Использование возможностей электронного журнала для формирования УУД
статья на тему

Шмакова Екатерина Геннадьевна

Электронный журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование возможностей электронного журнала для формирования УУД

Современное общество трудно представить без постоянно обновляющихся технических новинок и разнообразных информационных ресурсов, которые востребованы во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и образовательной.  Школа за последнее десятилетие старается не отставать от времени. В образовательном процессе нашла применение компьютерная техника, завоёвывает позиции интерактивная доска, находят применение различные информационные ресурсы.

Школа всегда являлась как источником, так и потребителем информационных ресурсов и в результате всего спектра своей деятельности создавала и поглощала множество информационных потоков. В глобальном смысле под информационными ресурсами мы понимаем    идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство [4]. В то время, когда информатизация общества, не коснулась образования, носителями информации служили книги, в частности, учебники, документы, регламентирующие и регулирующие учебный процесс на бумажных носителях.

В обществе отслеживается следующая тенденция: чем больше расход информационных ресурсов, тем больше их рост. Как следствие этого понадобились альтернативные источники информации и технические средства, которые справляются с мощными информационными потоками. Так современные информационные ресурсы стали востребованы и в образовании и их развитие позволило:

превратить образовательную деятельность в глобальную человеческую деятельность;

сформировать внутригосударственный  рынок образовательных услуг;

образовать всевозможные базы данных различного уровня (от уровня отдельного образовательного учреждения до уровня государственных  структур, занимающихся вопросами образования и образовательной политики);

повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений  за счет своевременного использования необходимой информации.

С. М. Авдеева отмечает, что «активное использование цифровых образовательных ресурсов, индивидуализация учебной работы школьников невозможны без формирования цифровой информационной среды школы» [1, с. 176].  Это предполагает, что следующим шагом информатизации образовательных учреждений является «глобализация» имеющихся в школе информационных ресурсов и программных средств.  Данный процесс осуществляется путём объединения   информационных ресурсов, таких как  сайты, образовательные среды, базы данных, созданные образовательные продукты для их комплексного использования в образовательной и воспитательной деятельности школы. Появляется необходимость в организационно-упорядоченной, взаимосвязанной совокупности средств и методов информационных технологий, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации ресурсов в интересах достижения поставленных образовательных целей [3], то есть в информационной системе.

Более тысячи школ города Москвы подключились к городской школьной информационная система (ГШИС). В рамках данной системы осуществляется интерактивное взаимодействие администрации школы, учителей, родителей и учеников, контролируется посещаемость учащихся, организуется информирование родителей с использованием возможностей электронной почты и мобильных средств связи, предоставляется возможность создания и использования в учебном процессе электронных журналов и дневников.

Рассмотрим функционал информационной системы, возможности его использования и влияние на качество учебного процесса.

Важнейшим элементом информационной системы является электронный дневник учащегося. Посредством дневника учащийся получает информацию о домашних заданиях, а родители достоверную информацию об успеваемости. Также посредством подключения к электронному дневнику осуществляется оперативное взаимодействие с учеником учителя, учителя с родителями. Имеется возможность создания и поддержки электронного портфолио, в котором содержится информация не только об учебной деятельности, но и о результатах внеурочной занятости учащегося.

Использование функционала электронного дневника позволяет устранить так называемый «испорченный телефон» в информационной цепи учитель – ученик – родители, так как первичная информация, предназначенная для родителей искажается при передачи её через учащегося, и в результате  родители получают вторичную информацию, то есть не всегда достоверную. У учителя появляется возможность предъявления домашних заданий в различной форме, как путём перечисления номеров из учебников, так и прикрепления разнообразных заданий в файлах. У учащегося повышается уровень ответственности и самооценка, так как его успехи и неудачи оперативно контролируются родителями и при их взаимодействии с учителем все проблемы решаются своевременно. При этом для повышения уровня самооценки предоставляются ресурсы электронного портфолио, отражающие успехи учащегося не только в школе, но и за пределами учебного учреждения. Также необходимо отметить, что при обращении к данной информационной системе родители могут получить интересующие их сведения только о своём ребёнке, информация о других учащихся для них закрыта, что свидетельствует о том, что данная информационная система функционирует в соответствии с Российским законодательством в сфере защиты информации [5].

