рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
8 КЛАСС
(базовый уровень)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geografiya_8.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122
Рассмотрено Утверждено
на заседании Методического совета приказом директора
МБС(К)ОУ №122 № 64 от 01.09.2014 г.
Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
8 КЛАСС
(базовый уровень)
2014-2015 учебный год
ПРОГРАММА:
Примерная программа по географии.
Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.
Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2013.
Составитель программы И.Ю. Ружникова
Учитель, реализующий программу И.Ю. Ружникова
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. - В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:
нормативного обеспечения включает:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
- Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.
нормативного обеспечения включает:
- Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)
нормативного обеспечения включает:
- Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
- Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)
2) общая характеристика учебного предмета.
По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического изучения регионов России.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического образования и знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи в программу включён национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение в рабочую национально-регионального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлевладельческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Из 10 часов предложенных в Примерной программе для изучения темы «Особенности географического положения» в 9кл. оставлено 2 часа, так как основной материал изучается в 8 классе. Темы «Население России» (10 часов), «Хозяйство России» (30 часов) полностью изучается в 9 классе. Тема «Регионы России» (42 часа) разделён следующим образом:
8 класс - 21 час, 9 класс - 21 час + 3 часа добавлено из резервного времени на изучение Челябинской области. Тема «Россия в современном мире» (4 часа) разделено: 8 класс - 2 часа, 9 класс - 2 часа.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Часть практических работ подлежат обязательному оцениванию, часть работ являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установки к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретенные при изучении географии.
3) цели и задачи:
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Коррекция:
Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.
Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).
Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).
Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).
Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.
Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.
Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.
4) место учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часов в неделю, т.е. 70 часов в течение учебного года. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 8 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 2 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 8 классе отводится 68 часов.
5) ведущие формы и методы обучения.
Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии включают три формы учебной работы школьников – фронтальную, индивидуальную и групповую.
При фронтальной форме обучения используются объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод (рассказ, беседа, объяснения, лекция) организуется работа с экранными средствами обучения.
В рамках дифференцированного подхода к обучению школьников испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ используется индивидуальная работа, именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. При этом используется репродуктивный метод. Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту, вычерчивают профиль по синоптической карте и т.д. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.
Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.
6) контроль образовательных достижений.
Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.
Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.
Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.
Индивидуальная письменная работа – учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.
Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).
Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.
7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;
Знание карты и умение ею пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических работ по географии.
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5»
- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Раздел II. Содержание учебного предмета.
1) Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Особенности географического положения России | 8 |
3 | Природа России | 30 |
4 | Регионы России | 21 |
5 | Россия в современном мире | 1 |
География своей области | 7 | |
итого | 68 |
2) Содержание учебного предмета.
Раздел. Особенности географического положения России (8 часов).
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств,
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей,
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России и других стран.
Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел. Природа России (30 часов)
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы, Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Раздел. Регионы России (21 час) + География Челябинской области (7 часов).
Районирование России. Физико-географическое районирование.
Крупные регионы России. Состав региона. Особенности эколого-географического положения, их влияние на природу. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Восточно-Европейская (Русская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.
