рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (7 класс)
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

«ГЕОГРАФИЯ»

 

7 КЛАСС

(базовый уровень)

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geografiya_7.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 122

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании Методического совета                                приказом директора

МБС(К)ОУ №122                                                        № 64 от 01.09.2014 г.

Протокол № 1 от «1» от 01.09.2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ГЕОГРАФИЯ»

7 КЛАСС

(базовый уровень)

2014-2015 учебный год

ПРОГРАММА:

Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М.: Дрофа, 2013.

                                        Составитель программы И.Ю. Ружникова

                                        Учитель, реализующий программу И.Ю. Ружникова

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «География» за курс 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2007 года, с учетом примерной программы основного общего образования по географии, на основе примерной программы по географии основного общего образования. -  В книге сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

1) нормативно-правовые документы, на основе которых разработана РП:

нормативного обеспечения включает:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);
  •  Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
  •  Примерная программа по географии// Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.

нормативного обеспечения включает:

  • Приказ ГУО и Н Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02-/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение 15     к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в 2014-2015 учебном году»)

нормативного обеспечения включает:

  • Учебный план МБС(К)ОУ №122 на 2014-2015 учебный год (приказ от 01.09.2014 №64 ОД)
  • Об утверждении годового календарного учебного графика МБС(К)ОУ № 122 на 2014-2015 учебный год (приказ № 58 от 01.09.2014)

2) общая характеристика  учебного предмета.

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой концепции географического образования. В основу содержания предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение "малой" Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Результаты обучения приведены в конце в графе "требования к уровню подготовки семиклассников", которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с их расположением в перечне практических работ  являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя, некоторые оцениваются у каждого учащегося (см. дальше список оцениваемых практических работ) или же у некоторых учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        При распределении учебных часов в рабочей программе для 7 класса из резерва 1 час я отвела на тему "Введений", на тему "Природа Земли и человека" было отведено 5 часов, я добавила из резерва 8 часов, таким образом, эта тема будет рассчитана на 13 часов.

3) цели и задачи:

Изучение географии в 7 класса направлено на достижение следующих целей;

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Коррекция:

        Рабочая программа составлена для учащихся специального коррекционного образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями IIV вида.

Принцип коррекционной направленности обучения определяет наличие в методике преподавания специальных коррекционных методов и приемов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением развития (напр., дозированность учебной нагрузки).

Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-физических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.).

Логические приемы переработки информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).

Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Специальные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с общедидактическими приемами, что методически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики. Любой из общедидактических приемов с включением в него специальных приемов обучения приобретает коррекционную направленность. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения.

Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Обучение происходит в тесной взаимосвязи с овладением учащимися приемами анализирующего наблюдения, сравнения и обобщения. Коррекционная направленность обучения определяется тем, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций.

Методы и приемы работы, способствующие развитию познавательных интересов, направлены также на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, предметно-практическая деятельность учащихся. Для эффективного использования программного материала важно направить деятельность учащихся на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску выхода из созданной ситуации, а также к самостоятельному приобретению недостающих знаний способствует воспитанию интереса к явлениям ближайшего окружения.

4) место предмета в учебном плане.

        Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География» 70 часов в 7 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащиеся 7 классов обучаются 34 недели в учебном году (по 3 часа в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 7 классе отводится 102 часа.

5) ведущие формы и методы обучения.

Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках географии включают три формы учебной работы школьников – фронтальную, индивидуальную и групповую.

        При фронтальной форме обучения используются объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод (рассказ, беседа, объяснения, лекция) организуется работа с экранными средствами обучения.

        В рамках дифференцированного подхода к обучению школьников испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ используется индивидуальная работа, именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. При этом используется репродуктивный метод. Школьники выполняют задания на сравнение объектов, составляют схемы и таблицы по тексту учебника, заполняют контурную карту, вычерчивают профиль по синоптической карте и т.д. Для организации этой формы работы широко используется раздаточный дидактический материал.

        Коллективная форма работы школьников, которая сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся с учетом индивидуальных особенностей учитывает особенности возраста учащихся, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Работа в парах, малых группах, ролевая игра, дискуссия. Применяется групповая работа на обобщающих уроках, семинарах, при проведении учебных игр.

6) контроль образовательных достижений.

Проверка и оценка усвоения содержания образования достигнутого учащимися является неотъемлемой составной частью процесса обучения географии. Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Основные виды проверки: индивидуальная и фронтальная форма. Способы проверки знаний учащихся: устный и письменный.

