рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

«ГЕОГРАФИЯ»

 

8 КЛАСС

(базовый уровень)

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geografiya_8.doc381 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании Методического совета                                приказом директора

МБС(К)ОУ №122                                                        № 64 от 01.09.2014 г.

Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ГЕОГРАФИЯ»

8 КЛАСС

(базовый уровень)

2014-2015 учебный год

ПРОГРАММА:

Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

Учебник: Баринова И.И.  География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2013.

                                        Составитель программы И.Ю. Ружникова

                                        Учитель, реализующий программу И.Ю. Ружникова

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. -  В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:

нормативного обеспечения включает:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
  •  Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  •  Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

нормативного обеспечения включает:

  • Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15     к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)

нормативного обеспечения включает:

  • Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
  • Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)

2) общая характеристика  учебного предмета.

        По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического изучения регионов России.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического образования и знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи в программу включён национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение в рабочую национально-регионального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлевладельческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное  отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Из 10 часов предложенных в Примерной программе для изучения темы «Особенности географического положения» в 9кл. оставлено 2 часа, так как основной материал изучается в 8 классе. Темы «Население России» (10 часов), «Хозяйство России» (30 часов) полностью изучается в 9 классе. Тема «Регионы России» (42 часа) разделён следующим образом:

8 класс - 21 час, 9 класс - 21 час + 3 часа добавлено из резервного времени на изучение Челябинской области.  Тема «Россия в современном мире» (4 часа) разделено: 8 класс - 2 часа, 9 класс - 2 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Часть практических работ подлежат обязательному оцениванию, часть работ являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установки к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретенные при изучении географии.

3) цели и задачи:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями  ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание  любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности  к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Коррекция:

        Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.

Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).

Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).

Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).

Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.

Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.

Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.

4) место учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часов в неделю, т.е. 70 часов в течение учебного года. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 8 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 2 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 8 классе отводится 68 часов.

5) ведущие формы и методы обучения.

        Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии включают три формы учебной работы школьников – фронтальную, индивидуальную и групповую.

        При фронтальной форме обучения используются объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод (рассказ, беседа, объяснения, лекция) организуется работа с экранными средствами обучения.

        В рамках дифференцированного подхода к обучению школьников испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ используется индивидуальная работа, именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. При этом используется репродуктивный метод. Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту, вычерчивают профиль по синоптической карте и т.д. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.

        Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.

6) контроль образовательных достижений.

        Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.

        Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.

        Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.

        Индивидуальная письменная работа –  учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.

        Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).

Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.

7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;

Знание карты и умение ею пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.  

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.

Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» 

- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» 

- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» 

- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» 

- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

1) Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Особенности географического положения России

8

3

Природа России

30

4

Регионы России

21

5

Россия в современном мире

1

География своей области

7

итого

68

2) Содержание учебного предмета.

Раздел. Особенности географического положения России (8 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств,

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей,

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России (30 часов)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы, Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел. Регионы России (21 час) + География Челябинской области (7 часов).

Районирование России. Физико-географическое районирование.

Крупные регионы России. Состав региона. Особенности эколого-географического положения, их влияние на природу. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Восточно-Европейская (Русская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.

География Челябинской области. Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Раздел. Россия в современном мире (1 час)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего методического и  дидактического обеспечения для преподавания курса.

3. Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК: (10%)

Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:

№ урока (по календарно-тематическому планированию)

Тема урока (по календарно-тематическому планированию)

Национально-региональный компонент (тема)

Содержание

4

Россия на карте часовых поясов, часовой пояс Челябинской обл.

часовой пояс Челябинской обл.

Определение поясного времени для городов Челябинской области

11

Основные этапы формирования. Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте.

Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте.

Основные этапы формирования.

Урал на тектонической карте.

13

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области.

Главные особенности рельефа Челябинской области Формы рельефа Челябинской области.

Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области.

14

Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и складчатые области Челябинской области.

Платформенные и складчатые области Челябинской области.

Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и складчатые области Челябинской области.

16

Минеральные ресурсы России. Рудные ископаемые Челябинской области.

Минеральные ресурсы рудные ископаемые Челябинской области.

Минеральные ресурсы Челябинской области.

20

Развитие форм рельефа на территории Челябинской области.

Развитие форм рельефа Челябинской области.

