Главные вкладки

    Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.
    статья на тему

    кокарева оксана владиславовна

    Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_uchitelya_defektologa_statya.docx21.43 КБ

    Предварительный просмотр:

     Роль учителя-дефектолога   в работе с детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

    «Быть готовым к школе — не значит

    уметь читать, писать и считать.

                                Быть готовым к школе — значит быть

    готовым всему этому научиться».

     Леонид Абрамович Венгер

    На сегодняшний день в России большое внимание уделяется здоровью детей. Еще в 1995 году на Пироговском съезде врачей говорилось, что 70% населения страны живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, психосоматических расстройств, тяжелых неврозов, что не могло не сказаться на состоянии детского здоровья. Из общего числа детей, родившихся к началу XXI века, лишь 20% можно считать абсолютно здоровыми, более 35% родились больными и почти 45% составили группу риска [1].

    В республике Саха (Якутия) здоровыми (I группа здоровья) является  только 7,1 % детей дошкольного возраста, 64,1% детей относятся ко II группе здоровья и 28,5% к III и IV группам здоровья. Примерно каждый четвертый ребенок уже имеет какое – либо хроническое заболевание. Проанализировав данные состояния детей, выяснилось, что 80,5 детей имеют среднее физическое развитие; 10,1% имеют физическое развитие ниже среднего и 9,1% детей имеют физическое развитие выше среднего. При этом гармоничное физическое развитие имеют только 58,5% обследованных, дисгармоничное развитие – 25,4% и резко дисгармоничное - 16,1%. Такие данные говорят нам, что увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ОВЗ подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии.

    В начальном звене нашей школы обучается 29% детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Трудности, испытываемые обучающимися данной категории в процессе учения, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем виде выражается в недостаточной готовности к школьному обучению – личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной. Поэтому дефектолог, прежде всего, устраняет причины, из-за которых они испытывают трудности в учении, что выражается в развитии общих способностей к учению в рамках личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые слабо усваивают  программу общеобразовательной школы. Как правило, занятия дефектолога посещают  обучающиеся начальной школы, т.к. младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития психических функций. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.

    Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

    Для выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи  проводится диагностическое обследование обучающихся. Задача обследования - это прогноз возможных трудностей на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Мною определяется уровень актуального и «зона ближайшего развития», причины и механизмы трудностей в обучении, изучается уровень умственного, речевого и моторного развития обучающегося. Также выявляются особенности гнозиса и праксиса, пространственно–временных представлений, пространственного мышления, а также характер произвольной деятельности школьника.  

    Коррекционное направление моей работы представляет  систему коррекционного воздействия на учебно – познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса. В работе учителя-дефектолога не обойтись без аналитической деятельности, в которой осуществляется анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и анализ ее эффективности.

    Учитель-дефектолог  осуществляет не только диагностику, коррекционные занятия и анализ процесса коррекционного воздействия, но также оказывает помощь педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения учителей и родителей, т.к. без сотрудничества с родителями трудно будет подойти к положительным результатам.

    К.Д. Ушинский подчеркивал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Имея данные знания, учитель-дефектолог должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:

    - знать и понимать особенности процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном - коррекционном образовательном учреждении;

    - строить свою работу с опорой на общедидактические принципы, но при этом вносить новизну в учебно-воспитательный процесс;

    -  понимать важность  пути, который  ему необходимо пройти с каждым ребенком;

    - учитывать специфику, сущность и состояние каждого ребёнка, видеть при этом потенциал каждого из них, помогать и раскрывать возможности дальнейшего роста и развития;

    - отчасти должен уметь опережать время,  предчувствовать возможности развития ребенка на шаг вперёд.

    Приведу еще одно  высказывание К.Д. Ушинского «Только личность способна воспитать личность». Учитель-дефектолог должен обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний, иметь интерес к изучению самого себя, потому что, научась понимать свой внутренний мир, и научась жить в гармонии самим с собой, он научится понимать и принимать мир каждого своего ученика. Ведь у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренний мир очень богат. Но не каждого они пускают в свой маленький мирок. И вот задача учителя - дефектолога состоит в том, чтобы найти и подобрать заветный ключик, который откроет всё самое ценное, что есть в маленьком человечке, откроет его душу и сердце.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ахутна Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. – СПб.:Питер 2008. – 320 с.
    2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 159 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

    Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

    по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

    В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...

    рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)

    рабочая программа по географии,  для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...

    рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

    рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

    рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...