        Индивидуальный устный опрос – ответ у карты. Школьник имеет возможность доказательно и логично построить свой ответ, развивается его речь, умение работать с картой.

        Фронтальный устный опрос – работают большинство учащихся. За урок школьники успевают ответить несколько раз, задаваемые вопросы не требуют глубоких развернутых ответов, учитывается общая активность учащегося.

        Индивидуальная письменная работа –  учащийся имеет возможность использовать самые разнообразные источники информации (сообщения, доклады, рефераты и т.д.). Этот этап предусматривает защиту работы, ее пересказ.

        Фронтальная письменная работа – достигается максимальный охват учащихся проверкой, каждая работа может быть детально проанализирована (ответы на вопросы, тесты и т.д.).

Также на уроках используется переходный вид контроля, сочетающий индивидуальную и фронтальную форму работы.

7) критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Допущены незначительные нарушения последовательности изложения;

Знание карты и умение ею пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.  

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка проверочных, письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.

Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» 

- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» 

- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» 

- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» 

- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Источники географической информации

4

3

Природа Земли и человек

16

4

Материки, океаны, народы и страны

79

5

Резервное время

2

итого

102

  1. Содержание учебного предмета.

Введение. Что изучают в курсе "География материков и океанов" – 1 ч.

Раздел. Источники географической информации (4 ч).

Географическая карта – особый источник информации.

Методы изучения Земли.

Практические работы.

Составление характеристики карты.

Чтение карты.

Раздел. Природа Земли и человек (16 часов)

Земля – планета Солнечной системы.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Развитие географических знаний человека о Земле. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.

Земная кора и литосфера.

Литосфера – твердая оболочка Земли.

Основные зоны землетрясений на Земле.

Рельеф Земли. Неоднократность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Гидросфера. Океаны. Части Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Атмосфера. Значение атмосферы для жизни на Земле. Изменение состава атмосферы  во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Климат. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господства ветров.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между нами. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Раздел. Maтерики, океаны, народы и стран (79 часов)

Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.

Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.

Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.

Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы, География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.

Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.

Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.

Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:

- Африки:

- Австралии;

- Южной Америки;

- Северной Америки;

- Евразии;

- Антарктиды.

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.

Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.

Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.

Политическая карта Евразии. Северной и Южной Америки, Африки. Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Практические работы

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка». «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.

Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.

Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой,

Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам,

Составление картосхем, соответствующих тематике разделов; «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства  регионов  и  стран материка» и др.

Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.

Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.

Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

3) Национально-региональный компонент (НРК). Цель реализации НРК:

Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами:

№ урока (по календарно-тематическому планированию)

Тема урока (по календарно-тематическому планированию)

Национально-региональный компонент (тема)

Содержание

4

Карты Челябинской области.

Карты Челябинской области.

Работа с картами Челябинской области

Составление характеристики карты.

11

Климат Челябинской области.

Климат Челябинской области.

Составление географических описаний климатов Челябинской области

19

Природные зоны Челябинской области.

Природные зоны Челябинской области.

Разнообразие природных зон Челябинской области.

Анализ карт природных зон с целью определения взаимосвязей геогр. компонентов прир. комплексов между собой

71

Местоположение Челябинской Области.

Местоположение Челябинской Области.

Особенности географического положения Челябинской Области.

73

Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области.

Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области.

Особенности рельефа и полезных ископаемых Челябинской области.

76

Внутренние воды Челябинской области.

Внутренние воды Челябинской области.

Характеристика по картам и плану

внутренних вод Челябинской области.

78

Природные зоны Челябинской области.

Природные зоны Челябинской области.

Особенности природных зон Челябинской области.

80

Население и политическая карта Челябинской области.

Население Челябинской области.

Работа с политической картой Челябинской области


Раздел III. Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Основные цели

Знания умения навыки

Контроль образовательных достижений учащихся

Домашнее задание

№ параграфа/пункта учебника

план

факт

Введение (1 час)

1

Что изучают в курсе "География материков и океанов".

Дать понимание уч-ся того, что изучают в курсе "География материков и океанов"

Называть:  предмет изучения курса, особенности построения учебника.

Показывать: материки, части света, океаны, острова

§1

Задания. стр. 7 (1-3)

2. Источники географической информации (4 часа)

2

Как люди открывали мир.

Называть: основные группы карт и их свойства.

Определять:

роль карт в науке и жизни людей.

Описывать:

способы изобра-жения, применяемые на картах.

Объяснять:

построение градусной сетки

§2

Задания. стр. 17 (1-5)

3

Карта – особый источник географических знаний.