Развитие форм рельефа на территории Челябинской области.

22

Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области.

Воздушные массы Челябинской области.

Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области.

26

Климат Челябинской области.

Климат Челябинской области.

Оценка основных климатических показателей Челябинской области, хозяйственной деятельности человека

33

Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области.

Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области.

Водные ресурсы Челябинской области.

36

Особенности почв Челябинской области.

Особенности почв Челябинской области.

Знакомство с образцами почв Челябинской области и особенности их использования"

37

Растительный мир России и Челябинской области.

Растительный мир Челябинской области.

Растительность Челябинской области

46

Природные зоны Челябинской области.

Природные зоны Челябинской области.

Природные зоны Челябинской области.

52

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

Особенности географического положения Урала.

Особенности географического положения Урала и его влияние на природу.

53

Географическое положение Челябинской области.

Географическое положение Челябинской области.

Определение по картам географического положения Челябинской области.

54

Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы.

Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы.

Природные комплексы Урала и Челябинской области

55

Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области.

Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области.

Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области.

56

Природные уникумы Урала и Челябинской области.

Природные уникумы Урала и Челябинской области.

Природные уникумы Урала и Челябинской области.


Раздел III. Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Основные цели

Знания умения навыки

Контроль образовательных достижений учащихся

Домашнее задание

№ параграфа/пункта учебника

план

факт

Введение (1 час)

1

Что изучает физическая география России.

Дать понимание уч-ся того, что изучает физическая география России

Учащиеся должны уметь:

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, Омывающие Россию;

- называть различные источники географической информации и методы получения географиической информации;

- определять поясное время

- территориальные воды;

-  называть соседние страны, имеющие морские границы России

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

Особенности географического положения России (8 часов)

2

Географическое положение России.

Пр.р. № 1

Научить учащихся определять географическое положение России

Учащиеся должны уметь:

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, Омывающие Россию;

- называть различные источники географической информации и методы получения географиической информации;

- определять поясное время

- территориальные воды;

-  называть соседние страны, имеющие морские границы России

Пр. работа № 1

"Характеристи-ка географического положения России"

§1

Вопросы и задания стр. 12 (1-4)

3

Моря, омывающие берега России.

§2

Вопросы и задания стр. 20 (1-6)

4

Россия на карте часовых поясов, часовой пояс Челябинской обл.

(НРК)

Пр.р. № 2

Пр.работа № 2

"Определение поясного времени для разных городов России

§3

Вопросы и задания стр. 23 (1-8)

5

Освоение и изучение территории России. Этапы и методы географического изучения территории.

§4

Вопросы и задания стр. 29 (1-5)

6

Границы России. Государственные границы России и их виды.

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

7

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Пр. р № 3

Пр.работа № 3

"Сравнение географического положения России и других государств"

Вопросы для самооценки.

8

Измерение границ страны на разных исторических этапах.

Ответить на вопросы стр. 29  (1-5)

9

Обобщение по теме "Особенности географического положения России".

Индивидуальное задание

Природа России ( 30 часов )

10

Природные условия и ресурсы России.

Научить учащихся давать характеристику природы России

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснить с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть крупные месторождения полезных ископаемых;

- объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описание климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации

-  называть и показывать крупнейшие реки, озера;

-  используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы.

-  называть факторы почвообразования;

-  используя карту, называть типы почв и их свойств;

-  приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;

-  объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры.

§5

Вопросы и задания стр. 35 (1-5)

11

Основные этапы форми-рования. Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте.

(НРК)

§6

Вопросы и задания стр. 39 (1-5)

12

Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры.

§6

Индивидуальное задание

13

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области.

(НРК)

§5

Сообщение.

14

Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и склад-чатые области Челябин-ской области.

(НРК)

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

15

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Конспект в тетради.

Вопросы для самооценки.

16

Минеральные ресурсы России. Рудные ископае-мые Челябинской области.

(НРК)

§7

Вопросы и задания стр.45 (1-5)

17

Современные процессы, формирующие рельеф.

Пр. р № 4

Пр.работа № 4

"Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

§8

Вопросы и задания стр. 51 (1-5)

18

Древнее и современное оледенение.

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

19

Стихийные природные явления. Деятельность человека на формирование рельефа.

Конспект в тетради.

