«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».
методическая разработка по психологии

Кузьмина Марина Сергеевна

«Работа с детьмиимеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Санаторная школа – интернат»

Ивановская область, г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49

тел./факс8 (49351) 3-13-26; 4-94-47

электронная почта: shool_deaf@ mail.ru

Доклад

«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

Подготовила: Кузьмина М.С.

Шуя, 2021г.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения детей, имеющих особые образовательные потребности в в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Расширить представление о понятии «Дети, имеющие особые образовательные потребности».

2. Сформировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

3. Обсудить условия повышения качества в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. 

 Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

        Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

      Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

      В настоящее время происходит дифференциация понятия «ограниченные возможности здоровья», выделяется такой термин,  «как особые образовательные потребности». Особыми можно назвать образовательные потребности одаренных детей, детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей,  леворуких  детей, детей с инвалидностью,  нуждающихся  в индивидуальных образовательных маршрутах.    

    Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа  – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

      Инклюзивное образование ориентировано на то, что все дети, несмотря на свои физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования - они обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

          Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

                    Во всем мире сейчас отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования.

        По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании - общемировая тенденция, характерная и для современной России.

        Проблема роста количества детей с ОВЗ коснулась и нашей школы - интернат. Так за последние три года количество детей с ОВЗ в школе- интернате возросло. В настоящее время насчитывается 33 обучающихся с ОВЗ. Из них 10 имеют программу АОП вариант 1 и 23 обучающихся программу АОП для ЗПР.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.С нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.С нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9 дети-инвалиды

       К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

     Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

Основные  характеристики одаренности:  

 - высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности;                                                                        

- высокая мотивация  к той или иной деятельности;                                                                  

- высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств  свидетельствует  о его одаренности!

«Качество образования» и «одаренные дети» - это два взаимосвязанных понятия. Раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Именно поэтому необходимы меры по активизации работы с одарёнными детьми. Одарённым детям должны быть представлены условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Задача системы образования заключается в том, что, создав условия для всестороннего развития каждого ученика, необходимо найти и помочь каждому ребёнку развиться в той области творчества, где он наиболее активно сможет проявить свои способности и таланты.

Таким образом, одной из важнейших проблем современной педагогики является поиск путей поддержки и сопровождения детей с особыми потребностями, позволяющими обеспечить доступность получения ими качественного образования.     

 Для обеспечения качественного образования детей с особыми образовательными потребностями необходимы следующие направления работы:

1.Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления  и развития  способностей каждого  ребенка.                                                        

2.Организация работы с одаренными  детьми.                                                

3.Организация и проведение  олимпиад и конкурсов для  обучающихся.        

4.Создание системы дополнительного образования по созданию условий для проявления  и развития  способностей каждого  ребенка.                                          

5.Учет  внеучебных достижений обучающихся - портфолио.  

6. Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования.

7. Дистанционное обучение  как возможность освоения программ независимо от места проживания.                                                  

           Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью. Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.