" Песенные жанры"
методическая разработка по теме

Данный материал представляет собой методическую разработку. В ней поднимаются вопросы преподавания песенных жанров. Для педагогов по вокалу и учителей музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesennye_zhanry.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

                           ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ       

                 ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН     

                         

            МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

           

              «Песенные жанры»

   

                                         

                                                            

концертмейстер
Чухрай  Светлана Валерьевна

 

 

                                             Кореновск  2016  г

Содержание:

Введение. Понятие «жанр» в искусстве.

I. Вокальные жанры.

1. Песня  - самая распространённая  форма  вокальной музыки.

 II. Основная часть. «Песенных жанры»

1. Виды песенных жанров

1.1 Академическая песня

1.2 Народная  песня, кубанская песня

1.3. Джазовая песня

2. Взаимопроникновение различных  видов  песенных жанров

Заключение.

Список литературы

Перечень мультимедийных  и технических средств обучения

Приложения

Введение.

Понятие  «жанр» в искусстве.

            Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу.

ЖАНР (от франц. genre) (в искусстве) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.
          В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение,  песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой,  психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу  исполнения (вокальные  - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные;  инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.).  В 20 веке  происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

Музыкальный жанр – это вид  или  род музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками . Различаются музыкальные жанры между собой не только названием. Есть четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. Это:

тип художественно-музыкального содержания;

стилевые особенности данного жанра;

жизненное назначение произведений данного жанра и выполняемая ими роль в обществе;

условия, в которых возможно исполнение и прослушивание (просмотр) музыкального произведения конкретного жанра.

Основные музыкальные жанры.

Все музыкальные жанры с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые.

Театральные жанры ( главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.);

Концертные жанры (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.);

Массово - бытовые жанры (это песни, танцы и марши во всём их многообразии);

Культово-обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

Наиболее крупные музыкальные жанры  -  опера, балет, оратория, кантата, симфония,  концерт, соната. Они действительно являются  основными  и поэтому  нет  ничего удивительного в том, что каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей.

Разделение жанров  очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Например, это происходит тогда, когда настоящий жанр музыкального фольклора воссоздаётся композитором на оперной сцене (как в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), или в каком-нибудь концертном жанре – так, к примеру, в финале 4-й симфонии Чайковского процитирована очень известная народная песня.

Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и  c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам.

1.Вокальные жанры

           Вокальная музыка  старше инструментальной:  есть все основания полагать, что музыкальное искусство ведет свое происхождение от пения, отсюда и его интонационная природа. При этом под вокальной музыкой принято понимать пение со словами. В музыкальной литературе имеется немало примеров использования человеческого голоса в качестве инструмента: солирующего в вокализах,  ансамблевого — в сочетаниях с разными инструментами и даже оркестрового.
       Развитие городов с их специфическим бытом породило и новый тип песен — городские; на их основе и при заметном воздействии танцевальных жанров сформировался жанр романса, на Украине — народного, в России — авторского. Песенное происхождение имеют и другие вокальные жанры — баллада, заключающая в себе развернутое повествование эпического характера,  ария (не только как важнейшая составная часть оперы, оперетты, мюзикла, но и как самостоятельное концертное произведение), которой присущ скорее лирический характер. К ним примыкают элегия, серенада, баркарола. Особый, более сложный жанр представляет собой вокальный цикл, образуемый несколькими достаточно самостоятельными, но объединенными общей художественной задачей вокальными сочинениями. Вокальные циклы писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Глинка, Мусоргский, Шостакович, Свиридов и многие другие композиторы.
      Наряду с сольно-вокальными жанрами складываются жанры  хоровые. Это ,прежде всего,  хоровая миниатюра, чаще называемая просто хором. Свобода построения, редкое обращение к куплетной форме, явная тенденция к соответствию музыки словам на всем их протяжении сближают хоровую миниатюру с жанром романса (не случайно многие романсы переложены для хора). Подобно вокальным циклам, бытует и жанр хорового цикла, иногда называемого хоровой сюитой.

       В концертной  практике  немалое место занимают произведения литургического характера — как православной традиции («Литургии» Чайковского и Гречанинова, «Литургия» и «Всенощная» Рахманинова), так и католической (мессы Баха, Бетховена, Брамса, Реквиемы Моцарта, Верди). Если в церковной практике эти жанры включают в себя кроме песнопений еще и молитвы, ритуальные действия, процессии, то на концертной эстраде они становятся разновидностями кантатно-ораториального жанра и представляют собой многосоставные произведения, частями которых служат хоры, ансамбли, арии. Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или  a cappella.

1  Песня  - распространённая форма  вокальной музыки.