Сообщение.

20

Развитие форм рельефа на территории Челябинской области.

(НРК)

Индивидуальное задание.

Вопросы стр. 52 (1-6)

21

Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы.

§9

Вопросы и задания стр.59-60 (1-6)

22

Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области.

(НРК)

Пр. р № 5

Пр.работа № 5

"Определение по картам законно-мерностей распределения солнечной радиации"

Заполнить таблицу в тетради.

23

Типы климатов России, климатические пояса.

§10

Вопросы и задания стр. 67(1-6)

24

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

§9

Стр. 58 рис. 33

Стр. 59 рис. 34

25

Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Конспект в тетради.

Сообщение.

26

Климат Челябинской области.

(НРК)

Пр. р № 6

Пр. работа № 6 

"Оценка основных климатических показателей Челябинской области, хо-зяйственной деятельности человека

§11

Индивидуальное задание.

27

Виды внутренних вод суш и водные ресурсы на территории России

§12

Вопросы и задания стр. 77-78 (1-6)

28

Главные речные системы России.

Пр. р № 7

Пр.работа№ 7

"Составление характеристик реки с ис-пользованием различных видов карт"

§12

Вопросы для самооценки

29

Опасные явления, связан-ные с водами и их предупреждение.

Сообщение.

30

Крупнейшие озера России, их происхождение.

§13

Вопросы и задания стр. 82 (1)

31

Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

§13

Вопросы и задания стр. 82 (2-5)

32

Неравномерность распределения водных ресурсов.

Пр. р № 8

Пр.работы № 8

"Оценка обеспеченности водными ресур-сами крупных регионов России"

§14

Вопросы и задания стр. 86 (1-4)

33

Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области.

(НРК)

§14

Вопросы  стр. 87 (1-7)

34

Почва - особый  компо-нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв.

§15

Вопросы и задания стр. 92 (1-4)

35

Почвы – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.

§17

Сообщение. (В.В.Докучаев)

36

Особенности почв Челябинской области.

(НРК)

Пр. р № 9

Пр.работа № 9

"Знакомство с образцами почв Челябинской области и особенности их использования"

§16

Вопросы и задания стр. 95 (1-3)

37

Растительный мир России и Челябинской области.

(НРК)

§18

Вопросы и задания стр. 105-106 (1-4)

38

Животный мир России и Челябинской области. Биологические ресурсы России и Челябинской области.

Пр.работа № 10

"Анализ физи-ческой карты и др. карт для установления взаимосвязей между ними в разных при-родных зонах"

§19; 20

Вопросы для самооценки

39

Обобщение по теме "Природа России".

Вопросы стр. 115 (1-14)

Регионы России (28 часов)

40

Физико-географическое районирование России. Районы и крупные регионы России.

Пр. р № 11

- научить учащихся знать районы и крупные регионы России, давать характерис-тику природе этих территорий

- показывать на картах основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природнотерри-ториальные комплексы России;

- показывать на карте крупные природные районы России;

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику

- отбирать объекты определяющие географиический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и была, влияния на обычаи и традиции людей;

- выделять экологические проблемы природных регионов;

- определять по карте особенности географического положения Челябинской области

- называть и показывать основные формы рельефа Челябинской области

- давать характеристику климатических особенностей Челябинской области;

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Пр.работа № 11 

"Анализ разных видов районирования России"

§21; 22

Вопросы и задания стр.120 (1-4)

41

Природные зоны и крупные природные регионы.

§23

Вопросы и задания стр. 129 (1-6)

42

Формирование природно-территориальных комплексов.

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

43

Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Вопросы и задания стр. 137 (1-6)

44

Лесные зоны, безлесные зоны юга России. Степи, пустыни, заповедники.

§24;25

Работа со словарем.

45

Высотная поясность.

§26

Стр. 140 таблица 6

46

Природные зоны Челябинской области.

(НРК)

Индивидуальное задание.

47

Русская (Восточно-Европейская) равнина.  Географическое положение. Особенности природы.

§27

Вопросы и задания стр. 148-149 (1-6)

48

Природные комплексы Русской равнины.

§28

Вопросы и задания стр. 155 (1-3)

49

Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

§29

Вопросы и задания стр. 161 (1-5)

50

Северный Кавказ.