 

§3

Стр. 18 рис.7

4

Карты Челябинской области.

(НРК)

Пр.р. № 1

Пр.р. № 1

"Составление характеристики карты"

§3

Конспект в тетради

5

Разномасштабность картографического изображения.

§3

Задания. стр. 20 (1-5)

Природа Земли и человек (16 часов)

6

Состав и строение литосферы.

Отличать:

Землю от других планет

Установить:

Закономерности размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры

Показывать:

Океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана

Описывать:

Природу Земли

Называть:

Отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличие материковой карты от океанической.

Показывать:

литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса.

Приводить примеры:

антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли

§4

Задания. стр. 28 (1-5)

7

Рельеф Земли.

§5

Задания. стр. 31 (1-3)

8

Роль атмосферы в жизни Земли.

§6

Задания. стр. 36 (1-3)

9

Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного

давления на Земле.

§7

Задания. стр. 41 (1-4)

10

Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей.

 

§8

Задания. стр. 44 (1-7)

11

Климат Челябинской области.

(НРК)

Пр.р. № 2

Пр.р. № 2

"Составление географических описаний климатов Земли".

§8

Конспект в тетради

12

Климатические карты.

Пр.р. № 3

Пр.р. № 3

"Чтение климатической карты мира".

§8

Работа со словарем.

13

Мировой океан – главная часть гидросферы.

§9

Задания. стр. 50 (1-4)

14

Схема поверхностных течений.

§10

Задания. стр. 52 (1; 2)

15

Жизнь в океане.

§11;

Индивидуальное задание

16

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

§12

Конспект в тетради

17

Географическая оболочка.

Строение и свойства.

§13

Схема. Стр. 60 рис. 30

18

Природные комплексы. Географическая зональ-ность.

§14;

Схема. Стр. 64 рис. 32

19

Природные зоны Челябинской области.

(НРК)

Пр.р. № 4

Пр.р. № 4

Анализ карт природных зон с целью определения взаимосвязей геогр. компонентов прир. комплексов между собой

§15

Конспект в тетради

20

Расселение человека по материкам.

§16

Задания. стр. 77 (1-5)

21

Страны мира.

Пр.р. № 5

Пр.р. № 5 

«Изучение политической карты мира».

Конспект в тетради.

Индивидуальное задание.

Материки и океаны – (79 часов)

Африка – (10 часов)

22

Географическое положение.

Уметь давать физико-географическую характеристику материка, его природу, население и страны.

Называть:

имена исследователей континента и результаты их работы.

Показывать:

элементы береговой линии.

Определять:

географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка

§24

Задания. стр. 114 (1)

23

История исследования.

Пр.р. № 6

Пр.р. № 6

"Нанесение на к/к Африки кр.точек океанов, морей, заливов, проливов, островов".

§24

Задания. стр. 114 (1;2)

24

Рельеф.

Пр.р. № 7

Пр.р. № 7

"Нанесение на к/к Африки гор, вулканов, равнин, плоскогорий,возвышенностей"

§25

Задания. стр. 117 (1; 2

25

Климат.

§26

Задания. стр. 120 (2)

26

Внутренние воды.

Пр.р. № 8

Пр.р. № 8

"Нанесение на к/к рек, озер, водопадов"

§27

Задания. стр. 123 (1;2)

27

Природные зоны.

§28; 29

Таблица в тетради

28

Население и политическая карта.

§30

Задания. стр. 135 (1;2)

29

Страны Северной и Центральной Африки.

§31; 32

Сообщение

30

Страны Южной Африки.

Пр.р. № 9

Пр.р. № 9

"Комплексная характеристика ЮАР"

§33; 34

Сообщение

31

Обобщающее повторение по теме "Африка".

Индивидуальное задание.

Австралия (8 часов)

32

Географическое положе-

ние.

Познакомиться с географическим положением Австралии и Океании, природой этих территорий

Определять:

географическое положение материка.

Сравнивать:

его с положением Африки.

Объяснять:

влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры.

§35

Задания. стр. 150 (1;2)

33

История открытия и исследования.

§35

Конспект в тетради

34

Рельеф и полезные ископаемые.

Пр.р. № 10

Пр.р. № 10

"Нанесение на к/к Австралии крайних точек, морей, заливов, проливов, островов".

§35

Индивидуальное задание

35

Климат.

§36

Таблица в тетради

36

Внутренние воды

§37

Конспект в тетради

37

Органический мир, Природные зоны.