             Самый ранний вид музыкального искусства – вокальная музыка, создаваемая для одного или многих голосов. Еще в глубокой древности люди пользовались голосом для звуковых сигналов, общения друг с другом. Ведь человеческая речь и музыка имеют одни корни. Самые простые и древние формы вокальной музыки сохранили ощутимую связь с пастушескими зовами, охотничьими или военными кличами. Со временем вокальная музыка развивалась и усложнялась, но еще долго была неразрывно связана с трудом, бытом, обрядами. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии.
       Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения .В человеческой речи есть музыкальный элемент – интонация. В вокальной музыке  - это основа выразительности.  Иногда мелодия прямо рождается из интонаций речи .Но так бывает не всегда. Если в речи подъемы и повышения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка вносит в них повторность, ритмическую размеренность. Поэтому большинство вокальных произведений чаще пишется на стихотворный текст, где есть рифмы и ритм. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из когда-то единого искусства – песни. Она сопровождает человека с детства и до старости. В этом простом и доступном музыкальном жанре заключается огромный мир мыслей, чувств, образов.
   Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке – и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном – припевом).
           Объединив два разных искусства – поэзию и музыку, песня – это результат синтетического произведения. То, что можно выразить словами, в значительной мере нельзя передать музыкой, и наоборот. Слова и музыка в песне углубляются, дополняют друг друга; именно поэтому синтетический песенный образ обладает исключительной конкретностью, многогранностью и особой силой воздействия на слушателя. Ее значимость и популярность среди самых различных возрастных, национальных и социальных групп существенна.
                     Песня разделяется на две большие группы: народную и создаваемую композиторами. Между ними существует постоянная взаимосвязь.  В операх, симфониях, камерной музыке композиторы часто используют народную песню или ее интонации. В свою очередь, некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ и становятся народными, как произошло с песнями М. Блантера «Катюша» и «Смуглянкой» А. Новикова.
     Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Очень много песен пришло к нам из кинофильмов. Особенно популярны и любимы песни И. О. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», А. Петрова  из всех фильмов Э. Рязанова. Эти фильмы и представить нельзя без этих прекрасных песен, они украшают и обогащают, делают эти фильмы ближе и роднее народу.

Представить нашу жизнь без  песни  невозможно. Из них даже можно составить целую летопись жизни страны, жизни общества.

Песни входят в репертуар всех без исключения вокальных ансамблей.

Проблема состоит в том , что некоторые руководители  неправильно подбирают репертуар , который часто не подходит для данного ансамбля.
Для  этого  надо  уметь   различать  песенные жанры,  знать их особенности исполнения.

II. Основная часть. « Песенные жанры»

1 Виды песенных жанров

1.1 Академическая песня

      Академический вокал – это классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
       Академическая манера пения имеет ряд отличительных особенностей как в звукообразовании, так и в расположении артикуляционных форм. Академической манере пения свойственен легкий зевок при звукообразовании, куполообразная форма рта, приподнятое мягкое небо, округленные гласные. Звук усиливается за счет вокально-дыхательного подсвязочного  давления в  резонансный  пункт с максимальным выявлением акустической возможности голосового аппарата. Максимально приподнятое мягкое небо и маленький язычок дают возможность округлить ротовую полость («акустический зал»), опустить нижнюю челюсть, корень языка, небную завесу растянуть и приподнять. Корень языка должен быть опущен как можно ниже. Положение формы рта и корня языка меняется в зависимости от произносительных норм гласных и согласных .Технологические формы звукообразования академической манеры пения в отличие от народной имеют большие диапазонные возможности в подборе художественно-исполнительского репертуара.

В академической манере пения  чаще всего используют грудной, головной и микстовый резонаторы.  Певцы свободно переходят из одного регистра в другой, не ограничивая диапазон художественных произведений.

С  обучения  академической  манере начинается, как правило, работа над постановкой голоса в ДМШ и вокальных кружках. Прежде всего, это вокальные упражнения  -  различные  попевки,  вокализы,  несложные песни, кантилены. Они позволяют максимально развить диапазон голоса, улучшить тембровые качества голоса, сделать голос ярким , подвижным и полётным.
Необходимо  определить допустимую  для учащегося  тесситуру и диапазона произведений, а также возможной динамической палитры :  эти факторы являются важнейшими критериями при выборе детского вокального репертуара. Некоторые педагоги часто отказываются использовать классические произведения на уроках вокала , и этот отказ неправомерен. Развитие певческого голоса и навыков пения в академическом стиле немыслимо без изучения широкой палитры классической вокальной музыки. Среди огромного количества произведений есть немало доступных для исполнения в детском возрасте, и необходимо определить параметры для их отбора и распределения по этапам вокального развития и возрастным категориям.
 Кроме того , необходимо обновлять детский вокальный репертуар:  в нём должны присутствовать также песни и романсы современных авторов, народные песни в классических обработках. Детский академический вокальный репертуар необходимо ограничивать по степени вокальной нагрузки: недопустимо предлагать для исполнения в детском возрасте произведения для драматического голоса и оперные арии, а также произведения в высокой или низкой тесситуре. В процессе формирования  «смешанного» тембра детского голоса следует учитывать, что ему свойственно фальцетное смыкание голосовых складок и двухрегистровость. Репертуар должен подбираться с   требованием соответствия задаче охраны и развития детского голоса, певческими возможностями юных исполнителей и особенностями внутреннего мира ребёнка.

1.2  Народная песня

         Древние истоки народной песни можно найти в разных национальных эпосах (« Слово о полку Игореве», « Витязь в тигровой шкуре», «Калевала»).
Песни народных певцов древности, наполненные реальными впечатлениями  содержали поэтический вымысел и собственные авторские чувства.                                    Народно-песенное творчество — тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития.  Русское народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство — интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Слово в русском пении всегда было предметом особой заботы. Манера исполнения русских песен характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства — радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность и искренность. Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура России и профессиональное музыкальное образование.
        Взаимоотношения музыки и слова в песне – это, в сущности, даже не отдельная проблема, это целая наука.  Ведь все напевы, народные песни всегда развивались параллельно с  речью и  поэзией. Хотя четко осознать это соотношение нелегко, особенно это относится к народной песне. Народная песня повлияла на все жанры профессиональной музыки – от  романса  до оперы,  оратории,  симфонии. Именно в народном песенном искусстве родились важнейшие музыкальные жанры вокальной музыки и принципы ее формообразования.    Русской народной песне присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей бытования в той или иной среде, условий исполнения, по содержанию и форме различают трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, эпические, лирические, солдатские, частушки, а также песенные напевы с вариациями, батрацкие, песни крепостной неволи, бытовые  фабрично  -  заводские и рабочие революционные.
      Народная песня является, несомненно, бесценным музыкально-педагогическим материалом, отражающим в своем содержании формировавшийся веками исторический синтез нравственного и эстетического. Она представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания. Ценность народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы.  В  центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность.  В народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия. Говорят, что музыка – это душа народа, а значит народное пение – душа русского народа. Именно поэтому русская песня до сих пор популярна и любима не только в нашей стране. О неувядающей популярности этого жанра говорит обилие конкурсов народной песни, телепередач, программ, коллективов и солистов, работающих в народном стиле.
       Народно-песенный фольклор – это ясность выразительности передачи слова. Дикция должна быть отчетливой, связанной с говором и фонетикой разговорной речи, яркостью, звонкостью «близкого» звука произносительных норм гласных. Звук идет более прямолинейно, нежели в академической манере, «куполообразно». Можно сказать, что основными резонаторами народной манеры пения являются: грудь, полость рта, твердое небо, зубы.
 В народной манере пения между регистрами существует своеобразная изолированность, т. е. нет сглаживаемого перехода. Кроме того, произведения, включающие в себя элементы движения рук, головы, ног, вносят в исполнительскую народную манеру пения черты подлинной народности, жанрового своеобразия. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках. При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом. Так называемое горловое пение – разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.
       Занятия   народным  вокалом  детей  1 года обучения  начинаются , обычно, с   пения  попевок , колыбельных песен ,  потешек,  , хороводных песен. Часто  эти    простейшие  песни строятся на  нотах   в   пределах  натуральной гаммы.  При  подборе репертуара  надо учитывать  и ладовую  и гармоническую составляющую произведений. Пение песен в сложных ладах надо начинать уже на 2-3 году обучения.
 Основные качества детского голоса – легкость, звонкость. Необходимо избегать плечевого дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям из каких понятий складывается качество голоса:  тембр, диапазон, ровность звука,  техника владения  голосом  –  а  не  громкость.  Процесс  пения  должен   протекать осмысленно. Надо научить детей петь на  «опоре»  ровным  непрерывным звуком , нельзя кричать,  нужно тянуть звук, как можно дольше без перенапряжения организма. Вибрато в народной манере появляется как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно- рефлекторного речепения. Особенность народного пения  -однорегистровое пение в пределах октавы ,пение на местном наречии ,сохранение признаков певческой традиции: естественный, близкий звук; незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску; дикция, близкая разговорной речи;  естественное головное  резонирование, без яркого прикрытия голоса; плотное грудное звучание.  Народный голос отличает яркое,  звонкое,  светлое звучание.   Весь  звук  сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.
1.3  Эстрадная песня

           Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре.  Эстрадная  музыка  сегодня – это не просто вид искусства,  но и социокультурный  феномен .  Она привлекает почитателей своей экспрессивностью,  непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения,  достаточно простым, по сравнению с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем произведений. 

Эстрадный вокал – эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадная вокальная школа возникла в США.

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Оно ,прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

      Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. Главное отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного заключается в другом – в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для  выпевания  фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет важное  значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни. Также особенность эстрадного пения заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания. В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других – результатом долгого и кропотливого труда. Часто невольно, а иногда сознательно многие вокалисты подражают любимым эстрадным исполнителям,  слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд.

Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный.  Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.  В настоящее время  большей  популярностью  пользуется  сольное  и ансамблевое  пение,  причем  эстрадное  исполнение  активно перекрывает интерес к академическому.
            Как считает Радынова О.П. , детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества.  Оно привлекает современных школьников своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные  способности.При этом, внеклассные занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми.
       На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать,  раскрепощённо чувствовать себя в любой обстановке, в том числе и на сцене. Занятия эстрадным вокалом развивают коммуникативные способности ребенка, расширяют его представление о мире людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации.
       Эстрадная музыка очень восприимчива к влияниям со стороны других жанров и направлений, она намного легче ассимилирует в себе черты и особенности, почерпнутые извне, чем,  скажем, джаз, более консервативное и стабильное музыкальное направление   (хотя и джаз очень подвижен в своих формах).
     Как правило, эстрадная песня  является одной из самых доступных для детского пения . Конечно же , все песни разные , отличаются по  сложности.  Педагогу необходимо тщательно подбирать репертуар,  так как  в любой песне могут быть сложные скачки в мелодии, сложный ритмический рисунок; должны учитываться  диапазон учащихся, тесситурные  и дикционные особенности. Материал  должен подбираться с учётом  музыкального развития ребёнка, в соответствии с учётом детской физиологии.

1.4  Джазовая песня

             Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.  Говоря о джазовом вокале, следует иметь в виду, в первую очередь, совершенное чувство гармонии, ритма, очень высокую степень подвижности голоса, высокую способность к импровизации. Джазовое исполнение требует очень тонкого умения чувствовать форму произведения, способности преподнести собственную интерпретацию мелодической темы, умения видоизменять мелодию, однако соблюдая заданную гармонию.  Еще одно непременное условие джазового стиля исполнения – тонкое чутье партнера по музыке, умение слаженно импровизировать вместе с ним на ходу.
         Чем отличается джазовый вокал от привычного эстрадного или академического? Ответ прост – это импровизация. Джазовая импровизация – сложнейшее мастерство, которым немногие владеют в совершенстве.
Кроме того, для того чтобы владеть приемами джазового вокала, необходимо отлично ориентироваться в фактуре джазовой музыки. Эта музыка имеет сложный и нестандартный ритм, необычные гармонии, а голос джазового вокалиста должен максимально красиво это подчеркнуть. Джазовый вокал очень подвижен и гибок, иногда он даже повторяет тембр музыкальных инструментов. Импровизация при этом должна быть такой, чтобы вокалист не выходил за рамки гармонии.
           Пожалуй, ни один стиль не требует от вокалиста настолько совершенного владения голосом, какого требует джаз. Идеальное владение своим голосом, умение чувствовать музыку и ритм, переиначивать ее, но не терять форму композиции – важные навыки джазового певца.
Джазовое пение – непростое искусство. Лучше всего обучаться ему, имея хорошую классическую вокальную базу, поскольку джаз требует идеального музыкального слуха и отлично поставленного голоса, а с этими задачами на протяжении многих десятилетий успешно справляется академический вокал. Стилизованная джазовая песня в детском вокале появляется в репертуаре  2-3  года обучения, прежде всего из-за сложности ритмики, голосоведения, необходимости присутствия гармонического слуха, в особенности, если это - ансамбль. Как правило, берётся несложный репертуар, который должен соответствовать  тесситурным  возможностям , а также  вокально - техническому и исполнительскому  уровню ансамбля. Непосредственно же джазовое классическое произведение исполняется  в более старшем возрасте , когда уже есть классическая вокальная база, умение владеть своим голосом. Импровизация ,конечно же , прерогатива сольного пения, однако лишь немногие солисты способны успешно импровизировать . В ансамблевом звучании импровизация  встречается нечасто,  но это  демонстрация  «высшего класса» звучания.

2  Взаимопроникновение песенных жанров

             Жанры современной музыки, несмотря на их самостоятельность, подвержены стремлению к взаимопроникновению, что часто подтверждается на примерах исполнителей или групп, которые можно с равным успехом отнести как к одному жанру, так и к другому. Четкую границу в ряде случаев провести невозможно, в таких случаях группа отнесена к одному из жанров, в которых она работает.

Весьма интересны процессы ассимиляции массовой музыки на почве академических жанров , и то  какие образно-содержательные стилевые, возможности несёт такая ассимиляция для искусства академической музыкальной традиции. Чем больше обогащается ( "академизируется")  массовая музыка, тем шире оказываются возможности её контактов с жанрами профессиональной серьёзной музыки. К тому  же иногда рождаются такие жанровые сплавы, что бывает трудно определить, на чьей "территории" они возникли. Поэтому анализ одного из направлений синтезирования невольно приводит и к наблюдениям над другим. Эволюция жанров, изменения в их взаимоотношениях происходят всё время . Меняется и, массовая музыка, в особенности те её разновидности, которые наиболее подвержены влиянию моды .Меняется и академическая  музыка, её отношение к современной массовой музыкальной продукции  подвергается серьезному пересмотру . Возникают контакты, которые еще вчера казались невозможными. Формирование новых жанрово- стилевых сплавов - процесс длительный.

  Говоря об эстрадном вокале, подразумевают обычно объединение нескольких песенных направлений, объединяющих весь спектр вокального искусства. Прежде всего, это исполнение на эстраде, т.е. подобное пение обычно требует легкой подачи, доступной для понимания подавляющему большинству слушателей.

    Эстрадный вокал может включать в себя и элементы народного пения, и рок- вокала,  джазового и даже (очень редко) академического исполнения. Собственно, от последнего эстрадный вокал отличается более естественным, открытым звуком. Однако здесь также присутствуют такие понятия, как опора звука и правильная певческая позиция, певческое дыхание.

     Надо сказать, что сегодня современная эстрада достаточно тесно переплетает и объединяет в себе эстрадный и джазовый вокал. Происходит это потому, что отдельные элементы джазовой музыки то и дело включаются в эстрадные произведения.

    Исторически  джазовый  вокал  берёт  свое начало от  традиционных исполнителей латиноамериканской   и  афроамериканской музыки. Вокалист, работающий в джазовом стиле, обязательно должен обладать мощным голосом с большим рабочим диапазоном. У джазового вокалиста также должны быть хорошо развиты мелодический и гармонический слух, навык вокальной импровизации. Также исполнитель джазовых песен должен в совершенстве владеть свойственными джазовому исполнению разными приемами звукоизвлечения.

    Эстрадный и джазовый вокал в целом - это большая свобода в приемах звукоизвлечения для самих исполнителей. Дело в том, что певцы, работающие в классической манере со временем непременно «фиксируются» в ней: их голос становится очень сильным, объемным. Однако применять эти навыки где-то, кроме «родной» для них оперы, камерной вокальной музыки, академического хора и т.д., они практически не смогут. Академический вокал предполагает довольно строгие рамки для певца. Конечно, существуют исключения, когда классический вокалист выступает с сольными популярными проектами. К примеру, Дмитрий Хворостовский с программой «Песни военных лет». Однако зачастую на эстраде классический вокал выглядит достаточно скучно.  Ведь искусство академического вокала по определению предназначены для достаточно избранной аудитории, а не «для всех». В случае с Хворостовским здесь все решает харизма  певца, его проникновенное пение, его необыкновенная артистичность.

Некоторые специалисты считают, что вредно  совмещать академический и джазовый вокал. Дело  в том, что в этих двух видах вокала есть некоторые совершенно противоположные вещи:  звукоизвлечение , артикуляция, ритм, интонация. Действительно, иногда многолетний профессиональный опыт помогает вокалистам исполнять в полной мере и классику, и джаз.  
Другие – совершенно иного мнения - смешивать не только не вредно, а полезно и для того и для другого вида вокала. Известно. Что джазовые музыканты-инструменталисты учились в музыкальных школах и училищах классического образца. К тому же , считают они, академическая постановка дает возможность лучше развить диапазон голоса, что даст потом большую свободу на импровизации. Просто все хорошо в меру, и если вокалист  стремится именно к джазовой музыке, надо ею и заниматься. А академическая постановка не повредит. Эти специалисты выступают за  синтез жанров. Но! Академическая манера вокала - это точнейшее позиционное выстраивание каждой ноты в течение нескольких лет, сильно перестраивающее общую физиологию человека. Джазовая манера вокала не подразумевает обязательной подготовки в этой области, либо предъявляет к физиологии певца другие требования. Современное обучение академическому вокалу в России редко уделяет большое внимание кропотливой работе над украшениями и высокоскоростными пассажами .

В джазовом вокале большая часть течений требует хорошей подготовки именно этих приёмов, да ещё и в различных строях, что для академиста возможно, но сложно. Тип вибрато и работа над ним различны в этих манерах в корне.

Музыкальная проблема состоит в том, что перейдя к исполнению джаза, академический музыкант поневоле начинает свинговать и в классике. А это – недопустимо. Джазовые музыканты  исполнять классическую музыку на действительно высоком уровне обычно не в состоянии. Потому что ими владеют другие задачи .Появляются другие акценты, не выдерживается драматургическая линия произведений, уходит тембр, теряется ощущение композитора.

Очень сложно рекомендовать совмещение двух манер во время обучения. Это с большой долей вероятности приведёт к невысокой реализации в обоих направлениях. Обучаясь джазовому вокалу опасно заниматься академическим пением. Оно на первых порах обучения сильно закрепощает .

Рассмотрим ещё одно сочетание жанров - академический и эстрадный вокал. Классический вокал - это сложно, ему надо учиться. Единая,  проверенная временем  академическая школа вокала есть, а вот эстрадной , по большому счету, не существует. Есть много педагогов каждый со своим подходом и своей методикой... Если вокалист хорошо подготовлен по классической школе, то на эстраду он «переключиться» , при желании, всегда сумеет, а вот  обратное практически невозможно. Некоторые  певцы академического направления зачастую вообще не могут выступать на эстраде - мешает как раз то самое академическое стандартное звучание. Однако, история знает, например, 2-х самых наших знаменитых певцов академической школы с успехом исполнявших эстрадный репертуар - Георг Отс и  Муслим Магомаев. Оба они обладали весьма своеобразной вокальной манерой (с которой не справилась даже академическая школа) и глубоким понимаем эстрадной песни как жанра.        

