рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

«ГЕОГРАФИЯ»

 

9 КЛАСС

(базовый уровень)

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_geografiya_9_klass.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании Методического совета                                приказом директора

МБС(К)ОУ №122                                                        № 64 от 01.09.2014 г.

Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ГЕОГРАФИЯ»

9 КЛАСС

(базовый уровень)

2014-2015 учебный год

ПРОГРАММА:

Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

Учебник: Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2013.

                                        Составитель программы И.Ю. Ружникова

                                        Учитель, реализующий программу И.Ю. Ружникова

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. -  В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:

нормативного обеспечения включает:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
  •  Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  •  Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

нормативного обеспечения включает:

  • Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15     к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)

нормативного обеспечения включает:

  • Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
  • Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)

2) общая характеристика учебного предмета.

Рабочая  программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой концепции географического образования.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического образования и знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи в программу включён национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение в рабочую национально-регионального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлевладельческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное  отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Из 10 часов предложенных в Примерной программе для изучения темы «Особенности географического положения» в 9кл. оставлено 2 часа, так как основной материал изучается в 8 классе. Темы «Население России» (10 часов), «Хозяйство России» (30 часов) полностью изучается в 9 классе. Тема «Регионы России» (42 часа) разделён следующим образом:

8 класс - 21 час, 9 класс - 21 час + 3 часа добавлено из резервного времени на изучение Челябинской области.  Тема «Россия в современном мире» (4 часа) разделено: 8 класс - 2 часа, 9 класс - 2 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Часть практических работ подлежат обязательному оцениванию, часть работ являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Рабочая программа для 9 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  и методического письма министерства о преподавании географии.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установки к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретенные при изучении географии.

3) цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного стандарта начального общего основного общего образования и с учетом особенностей образовательного учреждения, 9 класса (коррекция).

Изучение географии в 9 классах направленно на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретация и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного явлений и процессов;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами: экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Коррекция:

        Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.

Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).

Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).

Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).

Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.

Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.

Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.

4) место учебного предмета.

        Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География» 70 часов в 9 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 9 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 2 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 9 классе отводится 68 часов.

5) ведущие формы и методы обучения.

        Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии включают три формы учебной работы школьников – фронтальную, индивидуальную и групповую.

        При фронтальной форме обучения используются объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод (рассказ, беседа, объяснения, лекция) организуется работа с экранными средствами обучения.

        В рамках дифференцированного подхода к обучению школьников испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ используется индивидуальная работа, именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. При этом используется репродуктивный метод. Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.

        Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.

6) контроль образовательных достижений.

        Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.

        Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.

        Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.

        Индивидуальная письменная работа –  учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.

        Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).

Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.

7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;

Знание карты и умение ею пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.  

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.

Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

1) Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Особенности географического положения

2

2

Россия в современном мире

2

3

Население России

10

4

Хозяйство России

30

5

Регионы России

24

География Челябинской области

Итого

68

2)Содержание учебного предмета.

Раздел. Особенности географического положения России (2 часа).

Государственная территория России.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйственной жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирования и освоения государственной территория России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъектов федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практическая работа «Геополитическое положение России»

Раздел. Россия в современном мире (2 ч.)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел. Населения России (10 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнение с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдаленных территорий. Прогноз изменения численности населения России.

Половой и возрастающий состав населения страны. Своеобразия половозрастной пирамиды в России и определяющий ею факторы, продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов международных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения деления: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграции потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособности населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории.

Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений.

Раздел. Хозяйство России (30 ч.)

Особенности развития хозяйство России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структура хозяйства, особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть его национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономике. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетического комплекса (ТЭК).  Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и охраны окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:

факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охраны окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важных отраслей. Основные базы, крупнейший химический комплекс. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Раздел. Регионы России (24 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

3) Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК: (10%)

Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:

№ урока (по календарно-тематическому планированию)

Тема урока (по календарно-тематическому планированию)

Национально-региональный компонент (тема)

Содержание

11

Народы России.