География Челябинской области. Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Раздел. Россия в современном мире (1 час)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего методического и дидактического обеспечения для преподавания курса.
3. Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК: (10%)
Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:
№ урока (по календарно-тематическому планированию) | Тема урока (по календарно-тематическому планированию) | Национально-региональный компонент (тема) | Содержание |
4 | Россия на карте часовых поясов, часовой пояс Челябинской обл. | часовой пояс Челябинской обл. | Определение поясного времени для городов Челябинской области |
11 | Основные этапы формирования. Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте. | Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте. | Основные этапы формирования. Урал на тектонической карте. |
13 | Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области. | Главные особенности рельефа Челябинской области Формы рельефа Челябинской области. | Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области. |
14 | Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и складчатые области Челябинской области. | Платформенные и складчатые области Челябинской области. | Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и складчатые области Челябинской области. |
16 | Минеральные ресурсы России. Рудные ископаемые Челябинской области. | Минеральные ресурсы рудные ископаемые Челябинской области. | Минеральные ресурсы Челябинской области. |
20 | Развитие форм рельефа на территории Челябинской области. | Развитие форм рельефа Челябинской области. | Развитие форм рельефа на территории Челябинской области. |
22 | Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области. | Воздушные массы Челябинской области. | Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области. |
26 | Климат Челябинской области. | Климат Челябинской области. | Оценка основных климатических показателей Челябинской области, хозяйственной деятельности человека |
33 | Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области. | Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области. | Водные ресурсы Челябинской области. |
36 | Особенности почв Челябинской области. | Особенности почв Челябинской области. | Знакомство с образцами почв Челябинской области и особенности их использования" |
37 | Растительный мир России и Челябинской области. | Растительный мир Челябинской области. | Растительность Челябинской области |
46 | Природные зоны Челябинской области. | Природные зоны Челябинской области. | Природные зоны Челябинской области. |
52 | Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. | Особенности географического положения Урала. | Особенности географического положения Урала и его влияние на природу. |
53 | Географическое положение Челябинской области. | Географическое положение Челябинской области. | Определение по картам географического положения Челябинской области. |
54 | Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы. | Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы. | Природные комплексы Урала и Челябинской области |
55 | Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области. | Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области. | Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области. |
56 | Природные уникумы Урала и Челябинской области. | Природные уникумы Урала и Челябинской области. | Природные уникумы Урала и Челябинской области. |
Раздел III. Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные цели | Знания умения навыки | Контроль образовательных достижений учащихся | Домашнее задание № параграфа/пункта учебника | |
план | факт | ||||||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Что изучает физическая география России. | Дать понимание уч-ся того, что изучает физическая география России | Учащиеся должны уметь: - определять географическое положение России; - показывать пограничные государства, моря, Омывающие Россию; - называть различные источники географической информации и методы получения географиической информации; - определять поясное время - территориальные воды; - называть соседние страны, имеющие морские границы России | Конспект в тетради. Работа со словарем. | |||
Особенности географического положения России (8 часов) | |||||||
2 | Географическое положение России. Пр.р. № 1 | Научить учащихся определять географическое положение России | Учащиеся должны уметь: - определять географическое положение России; - показывать пограничные государства, моря, Омывающие Россию; - называть различные источники географической информации и методы получения географиической информации; - определять поясное время - территориальные воды; - называть соседние страны, имеющие морские границы России | Пр. работа № 1 "Характеристи-ка географического положения России" | §1 Вопросы и задания стр. 12 (1-4) | ||
3 | Моря, омывающие берега России. | §2 Вопросы и задания стр. 20 (1-6) | |||||
4 | Россия на карте часовых поясов, часовой пояс Челябинской обл. (НРК) Пр.р. № 2 | Пр.работа № 2 "Определение поясного времени для разных городов России | §3 Вопросы и задания стр. 23 (1-8) | ||||
5 | Освоение и изучение территории России. Этапы и методы географического изучения территории. | §4 Вопросы и задания стр. 29 (1-5) | |||||
6 | Границы России. Государственные границы России и их виды. | Конспект в тетради. Работа со словарем. | |||||
7 | Сравнение географического положения России и положения других государств. Пр. р № 3 | Пр.работа № 3 "Сравнение географического положения России и других государств" | Вопросы для самооценки. | ||||
8 | Измерение границ страны на разных исторических этапах. | Ответить на вопросы стр. 29 (1-5) | |||||
9 | Обобщение по теме "Особенности географического положения России". | Индивидуальное задание | |||||
Природа России ( 30 часов ) | |||||||