§30

Вопросы и задания стр. 169 (1-4)

51

Природные комплексы Северного Кавказа.

§31

Вопросы и задания стр. 172 (1-4)

52

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

(НРК)

§32

Вопросы и задания стр.177 (1-3)

53

Географическое положение Челябинской области.

(НРК)

Пр. р № 12

Пр.работа № 12 

"Определение по картам гео-графич. положения Челябинской области".

§33

Конспект в тетради

54

Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы.

(НРК)

§33

Индивидуальное задание.

55

Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области.

(НРК)

Конспект в тетради.

Сообщение.

56

Природные уникумы Урала и Челябинской области.

(НРК)

§34

Сообщение.

57

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и своеобразие природы.

§35

Вопросы и задания стр. 195 (1-4)

58

Континентальность климата. Причины заболоченности.

§36

Вопросы и задания стр. 199 (1-5)

59

Восточная Сибирь. Специфика природы.

Пр. р № 13

Пр.работа № 13

"Сравнение географического положении Западной Сиби-ри и Восточной Сибири"

§37

Вопросы и задания стр. 205 (1-5)

60

Крупнейшие комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири.

§38

Вопросы и задания стр. 214 (1-3)

61

Горы Южной Сибири.

Индивидуальное задание.

62

Природно-ресурсный потенциал территории. Природные уникумы.

§40

Вопросы для самооценки.

63

Озеро Байкал.

§39

Сообщение.

64

Дальний Восток.

§41

Вопросы и задания стр. 228 (1-4)

65

Природный комплекс и природные ресурсы Дальнего Востока.

§42

Вопросы и задания стр. 237 (1-5)

66

Стихийные природные явления. Природные уникумы.

§43

Сообщение

67

Обобщение по теме "Регионы России".

Индивидуальное задание.

Россия в современном мире ( 1 час )

68

Место России в современном мире.

Научить учащихся определять место России в современном мире.

- знать место России в современном мире;

- связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны

Индивидуальное задание.


Раздел IV Учебно - методический комплекс.

учебно - методический комплект

1. Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

  1. Баринова  И.И. География: природа России . 8 кл. – М.: Дрофа, 2009 г.
  1. Атлас для 8 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
  2. Контурные карты. География. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г.
  3. Краткий справочник по Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2008 г.
  4. Атлас Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2013г.
  5. Контурные карты Челябинской области. – Челябинск, Абрис, 2012-13г.

учебно - методический комплекс

Учебные пособия для учащихся:

  1. Краткий справочник. "Познай свой край. Челябинская область", Челябинск, Абрис, 2007 г.
  2. Атлас по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2013 г.
  3. Контурные карты по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2013 г.
  4. Тетрадь для краеведа " Челябинская область. Каслинский район", Челябинск, Абрис, 2008 г.

Методические пособия для учителя:

  1.  Журнал «География в школе»
  2. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  3. В.И.Сиротин «Практичкские работы по географии» 6-10 класс. М.; «Аркти» 2000 г.
  4.  Автор-составитель О.В.Антушева. География России. Природа. 8 класс. "Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой, Волгоград. Учитель", 2007 г.
  5. И.И.Баринова, В.П. Дронов, В.Б.Петунин  "Дидактический материал по географии России 8-9 кл.", Москва, Дрофа, 2004 г.
  6. География 8 класс: Технология тематического тестирования / Г.П. Волобуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  7. М.А. Андреева, А.С. Маркова. «География Челябинской области». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
  8. А.С. Маркова, Т.Н. Малышева, Н.М. Чистякова «Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс». Челябинское издательство «Абрис».

*Приложение:

Каталог ЦОР «География»

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  • специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географических информаций и форм ее представления;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и  местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.

Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.

  1. Контурные карты. География. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г. (Задания для практических работ на контурной карте)
  2. http://www.fipi.ru/
  3. Географический образовательный портал http://mygeog.ru/
  4. Книги и учебники в электронном виде: http://www.mathsolution.ru/books/:
    - Евдокимов В.И. Тесты по географии. 8-9 классы к учебнику В.П. Дронова. –  М.: Экзамен, 2009г.
    - Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Рабочая программа по литературе(для коррекционных общеобразовательных школ V вида) 6 класс

Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку  с учетом требований федерального компонента государственного стан...