         Есть общее в  исполнении  и  эстрадных  , и академических произведений . Они поются примерно в одном и том же диапазоне; и   в   тех и  в  других выровнены регистры голоса; и эстрадные и академические вокалисты могут исполнять примерно равные по трудности произведения; и те , и другие владеют таким многообразием оттенков тембральной выразительности голоса , которое раньше использовали только очень хорошие драматические актеры; и те и другие могут в своё пение  вставлять такие элементы , которые раньше были присущи только противоположной манере пения, т.е. академисты вставляют в свое пение эстрадные приёмы, а эстрадники – академические.

            Что касается народной песни,  то современные исполнители народных песен зачастую сочетают приемы и манеры других стилей пения (эстрадного, авторского, и даже рокового). И это не случайно, ведь во всех этих стилях есть много общего: некоторые моменты звукоизвлечения , артикуляции, дыхания. И наоборот, из народной манеры можно почерпнуть необычайное количество приемов. Неподражаемым знатоком таковых был Ф.И.Шаляпин, который будучи оперным академическим певцом, потрясающе исполнял народные песни. Главная черта народного вокала - это представление культуры народа, его традиций, свойств языка и т.п. через песню, которая естественным образом возникла в той или иной  среде. Благодаря "академическим народникам" народные песни  популяризируются. Также встречается и  смешанная  народно-академическая, и эстрадно-народная, и эстрадно - академическая манера пения.

Заключение.

         Музыкальные жанры вообще и  вокальные жанры в частности изучаются  на  протяжении  всего  периода  обучения детей   вокалу.  Песенные жанры по  программе даются  учащимся как в теории , так и на практике. Педагог должен  познакомить ребят с видами песенных жанров, раскрыть их  особенности  исполнения.  Репертуар ансамбля должен выбираться педагогом ,  исходя из стилевых и жанровых особенностей  произведений, он  должен  соответствовать  возрастным  особенностям детей. Через  изучение  искусства  вокала  происходит раскрытие личностного потенциала обучаемого. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности.

Список используемой литературы

1. Минакова А., Минаков С.. «История мировой музыки : Жанры. Стили. Направления» – Москва , « Эксмо» , 2010г.;

2.Володихин Д. М. «Музыка наших дней /Современная энциклопедия Аванта Плюс » – Москва, « Аванта Плюс», 2002г.;

3.Великие мюзиклы мира / науч. ред. и конс. И. Емельянова.  Москва , « Олма-Пресс» , 2002 г. ;

4 .Рыцарева М.Г. « Музыка и я» - Москва, «Музыка»,1994 г.;

5.Домрина Е.Н. « Беседы о музыке», Ленинград, « Просвещение» 1992 г.;

6. Кабалевский Д. М. « Про трёх китов и про многое другое», Москва,  
  « Детская литература», 1976 г.;

7. Б.В.Веймарн и др. «Всеобщая история искусств», т. 1-6, Москва, 1956-66.

8. « Большой энциклопедический словарь» , гл. редактор  А. М. Прохоров, изд. «Советская энциклопедия» (Большая Российская энциклопедия « , 2002 г.;

9. Назайкинский Е.  «Стиль и жанр в музыке» – Москва ,: «Владос», 2003 г;.

10. « Методика музыкального воспитания в детском саду» / под ред. Н.А.  

        Ветлугиной. – Москва, изд. «Просвещение», 1976 г.;

11.  Прессман Л. П.,  «Основы методики применения экранно-звуковых  

       средств обучения» – Москва, 1988 г.;

12. Л. Мархасев  «В лёгком жанре»   - Ленинград, 1984г.;

13. В. Коробка  «Вокал в популярной музыке», изд.: Студия "Рекорд", 1989 г.;

14. С. Волков « Все о музыке» , изд."Омега" ,1998г.;

Перечень мультимедийных  и технических средств обучения:

Фонохрестоматия к программе общеобразовательных учреждений по музыке (1-8 классы), науч. рук. Д. Б. Кабалевский (8 дисков).

«Джаз для малышей : музыкальная программа» / А. Климов. – Компакт-диск : Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2007. – 53 трека в МР-3 формате;

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» изд. «Кирилл и Мефодий».2007 г.;

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена ;

Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

Видеотека ,  аудиотека.

Приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Список произведений,  рекомендуемых для слушания музыки:

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Восприятие музыки и её анализ, которому  принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки, является основным видом музыкальной деятельности учащихся. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Учащиеся  получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря  широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку , становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения.