10 | Природные условия и ресурсы России. | Научить учащихся давать характеристику природы России | Учащиеся должны уметь: - называть и показывать крупные равнины и горы; - выяснить с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; - показывать на карте и называть крупные месторождения полезных ископаемых; - объяснять закономерности их размещения; - приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; - называть факторы, влияющие на формирование климата России; - определять характерные особенности климата России; - иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; - давать описание климата отдельных территорий; - с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации - называть и показывать крупнейшие реки, озера; - используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; - оценивать водные ресурсы. - называть факторы почвообразования; - используя карту, называть типы почв и их свойств; - приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов; - объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры. | §5 Вопросы и задания стр. 35 (1-5) | |||
11 | Основные этапы форми-рования. Геологическое летоисчисление. Урал на тектонической карте. (НРК) | §6 Вопросы и задания стр. 39 (1-5) | |||||
12 | Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. | §6 Индивидуальное задание | |||||
13 | Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Формы рельефа Челябинской области. (НРК) | §5 Сообщение. | |||||
14 | Равнины платформ и горы складчатых областей. Платформенные и склад-чатые области Челябин-ской области. (НРК) | Конспект в тетради. Работа со словарем. | |||||
15 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. | Конспект в тетради. Вопросы для самооценки. | |||||
16 | Минеральные ресурсы России. Рудные ископае-мые Челябинской области. (НРК) | §7 Вопросы и задания стр.45 (1-5) | |||||
17 | Современные процессы, формирующие рельеф. Пр. р № 4 | Пр.работа № 4 "Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | §8 Вопросы и задания стр. 51 (1-5) | ||||
18 | Древнее и современное оледенение. | Конспект в тетради. Работа со словарем. | |||||
19 | Стихийные природные явления. Деятельность человека на формирование рельефа. | Конспект в тетради. Сообщение. | |||||
20 | Развитие форм рельефа на территории Челябинской области. (НРК) | Индивидуальное задание. Вопросы стр. 52 (1-6) | |||||
21 | Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы. | §9 Вопросы и задания стр.59-60 (1-6) | |||||
22 | Типы воздушных масс. Воздушные массы Челябинской области. (НРК) Пр. р № 5 | Пр.работа № 5 "Определение по картам законно-мерностей распределения солнечной радиации" | Заполнить таблицу в тетради. | ||||
23 | Типы климатов России, климатические пояса. | §10 Вопросы и задания стр. 67(1-6) | |||||
24 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | §9 Стр. 58 рис. 33 Стр. 59 рис. 34 | |||||
25 | Опасные и неблагоприятные климатические явления. | Конспект в тетради. Сообщение. | |||||
26 | Климат Челябинской области. (НРК) Пр. р № 6 | Пр. работа № 6 "Оценка основных климатических показателей Челябинской области, хо-зяйственной деятельности человека | §11 Индивидуальное задание. | ||||
27 | Виды внутренних вод суш и водные ресурсы на территории России | §12 Вопросы и задания стр. 77-78 (1-6) | |||||
28 | Главные речные системы России. Пр. р № 7 | Пр.работа№ 7 "Составление характеристик реки с ис-пользованием различных видов карт" | §12 Вопросы для самооценки | ||||
29 | Опасные явления, связан-ные с водами и их предупреждение. | Сообщение. | |||||
30 | Крупнейшие озера России, их происхождение. | §13 Вопросы и задания стр. 82 (1) | |||||
31 | Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | §13 Вопросы и задания стр. 82 (2-5) | |||||
32 | Неравномерность распределения водных ресурсов. Пр. р № 8 | Пр.работы № 8 "Оценка обеспеченности водными ресур-сами крупных регионов России" | §14 Вопросы и задания стр. 86 (1-4) | ||||
33 | Внутренние воды и водные ресурсы Челябинской области. (НРК) | §14 Вопросы стр. 87 (1-7) | |||||
34 | Почва - особый компо-нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв. | §15 Вопросы и задания стр. 92 (1-4) | |||||
35 | Почвы – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. | §17 Сообщение. (В.В.Докучаев) | |||||
36 | Особенности почв Челябинской области. (НРК) Пр. р № 9 | Пр.работа № 9 "Знакомство с образцами почв Челябинской области и особенности их использования" | §16 Вопросы и задания стр. 95 (1-3) | ||||
37 | Растительный мир России и Челябинской области. (НРК) | §18 Вопросы и задания стр. 105-106 (1-4) | |||||
38 | Животный мир России и Челябинской области. Биологические ресурсы России и Челябинской области. | Пр.работа № 10 "Анализ физи-ческой карты и др. карт для установления взаимосвязей между ними в разных при-родных зонах" | §19; 20 Вопросы для самооценки | ||||
39 | Обобщение по теме "Природа России". | Вопросы стр. 115 (1-14) | |||||
Регионы России (28 часов) | |||||||
40 | Физико-географическое районирование России. Районы и крупные регионы России. Пр. р № 11 | - научить учащихся знать районы и крупные регионы России, давать характерис-тику природе этих территорий | - показывать на картах основные природные зоны России, называть их; - приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; - объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; - показывать на карте крупные природнотерри-ториальные комплексы России; - показывать на карте крупные природные районы России; - называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.); - давать комплексную физико-географическую характеристику - отбирать объекты определяющие географиический образ данной территории; - оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и была, влияния на обычаи и традиции людей; - выделять экологические проблемы природных регионов; - определять по карте особенности географического положения Челябинской области - называть и показывать основные формы рельефа Челябинской области - давать характеристику климатических особенностей Челябинской области; - объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; - объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека; - объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры. | Пр.работа № 11 "Анализ разных видов районирования России" | §21; 22 Вопросы и задания стр.120 (1-4) | ||