Если электронный дневник является информационным ресурсом, предназначенным для учащихся и их родителей, то электронный журнал служит рабочим инструментом учителя. При систематической работе с электронным журналом учитель заявляет тему урока и информирует о пройденном на уроке учебном материале, что очень актуально для учащихся, отсутствующих на этом уроке, и их родителей. В конце урока учитель заходит  в раздел «Домашнее задание», где имеет возможность прикрепления любой информации, что экономит учебное время, так как если предъявленная учебная задача не сформулирована на доступном для всех учеников носителе, то надо диктовать её текст.

Несомненным преимуществом электронного журнала является его доступность с любого компьютера и в любое время, что даёт возможность учителю проанализировать результаты своей работы в методический день, когда доступ к рабочему компьютеру невозможен. Также это преимущество позволяет избавиться от проблемы выставления оценок многими учителями в один журнал, что бывает в конце четверти, полугодия, триместра. Если учитель работает в кабинете, где к Интернету подключён один компьютер, а в его «окна» по расписанию проводит уроки другой учитель, то есть возможность заполнения электронного журнала из свободного кабинета, что экономит время учителя.

Особое место в электронном журнале занимает система выставления оценок. Во-первых, оценку легко исправить, во-вторых, существует возможность комментирования оценки, в-третьих, с помощью цвета производится выделение вида оценки, что позволяет увидеть, за что она выставлена (работа на уроке, домашнее задание, тест, контрольная работа и т. д.).

Если функции выставления оценок, записей домашних заданий и тем уроков присущи как для электронного, так и для обычного журнала, то формирование электронного портфолио учителя, проведение анализа успеваемости являются новыми возможностями журнала. Учитель в случае необходимости получает сформированный отчёт за указанный период в форме графика, что избавляет его от рутинной работы.

Остановимся на преимуществах «электронного расписания». В эпоху отсутствия электронных ресурсов ученик мог узнать расписание уроков только посетив школу. Если ребёнок заболел, а расписание изменилось, или уехал с родителями, то существует высокая вероятность того, что учащийся так его и не узнает, что при посещении школы вызовет дискомфорт. Электронное расписание позволяет обойтись без этих отрицательных эмоций. Родители могут контролировать время возвращения своего ребёнка домой, зная, сколько у него в день уроков. Недисциплинированные ученики лишаются возможности сослаться на незнание расписания в случае неподготовленности к уроку.

В качестве пользователей информационной системы помимо учителей, учеников и родителей выступают представители администрации школы. В управлении учебным процессом информационная система имеет как непосредственную, так и опосредованную функцию. Непосредственная функция предполагает использование возможностей информационной системы самим администратором, например, создание аналитического отчёта по одному из направлений по ряду классов и предметов, создание отчётов для вышестоящих организаций. Опосредованная  функция предполагает использование индивидуальных отчётов, подготовленных учителями при помощи информационной системы для создания администратором сводного отчёта. Необходимо отметить, что информационная система обеспечивает администратора достоверной, оперативной информацией, позволяет «гораздо быстрее реагировать на текущие изменения (буквально в режиме реального времени) в образовательном процессе, сократив время между событием и управленческим решением до минимума, что, в свою очередь, делает принятые решения своевременными, актуальными» [6, с. 105].  

Особое место в информационной системе занимает организация информирования и общения пользователей. Информационные каналы разнообразны: мобильная связь (SMS – сообщения), внутренняя почтовая система, электронная почта. Необходимость многообразия информационных каналов возникает по причине обмена информации между разными группами пользователей и целей информирования. Например, информация об изменении расписания поступает учащимся  по внутренней почтовой системе, что позволяет их информировать своевременно.   Информация об отсутствии учащегося в школе поступает родителям в форме  SMS – сообщения, что позволяет своевременно предотвращать прогулы. Информирование родителей о родительских собраниях можно организовать по электронной почте, которую родители могут просмотреть как на работе, так и дома.

Перечислив функциональные возможности информационной системы, сделаем краткие выводы о том, как они влияют на повышение качества образования.

1. Учащиеся получают систематизированную информацию по результатам своей учебной деятельности, что повышает мотивацию и позволяет выстраивать свою успешную образовательную траекторию,  получая помощь от учителей-предметников, классного руководителя и родителей, занимающих активную позицию в области образования своего ребёнка. «Процесс обучения становится прозрачным и понятным, что ощутимо влияет на мотивацию учащихся и повышает качество образования» [7, с. 66].

2. Учителя-предметники имеют прямой канал связи, как с учениками, так и с родителями, что позволяет максимально индивидуализировать обучение. В свою очередь, администрация школы получает достоверную информацию о качестве работы учителя, что позволяет в случае возникновения проблем, оказать срочную методическую помощь.  Для учителей появляются следующие возможности: «использование технологий индивидуального обучения, дистанционных форм обучения, вариативности содержания образования, привлечение родителей и других участников образовательного процесса к различным аспектам учебного процесса» [6, с. 102].

3. Классный руководитель, проводя анализ успеваемости класса, вовремя реагирует на снижение успеваемости, проводит индивидуальные беседы с учащимися, взаимодействует в системе педагогической поддержки с учителями – предметниками. Несомненные преимущества: «существенная экономия времени классного руководителя; оперативное донесение информации до родителей учеников; доведение до родителей информации об успеваемости и поведении ребёнка» [7, с. 68].

4. Администрация учебного учреждения имеет возможность оперативного контроля учёта успеваемости, как по отдельным ученикам, так и по классам, получает «мониторинг состояния образования в школе» [6, с. 103], что позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Проводит сравнительный анализ работы учителей, что позволяет организовать семинары и мастер-классы  в контексте  проблемных зон.

Хочется также отметить, что «с развитием информационных технологий в России документооборот предприятий имеет нарастающую тенденцию перехода от бумажной формы к электронной» [2, с. 26]. Ещё в 2005 году С. О. Белык, в своей статье «Использование электронного журнала в работе учителя» [2], отмечает в качестве недостатка использования электронного журнала «необходимость ведения двух копий классного журнала – в электронной и традиционных формах» [2, с. 29]. Данная мысль получает развитие в статье «Электронный журнал и виртуальный дневник ученика: комплексная информационная система для современной школы» [7], где авторы пишут не а двух, а о трёх копиях классного журнала, отмечая «затраты на бумагу и потери времени педагогов» [7, с. 65]. Но, к сожалению, эта ситуация не изменилась и к 2012 году. Авторы статьи  «Электронный журнал – новые возможности управления» [6] указывают, что «основной задачей администрации на этапе внедрения электронного журнала становится минимизация влияния сдерживающих факторов, главный из которых – дополнительная нагрузка на учителей-предметников, классных руководителей» [6, с. 104]. В качестве одного из условий авторы статьи [6] предлагают заполнять традиционные (бумажные) журналы не по «классам», а «по учителям», что сократит время на лишние копии и поиск нужного журнала. Другое условие, которое позволит полностью вытеснить бумажный журнал и дневник – система сохранения данных на съёмном носителе, что должно стать первоочередной задачей для заместителя руководителя по информационным технологиям. Если данные не могут быть потеряны по причинам отказа работы системы безвозвратно, то дневник заменяет ведомость, в которую проставляются только четвертные (триместровые) и годовые оценки.

Список литературы

  1. Авдеева С.  М. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С. М. Авдеева // Народное образование. – 2008. – №1. – С.176-177.
  2. Белык С. О. Использование электронного журнала в работе учителя / С. О. Белык // Информатика и образование. – 2005. – №11. – С.26-29.
  3. Головицына М. В. Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств / М. В. Головицына, М. : Бином, 2008. –  432 с.
  4. Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации» / Г. Р. Громов, – М. : Наука, 1984. – 237 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации :  [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.] // Российская газета. – 2006. – №4131. – С.1-4.
  6. Фирсова М. М. Электронный журнал – новые возможности управления / М.М. Фирсова, Н.В. Новожилова // Народное образование. – 2010. – №8. – С.102-106.
  7. Якушина Е. В. Электронный журнал и виртуальный дневник ученика: комплексная информационная система для современной школы / Е. В. Якушина, С. В. Буланов, И. А. Гаврилин // Школьные технологии. – 2010. – №1. – С.65-72.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О возможностях использования элементов электронных образовательных ресурсов при обучении химии в учреждении СПО"

В статье кратко описана возможность использования электронных образовательных ресурсов при обучении химии на примере темы "Алкены"....

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Возможности применения современных электронных средств на предметных уроках в современной школе огромны, практически безграничны. Ведь обучение школьников происходит  в компьютерной среде, ...

Выступление на педагогическом совете "об использовании электронного журнала в школе"

С 2014 года все школы России постепенно переходят на использование электронных журналов и дневников. Дневник.ру это уникальный образовательный проект с рядом приемуществ, с которыми наша школа у...

Использование возможностей проектной деятельности для формирования здорового образа жизни школьников

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания  и их практическое применение....

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...

Использование возможностей электронной доски «Mimio» на уроках физики.

Использование возможностей электронной доски «Mimio» на уроках физики....