Список произведений,  рекомендуемых учащимся для  слушания  музыки:

«Дорогой длинною» (муз. Б. Фомина, ст.К. Подревского), исп.А. Вертинский;

«Утомленное солнце» (муз. Ежи Петерсбурского, сл.И.Альвека) . «Песенка Герцога»(из оп. « Риголетто»  муз.  Дж. Верди. , сл. Пиаве) исп.С. Лемешев;

 «Как  молоды мы были» (муз. А.Пахмутовой , сл. Н.Добронравова), «Прощай» ( из к\ф « Узник замка Иф» , муз. и сл. А. Градского) , исп. А. Градский;

«Королева Красоты»(  муз. А. Бабаджаняна,  сл.А.Горохова), «Песня Трубадура» (муз. Г. Гладкова , сл. Ю. Энтина),  «Мелодия» ( муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова) , « О,  море, море!» ( муз.  М. Магомаева, сл. Г. Козловского) , исп. М. Магомаев ;
«Hijo de la luna»  ( муз . и сл. гр. «Mecano») , «Time To Say Goodbye» (муз. Ф. Сартори , сл. Л.Кварантото ) исп. С. Брайтон ;

«Хабанера» из  оперы « Кармен» (муз. Ж. Бизе , сл. А. Мильяка  , Л.Галеви) исп.Л. Казарновская;

"La tarantula e un bicho"( муз. и сл. Дж. Гименеса) , исп.А. Нетребко ;

 «Гляжу в озёра синие…»  (муз. Л. Афанасьева,  сл.И. Шаферана ) (из к/ф «Тени исчезают в полдень»), исп. О. Воронец;  

«Оренбургский платок» , (муз. Г. Пономаренко ,сл.В.Бокова), « Течёт Волга»( муз. М. Фрадкина ,сл.  Л. Ошанина), исп.Л. Зыкина ;

р.н.п.« Ой, при лужку», « Тень,   тень», «Ой, вы, кони мои, вороные» , исп.Н. Бабкина и ансамбль « Русская песня»  ;

р.н.п.  «Калинушка», укр. н.п. «Рождественская» ,исп. Пелагея;

 «Реченька-речушка» ( муз. и сл. М. Девятовой) , «Лето красное» (муз.Ю.Игнатова , сл. Е.Муравьева); исп. М. Девятова  ;

« My Way»(муз. К. Франсуа,  сл. П. Анка) , «Strangers in the Night»( муз. и сл. А. Увезяна), «New York, New York» ( муз. Дж. Кандера, сл.Ф. Эбба), исп. Ф. Синатра;  
«Memory», « Never Give Up» ( муз. и сл. бр. Гибб), исп.  Б. Стрейзанд  ;  

«Think»( муз.  А. Франклин, сл. Т. Уайта),  «Today I Sing The Blues»( муз. и сл. А. Франклин);

«A Song For You» ( муз. С. Горрелла ,  сл. Х. Кармайкла) , исп. Рэй  Чарльз;

«Jailhouse rock” ( муз. Дж. Лейбера, сл.М. Штоллера), «Blue Suede Shoes» ( муз. и сл. К. Перкинса) ,«Unchained melody» ( муз. А. Норта,сл. Х. Зарета) ,исп.  Э . Пресли   ;

 «Summertime»(муз. Дж. Гершвина ,сл. Д. Хейварда  и А. Гершвин ),«Knocking O Heavens Door»( муз. и сл. Б. Дилана); исп. В. Пьер - Мари  

«Старый рояль»  (муз. М. Минкова, сл.Д. Иванова)  ( из кф « Мы из джаза») исп. И. Скляр;  

«Мгновения» ( муз.М. Таривердиева, сл.Р. Рождественского) (из к/ф «Семнадцать мгновений весны»), исп. И. Кобзон;

«Золушка» ( муз. И. Цветкова ,сл. И. Резника) ,«Добрая сказка»
( муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова); исп.Л. Сенчина ;

«Половинка моя» ( муз. и сл. В. Резникова),   «Мишка одессит» (муз. М. Воловац ,сл.В.  Дыховичного), «Кабаре»( муз. Д. Кандера, сл. Ф. Эбба) исп. Л. Долина;

«Маленький Принц»  (муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добролюбова), «Птица-разлука» (муз.О.Шака,сл. А.Вратарева, И. Вратаревой) исп.  Валерия  ;  

« Последняя поэма» (муз. А.Рыбникова, сл. Рабиндpаната  Тагоpа), «Папа, мама, я и джаз»  ( муз. И. Якушенко, ст. Я.Гальперина) ,исп.И. Отиева;

« Арлекино» ( муз.Э. Димитрова, сл. Б.Баркаса ), «Монолог»(, муз. М.Минкова, сл. М.Цветаевой), исп. А. Пугачёва;

«Ангел»( муз. А. Максимова,  ст.М.Пушкиной), «Прощай» (муз. Е. Кобылянского, сл.О. Кормухиной),исп. О . Кормухина;

 «А снег идет» ( муз. А. Эшпая,  сл. Е. Евтушенко), «Желтые ботинки»  (муз.Е. Хавтана, слова Ж. Агузаровой),«Кошки» ( муз. Е.Хавтана,