41 | Природные зоны и крупные природные регионы. | §23 Вопросы и задания стр. 129 (1-6) | |||||
42 | Формирование природно-территориальных комплексов. | Конспект в тетради. Работа со словарем. | |||||
43 | Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | Вопросы и задания стр. 137 (1-6) | |||||
44 | Лесные зоны, безлесные зоны юга России. Степи, пустыни, заповедники. | §24;25 Работа со словарем. | |||||
45 | Высотная поясность. | §26 Стр. 140 таблица 6 | |||||
46 | Природные зоны Челябинской области. (НРК) | Индивидуальное задание. | |||||
47 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. | §27 Вопросы и задания стр. 148-149 (1-6) | |||||
48 | Природные комплексы Русской равнины. | §28 Вопросы и задания стр. 155 (1-3) | |||||
49 | Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы. | §29 Вопросы и задания стр. 161 (1-5) | |||||
50 | Северный Кавказ. | §30 Вопросы и задания стр. 169 (1-4) | |||||
51 | Природные комплексы Северного Кавказа. | §31 Вопросы и задания стр. 172 (1-4) | |||||
52 | Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. (НРК) | §32 Вопросы и задания стр.177 (1-3) | |||||
53 | Географическое положение Челябинской области. (НРК) Пр. р № 12 | Пр.работа № 12 "Определение по картам гео-графич. положения Челябинской области". | §33 Конспект в тетради | ||||
54 | Различия природы Урала и Челябинской области. Природные комплексы. (НРК) | §33 Индивидуальное задание. | |||||
55 | Геологическое строение и полезные ископаемые Урала и Челябинской области. (НРК) | Конспект в тетради. Сообщение. | |||||
56 | Природные уникумы Урала и Челябинской области. (НРК) | §34 Сообщение. | |||||
57 | Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и своеобразие природы. | §35 Вопросы и задания стр. 195 (1-4) | |||||
58 | Континентальность климата. Причины заболоченности. | §36 Вопросы и задания стр. 199 (1-5) | |||||
59 | Восточная Сибирь. Специфика природы. Пр. р № 13 | Пр.работа № 13 "Сравнение географического положении Западной Сиби-ри и Восточной Сибири" | §37 Вопросы и задания стр. 205 (1-5) | ||||
60 | Крупнейшие комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири. | §38 Вопросы и задания стр. 214 (1-3) | |||||
61 | Горы Южной Сибири. | Индивидуальное задание. | |||||
62 | Природно-ресурсный потенциал территории. Природные уникумы. | §40 Вопросы для самооценки. | |||||
63 | Озеро Байкал. | §39 Сообщение. | |||||
64 | Дальний Восток. | §41 Вопросы и задания стр. 228 (1-4) | |||||
65 | Природный комплекс и природные ресурсы Дальнего Востока. | §42 Вопросы и задания стр. 237 (1-5) | |||||
66 | Стихийные природные явления. Природные уникумы. | §43 Сообщение | |||||
67 | Обобщение по теме "Регионы России". | Индивидуальное задание. | |||||
Россия в современном мире ( 1 час ) | |||||||
68 | Место России в современном мире. | Научить учащихся определять место России в современном мире. | - знать место России в современном мире; - связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны | Индивидуальное задание. |
Раздел IV Учебно - методический комплекс.
учебно - методический комплект
1. Примерная программа по географии.
Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.
- Баринова И.И. География: природа России . 8 кл. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Атлас для 8 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
- Контурные карты. География. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г.
- Краткий справочник по Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2008 г.
- Атлас Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2013г.
- Контурные карты Челябинской области. – Челябинск, Абрис, 2012-13г.
учебно - методический комплекс
Учебные пособия для учащихся:
- Краткий справочник. "Познай свой край. Челябинская область", Челябинск, Абрис, 2007 г.
- Атлас по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2013 г.
- Контурные карты по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2013 г.
- Тетрадь для краеведа " Челябинская область. Каслинский район", Челябинск, Абрис, 2008 г.
Методические пособия для учителя:
- Журнал «География в школе»
- Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- В.И.Сиротин «Практичкские работы по географии» 6-10 класс. М.; «Аркти» 2000 г.
- Автор-составитель О.В.Антушева. География России. Природа. 8 класс. "Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой, Волгоград. Учитель", 2007 г.
- И.И.Баринова, В.П. Дронов, В.Б.Петунин "Дидактический материал по географии России 8-9 кл.", Москва, Дрофа, 2004 г.
- География 8 класс: Технология тематического тестирования / Г.П. Волобуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- М.А. Андреева, А.С. Маркова. «География Челябинской области». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
- А.С. Маркова, Т.Н. Малышева, Н.М. Чистякова «Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс». Челябинское издательство «Абрис».
*Приложение:
Каталог ЦОР «География»
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географических информаций и форм ее представления;
- определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.
Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.
- Контурные карты. География. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г. (Задания для практических работ на контурной карте)
- http://www.fipi.ru/
- Географический образовательный портал http://mygeog.ru/
- Книги и учебники в электронном виде: http://www.mathsolution.ru/books/:
- Евдокимов В.И. Тесты по географии. 8-9 классы к учебнику В.П. Дронова. – М.: Экзамен, 2009г.
- Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"
Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...
Рабочая программа по литературе(для коррекционных общеобразовательных школ V вида) 6 класс
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стан...