Языковой состав населения.

Народы и религии Челябинской области.

Народы и религии Челябинской области.

Народы и религии Челябинской области.

13

Миграции населения и трудовые ресурсы Челябинской области

Миграции населения и трудовые ресурсы Челябинской области

Миграции населения и трудовые ресурсы Челябинской области

23

Сельское  хозяйство Челябинской области

Сельское  хозяйство Челябинской области

Развитие сельского хозяйства Челяб.обл. Основные проблемы развития АПК

31

ТЭК и охрана окружающей среды Челябинской  области.

ТЭК и охрана окружающей среды Челябинской  области.

Роль ТЭК в хоз-ве Челяб. обл. и в России. Проблемы.

32

Машинное строение в России и Челябинской области. Охрана окружающей среды

Машинное строение в Челябинской области. Охрана окружающей среды

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения. Главные районы и центры

34

Металлургия. Черная металлургия России и Челябинской области.

Металлургия. Челябинской области.

Состав, место и значение, в хозяйстве Челябинской области. Факторы размещения. Типы предприятий чёрной металлургии. Металлургические базы.

35

Цветная металлургия России и Челябинской области. Охрана окружающей среды

Цветная металлургия Челябинской области. Охрана окружающей среды

География легких и тяжелых цветных металлов. Факторы размещения. Металлургия и охрана окружающей среды

39

Химико-лесной комплекс, пищевая и легкая промышленность Челябинской области.

Химико-лесной комплекс, пищевая и легкая промышленность Челябинской области.

Состав, место и значение. Проблемы.

41

География коммуникаций России и Челябинской области.

География коммуникаций России и Челябинской области.

Роль

коммуникаций в Челябинской области. Проблемы.

57

Урал.

Урал.

Урал.

58

Географическое

положение

Челябинской области.

Географическое

положение

Челябинской области.

Географическое

положение

Челябинской области.

59

Этапы освоения

Челябинской области.

Этапы освоения

Челябинской области.

Основные

этапы освоения

территорий

60

Природные

условия и ресурсы Челябинской области.

Природные

условия и ресурсы Челябинской области.

Оценка

природных ресурсов и

их использование

61

Хозяйство Челябинской области.

Хозяйство Челябинской области.

Характеристика

хозяйства,

особенности развития

АПК. Социально-

экономические проблемы и пути их решения.

62

Челябинская область в экономике страны.

Челябинская область в экономике страны.

Место Челябинской области в экономике страны. Город Снежинск.

63

Город Снежинск.

Город Снежинск.

Г.Снежинск в экономике Челябинской области и России.


Раздел III. Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Основные цели

Знания умения навыки

Контроль образовательных достижений учащихся

Домашнее задание

№ параграфа/пункта учебника

план

факт

Особенности географического положения России (2 часа)

1

Введение.

Задачи курса экономической и социальной географии.

Научиться

понимать

специфику

географического и

административно-

территориальные устройства РФ.

Определять

географическое и

геополитическое

положение РФ

Показывать

границы России;

Показывать и знать государства с которыми граничит Россия.

Показывать и знать

административно-территориальное

деление и административные единицы РФ.

§1

Ответить на вопросы стр. 9 (1-4)

2

Россия на карте мира. Заселение территории.

Государственные границы России.

Пр.р. №1

Пр. работа №1

«Геополитическсе

положение России.Обозначение на карте

субъектов

Российской

Федерации»

§2

Ответить на вопросы стр. 12 (1-4)

Россия в современном мире (2 часа).

3

Место России среди стран мира

Сфера влияния России.

Геополитика.

Научить учащихся:

- показывать географическое положение России;

- геополитическое и экономическое положение России;

- связи России со странами СНГ;

 - место России среди стран мира;

 - внешние связи с другими странами мира

Знать:

-  геополитическое положение России;

-  экономические и политические связи России со странами СНГ;

-  внешние связи с другими странами мира.

Уметь показывать географическое положение России.

