппельрейтора (СЛАЙД № 2)
  2. Кубики Кооса
  3. Доски Сегена разных вариантов сложности, (СЛАЙД №3)
  4. Почтовый ящик.-КОРОБКА  ФОРМ
  5. Методика А.Н. Бернштейна (набор предметных картинок, разрезанных на  4-8 (и более частей).

Для исследования внимания:

  1. Методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Методика Векслера (СЛАЙД№ 4)
  2. Таблицы,  на которых изображены предметы  с  недостающими деталями. (СЛАЙД№5)
  3. Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов) (СЛАЙД №6)  Развивают  скорочтение,  периферическое  зрение, память,  устный  счёт.

Для исследования мышления:

  1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.-Четвёртый  лишний (СЛАЙД№7)
  2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.(СЛАЙД№8)
  3. 3.Методика «Выделение существенных   признаков».(СЛАЙД№9)
  4. 4.Методика «Простые аналогии» (Зима – снег,   метель,  санки,  лёд)
  5. 5.Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

Для исследования памяти:

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты запоминания цифр, геометрических фигур, предметных изображений и т.д.) (СЛАЙД №10)

2.Методика Семаго  10  слов.10  баллов  получает    ребёнок   имеющий  объём  кратковременной  слуховой  памяти  равный  7-8  и  более  единицам

3.Текст для воспроизведения.         

Графическая  проба  «Забор» исследует  сохранение  программы  действий, сформированность  графомоторных  навыков, динамический  праксис. (СЛАЙД№11)

" Анализируется возможность усвоения заданной структуры, наличие персевераций - Устойчивое  повторение  какой  либо  фразы,  деятельности,  эмоции,  ощущения, возможность автоматизации действия, наличие или отсутствие соскальзывания со строки, сохранение размера рисунка (одноразмерное выполнение всей пробы или же постепенное увеличение - макрография или уменьшение - микрография размера элементов), а также

темп двигательной активности. В норме ребенок рисует "заборчик" на узкой стороне

стандартного листа бумаги (формат А-4) не более, чем за 1 минуту. Эта проба позволяет также определить сформированность ведущей руки.

Оценка результатов:

4 балла – ребенок хорошо справился с заданием;

3 балла – в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;

2 балла – нарушение плавности, микро- и макрографии;

1 балл – нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;

0 баллов – ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).

Уровни выполнения методики

4-3 балла – высокий уровень

3-2 балла – средний уровень

2-1 балл – низкий уровень

Ниже 1 балла – несформированность навыка.

Соотношение развития мышления и речи.

Методика «Сюжетные картинки»

Эту методику использую для выявления особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

Исследование мотивационной готовности.(СЛАЙД №!12)

Диагностическая беседа

  1. Ты хочешь учиться?
  2. Почему ты хочешь или  не хочешь  учиться?
  3. Где ты хочешь учиться?
  4. Когда ты пойдешь в школу?
  5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.
  6. Кто тебя будет учить?
  7. Чему тебя научит учительница?
  8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
  9.    Кто тебе будет помогать в учебе дома?
  10. Кому ты будешь помогать в школе?
  11. Ты любишь, когда тебя хвалят?
  12. 12.Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
  13. 13.Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?
  14. 14.Как ты хочешь учиться?
  15. 15.Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

Исследование работоспособности.(СЛАЙД№13)

Проводится диагностическое обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Обследование проводится в течение 2-х недель.

Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в   «Протокол  обследования "Диагностическую карту", в которой разработана система определения уровня развития ребенка.

Выделяется три уровня по следующей значимости:

  • 1 уровень – высокий
  • 2 уровень – средний
  • 3 уровень – низкий

С их учетом формируются группы, подгруппы детей для проведения занятий, выстраиваются индивидуальные планы обучения.

Второй этап (две  последние  недели  декабря)

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются

сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. Результаты обобщаются и заносятся в "Протокол диагностического обследования".

Третий этап (две последние недели мая).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется или выпуск  учащегося из  группы  или оставление для  дальнейшей  работы  по  заданным  направлениям

Используемые мною методики помогают выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. И на основании полученных результатов

составить индивидуальные программы  сопровождения, соответствующие особым образовательным потребностям ребенка. А также сделать сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, отследить  динамику, что позволяет установить степень обученности  и готовности к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Стратегии по подготовке к экзамену сдетьми гр риска

Уважаемые коллеги!Чем и как может помочь учитель ребенку на государственном экзамене по общеобразовательному предмету, а также в ходе подготовки к экзамену и во время учебного процесса? Какие хитрости...

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗВоспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательн...

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи....