Социальное проектирование в деятельности педагога
статья на тему

Скворцова Елена Анатольевна

В данном материале описана технология социального проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Скворцова Е.А.,

учитель технологии

МАОУ «СОШ№2 р. п. Красные Баки»

Социальное проектирование в деятельности педагога.

Сущность и отличительные черты социального проектирования

Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.
Под 
проектом в российском и международном образовании понимают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся задачи, завершающихся созданием продукта.
Социальный проект является формой постановки социально-значимой задачи, обоснования ее решения и выработки предложений по практической реализации намеченного.

Социальное проектирование   – это задуманная, продуманная  и осуществляемая   деятельность, имеющая социальный эффект,  результатом которой является создание реального  (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего   практическое значение.
В ходе социального проектирования   
происходит конструктивное взаимодействие с  социумом.   Результатом этой деятельности является  создание такого продукта,  который ранее не существовал, как минимум, в ближайшем социальном окружении. При этом продукт социального проектирования необязательно должен быть вещественным.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий. 
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников. 

Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике,  обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт:

  • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
  • осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
  • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
  • командный характер работы над проектом;
  • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
  • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:

  • социальные  явления  (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
  • социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
  • социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
  • социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).

Условия  эффективного применения  социального проектирования 
в образовательном процессе

Детский социальный проект, объединяя обучение и воспитание, подразумевает применение и развитие навыков критического мышления, поиска и отбора необходимой информации, анализа проблем, моделирования ситуации, проведения социологических исследований, участия в дискуссии, обоснованного выбора альтернативного решения.

Основными  принципами социального проектирования являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • учет региональных особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Возможны различные способы интеграции социально-проектной деятельности в практику работы школы. Социальное проектирование может быть использовано:

  • для углубленного изучения отдельных тем школьной программы по различным предметам (например,  обществознания, права, экологии, краеведения).  В данном случае социальное проектирование позволит ученикам продемонстрировать полученные теоретические знания в их практическом применении.
  • во внеклассной воспитательной работе
  • в целях формирования и развития правового пространства школы
  • для установления межпредметных связейпозволяющих преодолеть предметную разобщенность существующего школьного образования
  • для организации работы  с родителямипозволяющей эффективно вовлечь их в систему школьного образования и воспитания;
  • в рамках участия школьных команд в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Технология социального проектирования
В самом общем виде работа над социальном проектом включает три основных  этапа:
Подготовительный этап:   

Его содержательная часть предполагает анализ проблемы; выяснение общественного мнения; определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотез; освещение имеющегося опыта, относящегося к решению выбранной проблемы. В организационном плане осуществляется формирование команды (если это необходимо для реализации проекта); определение сроков и представлений о последовательности действий; формулировка критериев оценки результативности проекта; распределение ролей; составление графиков работы над проектом. Важным моментом является также определение требуемых и имеющихся ресурсов – материальных (техника; учебные и справочные пособия, другая литература и т.д.); финансовых (средства, необходимые для реализации проекта); людских (определение круга лиц, заинтересованных в проекте, их творческого потенциала; рассмотрение возможности помощи со стороны взрослых, привлечения экспертов и консультантов).  Анализируются возможности школьной базы удовлетворить все имеющиеся потребности в ресурсах, при необходимости начинается поиск дополнительных ресурсов путем привлечения родителей, общественных организаций, властных структур и т.д.

Основной этап – этап действий по практической реализации проекта.

Заключительный этап (этап подведения итогов и рефлексии деятельности).

 Эта часть работы над проектом призвана концентрировать внимание на характеристике результатов работы. Она может быть как количественной, так и качественной. В последнем случае речь может идти, например, об изменении отношения к тем или иным проблемам, ценностям, об активизации определенной работы, возникновении общественного резонанса и т.д.  Характеристика качественных результатов неизбежно будет нести на себе элемент субъективности, однако она не менее важна, чем количественные показатели. Кроме того, здесь также могут использоваться некоторые  объективные показатели (напр., результаты социологических опросов, интервью, наблюдений). В итоговой части следует также соотнести ожидаемые результаты, цели и задачи проекта с реальным положением дел после реализации проекта (или на определенном этапе его реализации).

Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить  свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы деятельности педагога, по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Цель: Научить  различать понятия: добро и зло, формировать положительные, моральные качества  и этические представления у детей старшего дошкольного возраста....

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...

"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Социальное проектирование в деятельности дополнительного образовательного учреждения: опыт реализации социального проекта «Хлеб блокадного Ленинграда»

Краткосрочный проект «Хлеб блокадного Ленинграда», реализуемый в МБУ ДО "Баевский ЦДТ и ПО" в январе 2023 года стал значимым социальным событием. Проект, как форма рабо...