сл.У.Дж.Смитта), исп. Ж. Агузарова ;

«Candyman» ( муз. и сл.К. и Л. Перри) , «Hurt» (муз. К.Агилеры, Л. Перри ,сл. Марка Ронсона), исп. К. Агилера ;

« I Will Always Love You»( муз. и сл.Д. Партон), « Step By Step»9 муз. и сл. У . Хьюстон); исп.У. Хьюстон  ;

« Single Ladies»( муз. Б. Ноулз,сл. Т. Нэша) ,«Irreplaceable» (муз.Б. Ноулз, Ne-Yo, Т. Э. Хермансена) ,исп. Бейонсе ;

«Санта Мария»(муз. C. Лемеля, сл.СЛебеля),«Pardone Moi ce Caprice DEnfant”( муз. и сл. П. Карли),   « La Paloma Adieu»(муз и сл.С.Ирадье ) , исп. М .Матье ;

 «Прекрасное далёко» (  муз. Е. Крылатова ,  сл.Ю.Энтина), укр.н.п. « Щедрик», « Аве Мария» ( муз. Ф. Шуберта, сл. В. Скотта) ,исп. Большой детский Хор  ЦТ и  Радио СССР;

« За 4 дня до войны»  (муз. В. Осошника, сл. Н. Осошник),  «До свидания, Дания» ( муз. и сл. Е. Колесниковой) , исп. гр. «Волшебники двора»;

« Белые птицы» ( муз. О. Юдахиной, сл.И. Жиганова ) ,«We Will Rock You»( муз. и сл.Ф. Меркьюри, Б. Мэя) , исп. гр. «Непоседы»;

« Adoramus “,  « How shall  I sing  that majesty»,  « Orinoco flow»,   исп.  « Libera»,  хор  мальчиков  англиканской  церкви  г. Лондон , Великобритания  

песни из киномюзиклов  «Каникулы  Петрова и Васечкина» ,  « Мэри Поппинс , до свидания!».

Приложение №2

              В музыкально-педагогической практике широко применяется  наглядно-зрительная форма  для развития творческих качеств учащихся используются компьютерные технологии .  Использование мультимедиа на занятиях даёт возможность наиболее ярко и быстро преподнести разнообразный материал для обучения и воспитания детей . Мультимедиа используются  и  в тех случаях,  когда  необходимо познакомить  учащихся с образцами  высокого  исполнительского мастерства.  Полученные   с  помощью видеозаписи  знания  усиливают восприятие учащимися  учебной информации,  обеспечивают  в  дальнейшем   переход    к  более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.   Просмотр документальных и художественных музыкальных фильмов  -  эффективное средство обучения,  оказывающее  большое  влияние  на   учащихся.  Однако, надо  понимать ,  что качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.  После просмотра фильма  или видеофрагмента следует выяснить у учащихся, что им  было  непонятно, связать  новый  экранный материал  с  ранее  изученным, сделать выводы и  обобщения.

Список   документальных  и художественных  фильмов, рекомендованных  к просмотру по теме.


«Анна Нетребко -  Концерт в Петербурге» ,2010;

  Записи концертов  Муслима Магомаева 1985-89 гг.

«ABBA: Великолепная четверка» (2010)

 «Лариса Долина - Юбилейный концерт в Кремле», 2006 г.;

«Веселые ребята. Дунаевские», 2010 г.;

« Юнона и Авось»  - телеспектакль театра « Ленком» ,1983г.;

« Пелагея. Тропы.» , 2010 г.;

«Sarah  Brightman:  La Luna - Live in Concert», 2001 г.;

« Notre-Dame de Paris»  -  мюзикл , Франция, 1999 г.;

« Мы из джаза» , 1983 г. ;

«Серенада солнечной долины», 1941 г.;

« Весёлые ребята» 1934 г.;

 « Джаз» реж. Кен Бёрнс, 2001 г.;

«Кубанский казачий хор в Кремле (65-летие В.Г. Захарченко)» ,2003 г.;

«Glenn Miller Orchestra - Best musical numbers from film” , 1941-1942 г.,

«Блюз. Лучшее» США, 2004 г.;

«Поющие под дождем”  ,1952 г.;

«Концертная запись Уитни Хьюстон на  бaзе  ВМС США»,  1991 год.

« Порги и Бесс» киномюзикл, США,1993г.;

« Мэри Поппинс , до свидания!» киномюзикл, 1983 г.;

Вокальные телеконкурсы

«Битва хоров»
«Новая звезда»
«Новая волна»
телепроект «Голос», «Голос. Дети».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

жанры русских народных песен

презентаия для урока музыки в 4 классе...

Жанры русских народных песен.

"Жанры русских народных песен" Ход урока:              I этап.  Организация класса. Мотивация (самоопределение) к учебнойдеят...

Жанры казачьих песен.

Конспект урока разработан с целью создания условий для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен, развивать музыкально-языковое мышление учащихся, создать условия для углубления патр...

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...