Анализировать внешние связи России с другими странами мира.

§3

Ответить на вопросы стр. 15 (1-4)

4

Россия и страны СНГ.

Экономическое влияние. Взаимосвязь с другими странами мира.

§4

Ответить на вопросы стр. 19 (1-3)

Написать выводы

Население России (10 часов).

5

Человеческий потенциал страны.

Человечек и природа.

Научить понимать

особенности населения, культурно-

исторические

особенности

народов России, их самобытность; различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны

Знать:

- численность населения страны в сравнении с другими государствами,

-особенности воспроизводства населения;

-половой и возрастной состав населения страны;

-народы и религии России;

-особенности расселения  и миграций населения России; -трудовые ресурсы.

Прогнозировать изменения численности населения.

Уметь анализировать карты населения.

Определять показатели, характеризующие населения страны в целом и её отдельных территорий. Выявлять и объяснять территориальные аспекты межнациональных отношений.

§5

Ответить на вопросы стр. 25 (1-4)

6

Половой и возрастной состав населения страны

§6

Стр. 28 рис. 9

7

Численность населения.

§6

Ответить на вопросы стр. 28 (1-3)

8

Воспроизводство населения

§7

Ответить на вопросы стр. 32 (1; 2)

9

Особенности расселения населения России.

Миграции населения.

Пр.р. № 2

Пр.работа №2 

«Определение по картам и статистическим источникам закономерностей размещения  населения».

§8

Заполнить таблицу в тетради

10

Особенности национального состава.

Религии России

§7

Стр. 30 таблица 7

11

Народы России.

Языковой состав населения.

Народы и религии Челябинской области.

(НРК)

§ 7

Ответить на вопросы стр. 32 (3;4)

12

Трудовые ресурсы

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

13

Миграции населения и трудовые ресурсы Челябинской области

Пр.р. №3

(НРК)

Пр.работа №3

Определение плотности населения и доли городского и сельского населения в Челябинской области. Сопоставление со средними показателями по стране.

§8

Ответить на вопросы стр. 37 (1-5)

14

Обобщение по теме «Население России»

§9

Ответить на вопросы стр. 43 (1-3)

Хозяйство России (30 часов)

15

Особенности развития хозяйства России.

Научить понимать

особенности развития  хозяйства;

факторы размещения предприятий

хозяйства страны;

давать характерис-тику различным

отраслям хозяйства.

-  называть

(пока-зывать) основные отрасли хозяйства,

отраслевые

комплексы,

промышленные центры РФ;

- объяснить поня- тия: отрасль,

состав и струк-тура хозяйства.

факторы разме-

щения, специа-лизация, копе-рирование, ком бинирование,

себестоимость;

-  объяснить раз-мещение основ-ных отраслей промышленнос-ти и сельского хозяйства, влияние хозяй-ственной деятельности человека на окружающую среду;

-  описывать

характеризовать отрасль или межотраслевые комплексы

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

16

Условия и факторы размещения предприятий.

§10

Ответить на вопросы стр. 51 (1-3)

17

Первичный сектор экономики.

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

18

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования.

§11

Ответить на вопросы стр. 53 (1-3)

19

Основные ресурсные базы страны. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

§12

Ответить на вопросы стр.56 (1-2)

20

Природно-ресурсный потенциал Челябинской отрасли.

(НРК)

Конспект в тетради.

Индивидуальное задание.

21

Сельское хозяйство России.

Земледелие.

Пр.р. №4

Пр. работа № 4

«Составление типовой схемы агропромыш-ленного комплекса»

Конспект в тетради.

Вопросы для самооценки

22

Животноводство России

Конспект в тетради

Индивидуальное задание.

23

Сельское  хозяйство Челябинской области

(НРК)

Конспект в тетради

Творческое задание

24

Лесное хозяйство России

Конспект в тетради

Индивидуальное задание.

25

Рыбное хозяйство России

Конспект в тетради

Индивидуальное задание.