Пр.р. № 11

Пр.р. № 11

"Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам".

§36; 37

Таблица в тетради

38

Австралийский союз.

§38

сообщение

39

Океания.

Пр.р. № 12

Пр.р. № 12

"Составление географической характеристики Океании"

§39

Индивидуальное задание.

Южная Америка (10 часов)

40

Географическое положение.

Пр.р. № 13

Познакомить учащихся с географическим положением Южной Америки, природой, населением, странами Южной Америки

Называть:

и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии.

Определять:

черты сходства и различия в географическом положении Южн. Амер. и Африки.

Описывать:

географическое положение континента.

Объяснять

влияние географического положения на особенности природы континента.

Пр.р. № 13

"Нанесение на к/к Южной Америки крайних точек, морей, заливов, проливов, островов".

§40

Задания. стр. 168 (1-4)

41

История открытия и исследования материка.

§40

Сообщение

42

Рельеф.

Пр.р. № 14

Пр.р. № 14

"Нанесение на к/к Южн. Америки  гор, вулканов, равнин, плоскогорий, возвышенностей"

§41

Задания. стр. 170 (1-4)

43

Климат.

§42;

Задания. стр. 174 (1)

44

Внутренние воды.

§43

Задания. стр. 174 (2-3)

45

Природные зоны.

§44

Таблица в тетради.

46

Изменение природы человеком.

§44

Таблица в тетради.

47

Население и политическая карта.

§45

Задания. стр. 183 (1-4)

48

Страны Южной Америки.

§46; 47

Сообщение

49

Обобщающее повторение по теме "Южная Америка".

Пр.р. № 15

Пр.р. № 15 

"Составление комплексной географической характеристики Бразилии"

Индивидуальное задание.

Океаны (3 часа)

50

Тихий океан.

.

Уметь давать физикогеографической характеристики океанов

Называть:

и показывать важнейшие географ. объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хоз.деятельности человека, меры по охране воды, крупные порты.

Объяснять:

особенности рельефа дна океанов, образование течений.

§17

Характеристика океана по плану

51

Индийский океан.

§18

Характеристика океана по плану

52

Атлантический океан.

§19

Характеристика океана по плану

Полярные области Земли (4 часа)

53

Антарктида. Географическое положение.

Пр.р. № 16

Уметь давать физико-географ. характер. полярных областей Земли.

Называть и показывать:

имена путеш. и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности геогр. полож. основные географич. объекты

Особенности компонентов природы Антарктиды и Сев.Ледовитого океана. Координаты полярных станций, природные ресурсы, природу.

Пр.р. № 16

"Нанесение на к/к Антарктиды морей, заливов, проливов, островов".

§48;

Конспект в тетради.

54

Открытие и исследование Антарктиды.

§48;

Сообщение

55

Природа материка.

§49

Конспект в тетради

56

Северный Ледовитый океан.

§20

Характеристика океана по плану

Северная Америка (12 часов)

57

Географического положение.

Пр.р. № 17

Уметь давать физико-географ. характер. Северной Америки, политич.карте Северной Америки,

Называть и показывать:

имена путеш. и исследователей, их вклад в изучение  природы и народов материка, элементы береговой линии.

определить:

географическое положение материка

объяснять:

влияние географического положения материка на его природу

Пр.р. № 17

"Нанесение на к/к Сев. Амер. морей, заливов, проливов, островов".

§50

Задания. стр. 208 (1)

58

История открытия и исследования.

§51

Задания. стр. 208 (2)

59

Рельеф.

Пр.р. № 18

Пр.р. № 18

"Нанесение на к/к рельефа"

§52

Задания. стр. 210 (1-4)

60

Климат.

§53

Индивидуальное задание.

61

Внутренние воды.

§54

Индивидуальное задание.

62

Природные зоны.

§55

Таблица в тетради.

63

Изменение природы человеком.

§55

Индивидуальное задание.

64

Население и политическая карта.

§56

Индивидуальное задание.

65

Канада.

§57

сообщение

66

США.

Пр.р. № 19

Пр.р. № 19

"Комплексная характеристики США и Канады"

§57

сообщение

67

Страны Средней Америки.

§58

сообщение

68

Мексика.

§58

сообщение

Евразия (32 часа)

69

Географическое положение. Пр.р. № 20

Уметь давать физико-географическую характерист. Евразии, полит. карту, страны.

Называть и показывать:

имена путеш. и исследователей материка, элементы береговой линии. 

