Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для обучающихся 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karaseva_m.a_rp_5_klass.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №7

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №___

от «____» ____ 20____г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №____

от «____» _____ 20____г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школы-интерната №7

____________

Рабочая программа

по учебному предмету «Природоведение»

для обучающихся 5 класса

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

 образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Карасева М.А

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Москва

Пояснительная записка.

Рабочая программа по природоведению для 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;

4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

     Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

     Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

     Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.;

     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);

6.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.);

7.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:

Сб.1.-М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8. Авторская программа Кмытюк Л. В., Воронкова В. В. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Владос» 2000г. Рабочая программа изменена с учетом особенностей учебника Природоведение. 5 класс / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - М.: Просвещение, 2013.

Изучение природоведения в начальных классах школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

     В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

     Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся   имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

     Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.

     Курс природоведения является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению пятиклассниками элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Преподавание природоведения направленно на коррекцию недостатков умственного развития школьников. Необходимо научить учащихся ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни.

     В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.

Задачи курса природоведения.

Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

3. Формирование здорового образа жизни.

4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности

2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.
На изучение природоведения отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.

Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса природоведения учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.

Содержание программы

Введение

     Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Смена времён года. Календарь природы. Погода. Вода в воздухе. Осадки. Температура воздуха. Ветер. Сила ветра.

Вселенная

     Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.

Наш дом – Земля

     Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Растительный мир Земли

     Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли».

Животный мир Земли

     Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Человек

     Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Есть на Земле страна- Россия

     Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

Повторение

     Повторение пройденного. Экскурсии по городу, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Организм человека.

     Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

     Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

     Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

     Охрана природы и экология.

     Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

     Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.

     Повторение пройденного.

     Закрепление знаний на практике.

     Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

   Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

     Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

     Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников наблюдений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

№ п/п

                                    Тема

Количество часов

1.

Изменения в жизни природы. Календарь природы. Погода.

2.

Температура воздуха.

3.

Вода в воздухе. Осадки.

4.

Ветер. Сила ветра.

5.

Обобщающий урок по теме: «Календарь природы».

6.

Вселенная. Солнечная система.

7.

Исследование космоса.

8.

Наш дом – Земля. Планета Земля.

9.

Воздух. Значение воздуха.

10.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

11.

Поверхность суши. Горы.

12.

Почва.

13.

Полезные ископаемые.

14.

Нефть, каменный уголь, газ,

торф.

15.

Обобщающий урок по теме: «Планета Земля».

16.

Человек и его здоровье.

                                           Итого за I четверть –

16 часов

2 четверть

№ п/п

                               Тема

Количество часов    

17

Вода. Свойства воды. Значение воды для жизни человека.

18

Вода в природе.

19

Воды суши: ручьи, реки.

20

Воды суши: озера, болота, пруды.

21

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

22

Обобщающий урок по теме «Вода».

23

Есть на земле страна Россия. Российская Федерация. Многонациональное население.

24

Москва – столица нашей Родины.

25

Города нашей Родины. Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург.

26

Города России. Нижний Новгород, Казань,

Волгоград.

27

Города России. Новосибирск, Владивосток.

28

Золотое кольцо России. Сергиев Посад,

Переславль-Залесский, Ростов.

29

Обобщающий урок по теме: «Наша Родина – Россия».

30

Викторина «Города России».

                   Итого: за II четверть –14 часов

3 четверть

№ п/n

                        Тема

Количество часов

31

Растительный мир земли. Разнообразие растительного мира.

32

Среда обитания растений.

33

Части растения.

34

Деревья, кустарники, травы.

35

Лиственные деревья.

36

Хвойные деревья.

37

Дикорастущие и культурные кустарники.

38

Травы.

39

Декоративные растения.

40

Лекарственные растения.

41

Комнатные растения.

42

Обобщающий урок по теме: «Растительный мир земли». Охрана растений.

43

Животный мир земли. Разнообразие животного мира.

44

Животные: насекомые.

45

Рыбы.

46

Земноводные и пресмыкающиеся.

47

Птицы.

48

Звери.

49

Обобщающий урок «Животный мир земли».

50

Экологическое мероприятие «Час Земли».

51

Животные Красной Книги.

52

Экскурсия в лес.

                                             Итого за III четверть –

22 часа

4 четверть

№ п/n

                     Тема

Количество часов

53

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

54

Уход за животными в живом уголке. Видео-экскурсия в живой уголок.

55

Выращивание комнатных растений и уход за ними.

56

Аквариумные рыбки.

57

Собаки.

58

Домашние кошки.

59

Обобщающий урок «Домашние животные».

60

Человек. Как устроен и работает наш организм.

61

Здоровье человека.

62

Осанка человека.

63

Органы чувств.

64

Здоровое питание.

65

Органы дыхания. Правила гигиены.

66

Обобщающий урок по теме: «Человек».

67

Викторина: «Оказание первой медицинской помощи».

68

Мероприятие «Вредные привычки».

                                              Итого за IV четверть -

16 часов

                                                               Итого за год -

68 часов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
· Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
· Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

Учащиеся должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся I уровня обучения

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся II  уровня обучения

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.

2.Дневник наблюдений по природоведению для 5 класса спец. (коррекционных) бразоват. Учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова.- М.,

Владос, 2009.

3. Лифанова Т.М. , Е.Н. Соломина. Природоведение. 5 класс : учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. :  Просвещение, 2011.

4.Лифанова Т.М., О.А.Дубровина. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс. : учеб. пособие для учащихся специальных  (коррекционных)

Образовательных учреждений VIII вида. М. : Просвещение, 2011.

5. Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана   в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 8 класса 2019-2020 учебный год (учебник О.Б. Соболевой)

Рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету "Обществознание"  составлена еа основе:Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 класса составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-4 классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 8 классана 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 0, 2 и 4 классов (I вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе:АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).Программы специальных коррекционных общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...