26

Вторичный сектор экономики

Конспект в тетради

Вопросы для самооценки

27

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Нефтяная промышленность

§18

Ответить на вопросы стр. 80 (1-3)

28

Газовая промышленность

§19

Ответить на вопросы стр. 89 (1-4)

29

Угольная промышленность

Пр.р. №5

Пр. работа № 5

«Характеристика одного из районов добычи угля, нефти и газа. Обозначить на контурной карте и дать его характеристи-ку»

§19

Индивидуальное задание.

30

Электроэнергетика. Современные проблемы ТЭК и охрана окружающей среды.

§20

Ответить на вопросы стр. 95 (1-3)

31

ТЭК и охрана окружающей среды Челябинской  области.

(НРК)

§18

сообщение

32

Машинное строение в России и Челябинской области. Охрана окружающей среды

Пр.р. №6

(НРК)

Пр.работа № 6

«Определение по картам размещения трудоемкого и металлоёмкого машинострое-ния»

§14

Индивидуальное задание.

33

Военно-промышленный комплекс.

§17

Ответить на вопросы стр. 78 (1-5)

34

Металлургия. Черная металлургия России и Челябинской области.

Пр.р. №7

(НРК)

Пр.работа № 7

«Составление характеристики одной из метал-лургических баз по статистичес ким материалам и картам»

§23

Ответить на вопросы стр.103 (1;2)

35

Цветная металлургия России и Челябинской области. Охрана окружающей среды

(НРК)

§24

Ответить на вопросы стр. 105 (1;2)

36

Химическая промышленность и охрана окружающей среды

§25

Ответить на вопросы стр. 107 (1;2)

37

Лесная промышленность.

§27

Ответить на вопросы стр. 117 (1;2)

38

Пищевая и легкая промышленность.

§30

Ответить на вопросы стр. 129 (1-4)

39

Химико-лесной комплекс, пищевая и легкая промышленность Челябинской области.

(НРК)

§25

Индивидуальное задание.

40

Третичный сектор экономики

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

41

География коммуникаций России и Челябинской области.

Пр.р. №8

(НРК)

Пр. работа №8

«Характеристика одной из транспортных магистралей России (г.Челябинск – г.Москва)»

Конспект в тетради.

Сообщение.

42

География науки. Города науки и технополисы.

§13

Ответить на вопросы стр. 63 (1-4)

43

География социальной сферы.

Конспект в тетради.

Работа со словарем.

44

Обобщениепо теме «Хозяйство России»

Индивидуальное задание.

Регионы России (24 часа)

45

Районирование

России.

Научить учащихся:

- объяснять понятие

«районирование»

- знать виды

районирования

- знать субъекты

Российской

Федерации

- давать характерис- тику различным

экономическим

районам.

-называть (пока-зывать)

субъекты Р.Ф. крупные геогра-фические районы Р.Ф. (центральная Россия, Северо-

запад России, Поволжье, Урал, Западная Сибирь,

Дальний Восток) и их территориальный состав;

- объяснить понятия:

районирование,

экономический район, специали-зация территории,

географическое разделение труда;

- объяснять особенности

территории, насе-ления и хозяйства крупных геогра-фических регионов РФ, специа-лизацией и эконо- мические связи.

§35

Ответить на вопросы стр. 162 (1-4)

46

Западный макрорегион.

Европейская Россия.

Общая

Характеристика.

§36

Ответить на вопросы стр. 164 (1;2)

47

Центральная Россия.

Состав, историческое

изменение, географическое

положение.

Пр.р. №9

Пр. работа № 9

«Изображение на контурной карте  схемы

внешних тер-риториально-производственных связей»

§37

Ответить на вопросы стр.168 (1;2)

48

Население и главные черты

хозяйства.

§38

Ответить на вопросы стр. 172 (1;2)

49

Районы Центральной

России.

Москва и Московский столичный район

§39

Ответить на вопросы стр. 182 (1;2)

50

Центральный район

§40

Ответить на вопросы стр. 187 (1-4)

51

Волго-Вятский район.