определить:

географическое положение материка

описывать:

особенности географ. полож. в сравнении с др. материками.

Объяснять:

роль географ. исследований русских путешественников

Пр.р. № 20

"Нанесение на к/к географич. объектов по береговой линии Евразии"

§59

Задания. стр. 233 (1-2)

70

Отечественные имена на карте Евразии.

§59

Задания. стр. 233 (3-4)

71

Местоположение Челябинской области.

(НРК)

§59

Конспект в тетради

72

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Пр.р. № 21

Пр.р. № 21 

"Нанесение на к/к рельефа"

§60

Таблица в тетради

73

Рельеф и полезные ископаемые Челябинской области.

(НРК)

§61

Таблица в тетради

74

Климат.

§62 Климатограммы поясов Евразии

75

Внутренние воды Евразии.

§63

Характеристика по картам и плану

76

Внутренние воды Челябинской области.

(НРК)

§63

Характеристика по картам и плану

77

Природные зоны Евразии.

§64

Таблица в тетради

78

Природные зоны Челябинской области.

(НРК)

§65

Таблица в тетради

79

Население и политическая карта Евразии.

Пр.р. № 22

Пр.р. № 22

"Изучение политической карты Евразии"

§66

Индивидуальное задание.

80

Население и политическая карта Челябинской области.

(НРК)

§66

Индивидуальное задание.

81

Страны Северной Европы.

§67

Творческое задание

82

Страны Западной Европы.

§68

Конспект в тетради

83

Великобритания.

§68

сообщение

84

Франция.

 

§69

сообщение

85

Германия.

Пр.р. № 23

Пр.р. № 23

"Комплексная характеристика Франции и Германии"

§70

сообщение

86

Страны Восточной Европы.

§71

Индивидуальное задание.

87

Страны Балтии.

Конспект в тетради.

88

Белоруссия.

Конспект в тетради.

Сообщение

89

Украина.

Конспект в тетради.

90

Молдавия.

Конспект в тетради.

91

Страны Южной Европы.

§72

Индивидуальное задание.

92

Италия.

§72

Индивидуальное задание.

93

Страны Юго-Западной Азии.

§73

Характеристика по плану

94

Страны Центральной Азии.

§74

Характеристика по плану

95

Страны Восточной Азии, ,

§75

Индивидуальное задание.

96

Китай

§76

Индивидуальное задание.

97

Япония.

Пр.р. № 24

Пр.р. № 24

"Комплексная характеристика  Китая и Японии"

§75; 76

сообщение

98

Страны Юго-Восточной Азии.

§78

Индивидуальное задание.

99

Индонезия.

§78

сообщение

100

Обобщающее повторения по теме "Евразия".

Конспект в тетради.

Творческое задание

101

Резервное время

102

Резервное время


Раздел IV Учебно - методический комплекс.

учебно-методический комплект

1. Примерная программа по географии.

Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12] с.

2. Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. М.: Дрофа, 2013.

  1. Атлас для 7 класса. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
  2. Контурные карты. География. 7 кл. – М.: Дрофа, 2012-13 г.
  3. Краткий справочник по Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2006 г.
  4. Атлас Челябинской области. – Челябинск: Абрис, 2013г.

учебно - методический комплекс

М.А.Андреева, А.С.Маркова, "География Челябинской области", Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2002 г.

Г.Н.Элькин Учебно-методическое пособие для учителя. С.-П Паритет 2000 г

Т.В.Воробцова Учебно-методическое пособие для учителя. Волгоград Учитель-АСТ 2002 И.И.Нагорная Учебно-методическое пособие по географии. Волгоград Учитель-АСТ 2003

Н.И.Шувалов "От Парижа до Берлина по карте Челябинской области", Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989 г.

В.Б.Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии»  Москва Дрофа  1998 г.

Краткий справочник. Челябинская область. Познай свой край; Челябинск, Абрис, 2007 г.

*Приложение:

ЦОР «География»

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «География».

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными  и  человеческими  ресурсами,  хозяйственного  потенциала,  экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации  человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Раздел VI. Контрольно-измерительные материалы.

  1. http://www.fipi.ru/
  2. Географический образовательный портал http://mygeog.ru/
  3. http://kurokam.ru/load/testirovanie_i_kontrol/geografija


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (6 класс)

рабочая программа по географии,  для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIвида № 1226 класс...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122 (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 8 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...

рабочая программа учебного предмета "География" для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная" (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №122 (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 9 КЛАСС(базовый уровень)Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс огр...