§41

Ответить на вопросы стр. 192 (1-3)

52

Центрально-

Черноземный район.

§41

Индивидуальное задание.

53

Северо-Западный район

§42

Ответить на вопросы стр. 200 (1-3)

54

Европейский Север.

§43; 44; 45

Индивидуальное задание.

55

Европейский Юг -

Европейский Кавказ.

§46; 47; 48

Индивидуальное задание.

56

Поволжье.

§49; 50; 51

Индивидуальное задание.

57

Урал.

(НРК)

§52;

Сообщение

58

Географическое

положение

Челябинской области.

(НРК)

Конспект в тетради

Индивидуальное задание.

59

Этапы освоения

Челябинской области.

(НРК)

§53

Конспект в тетради

60

Природные

условия и ресурсы Челябинской области.

(НРК)

Конспект в тетради

Сообщение

61

Хозяйство Челябинской области.

Пр.р. №10

(НРК)

Пр.работа №10

«Составление

экономико-географической

характеристики

промышленного узла

(г. Челябинск)»

§54

Индивидуальное задание.

62

Челябинская область в экономике страны.

(НРК)

Конспект в тетради.

Творческое задание.

63

Город Снежинск.

(НРК)

Конспект в тетради.

Сообщение

64

Восточный макрорегион - азиатская Россия. Общая характеристика.

§55, 56

Ответить на вопросы стр. 242 (1-3);

стр. 246 (1-3)

65

Западная Сибирь.

§57

Ответить на вопросы стр. 253 (1-3)

66

Восточная Сибирь.

Пр.р. №11

Пр. раб. №11 

«Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточной Сибири».

§58

Ответить на вопросы стр.259 (1-4)

67

Дальний Восток.

§59

Ответить на вопросы стр.265 (1-3)

68

Обобщение по теме «Районирование России.»

Индивидуальное задание.


Раздел IV Учебно - методический комплекс.

1. Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

2. Учебник: Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2013.

3. Атлас для 9 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.

  1. Контурные карты. География. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
  2. Краткий справочник по Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2006 г.
  3. Атлас Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2013 г.
  4. Контурные карты Челябинской области. – Челябинск, Абрис, 2013г.

Учебные пособия для учащихся:

        1. Рабочая тетрадь «География России. Население и хозяйство», для 9 класса, Москва, издательство Дрофа, 2008 г.

        2. Краткий справочник по Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2008 г.

        3. Атлас Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2008г.

        4. Контурные карты Челябинской области, Челябинск, Абрис, 2008 г.

5. А.С.Маркова и др. «Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. 9 класс.», ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», Челябинск, 2007г.

Методические пособия для учителя:

  1.  Журнал «География в школе»
  2. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  3. В.И.Сиротин «Практичкские работы по географии» 6-10 класс. М.; «Аркти» 2000 г.
  4.  Е.А. Жижина, «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России», Москва, издательство ВАКО, 2005 год.
  5. География 9 класс: Технология тематического тестирования / Г.П. Волобуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. М.А. Андреева, А.С. Маркова. «География Челябинской области». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 2002.
  7. А.С. Маркова, Т.Н. Малышева, Н.М. Чистякова «Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс». Челябинское издательство «Абрис».

*Приложение:

Каталог ЦОР «География»

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-  приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме: выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт
  различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению: принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников:  картографических, статистических, геоинформационных.

Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.

  1. Контурные карты. География. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012-13г. (Задания для практических работ на контурной карте)
  2. http://www.fipi.ru/
  3. Географический образовательный портал http://mygeog.ru/
  4. Книги и учебники в электронном виде: http://www.mathsolution.ru/books/:
    - Евдокимов В.И. Тесты по географии. 8-9 классы к учебнику В.П. Дронова. –  М.: Экзамен, 2009г.
    - Смирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику Дронова В.П. –  М.: Экзамен, 2012г.
  5. HTTP://SDAMGIA.RU/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)

рабочая программа по географии,  для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 7 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...