План работы объединения "Школа молодого педагога".
проект на тему

Демержи Евгения Емануиловна

Данный план работы  с молодыми специалистами построен на основе структуры урока,что позволяет решать методические вопросы преподавания через взаимодействие  и взаимопомощь молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_pedagoga.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого педагога.

И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

В.Драгунский

          Первый год «вхождения» в профессию важен и порой сложен в любой сфере деятельности. Как показала практика, и в педагогической деятельности у молодых учителей возникает большое количество вопросов. Затруднения, как правило, связаны с недостаточным опытом общения с детьми и их родителями; трудностями в применении на практике знаний, полученных в вузе.

        В нашем образовательном учреждении подобные ситуации и трудности призвано решать наставничество в парах (учитель-стажист+молодой педагог). Но чтобы помочь более эффективно и в непринужденной обстановке осуществлять работу по адаптации молодых специалистов, было принято решение организовать школу молодого педагога. Данное объединение предполагает методическую помощь не только более опытного наставника, но и взаимопощь молодых специалистов друг другу; решение общих затруднений, опираясь на взаимовыручку.

     План работы объединения «Школа молодого педагога» выстроен на основе структуры урока. В качестве темы работы на месяц определяется один из этапов урока. В течении месяца у начинающих педагогов есть возможность осуществлять взаимопосещение уроков, уделяя особое внимание предложенному этапу. В конце каждого месяца проводится мастер-класс, на котором педагоги обсуждают работу за текущий месяц, делятся методическими находками, совместно с руководителем определяют пути решения возникших трудностей.

    Так же работа данного объединения предполагает тренинги с психологом. На этих занятиях присутствуют только молодые педагоги с руководителем объединения, что позволяет создать более неформальную обстановку, способствовать сплочению молодых педагогов.

Цель:

Создание условий для успешного «вхождения» начинающих педагогов в профессию.

Задачи:

1.Способствовать быстрому освоению профессиональной культуры;

2. Формировать позитивное отношение к работе педагога;

3. Создавать благоприятную атмосферу для преодоления трудностей в общении с учащимися, родителями и коллегами;

4.  Повышать профессиональную компетентность молодых специалистов.

Ожидаемые результаты:

   -повышение профессиональной компетентности молодых специалистов;

   - осознание ценности профессии «педагог»;

  - умение продуктивно взаимодействовать с коллегами, учащимися, родителями.

План работы школы молодого педагога

Тема

Формы, методы проведения

дата

Организация начала урока

(организационный момент).

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

сентябрь

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

Анкетирование.

(Опросник «Готовность учителя к педагогической деятельности»)

октябрь

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

Психологический тренинг.

ноябрь

Первичное усвоение, проверка, закрепление.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

декабрь

Обобщение и систематизация знаний.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

январь

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

февраль

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

Оценка профессиональных компетенций учителя.

март

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

апрель

Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Взаимопосещение уроков

Круглый стол

(мастер-класс по представлению своего опыта, находок по теме)

Анкетирование

(«Способность учителя к саморазвитию»)

май

                                                                                                                                                                                                      Приложение 1.

ОПРОСНИК

 (Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза в образовательном учреждении.)

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уважаемый коллега! Укажите, готовы ли Вы к педагогической деятельности (обведите цифру).

I. Как Вы считаете, что Вам лучше всего удается в работе?

1. Изложение теоретических вопросов.

2. Воспитание через предмет.

3. Выработка у учащихся практических умений и навыков.

4. Обучение методике решения задач и упражнений.

5. Проведение учебных экскурсий на производство и природу.

6. Внеклассная работа.

7. Деятельность классного руководителя.

II. Чем Вы это объясняете?

1. Люблю предмет.

2. Нравится преподносить учащимся материал в доступной форме.

3. Нравится составлять задания, интересные для каждого учащихся.

4. Имею лучшие знания в этой области.

5. Считаю это более полезным для развития учащихся.

6. Считаю это более легким для учащихся.

7. Нравится делиться накопленным нравственным опытом с учащимися.

8. Нравится делиться с учащимися жизненным опытом и учиться у них самому.

III. Причиной затруднений в Вашей работе является прежде всего то, что Вы:

1. Недостаточно знаете теорию предмета.

2. Слабо владеете технологиями воспитательной работы.

3. Слабо владеете методикой решения задач и упражнений.

4. Слабо владеете необходимыми практическими умениями и навыками.

5. Не умеете проводить учебные экскурсии.

6. Не владеете технологией организации внеклассной работы по предмету.

7. Не владеете необходимыми организаторскими навыками.

8. Не получаете практической помощи от руководителей школы, методического кабинета.

9. Не владеете методикой педагогического анализа.

10. Достаточно консервативны в работе.

11. Недостаточно коммуникабельны в отношениях с коллегами.

12. Испытываете недостаток специальной научно-практической и методической литературы.

13. Не владеете умениями организации самообразовательной деятельности.

Благодарим за работу!

Приложение 2.

АНКЕТА

(Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза в образовательном учреждении.)

СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К САМОРАЗВИТИЮ

Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:

5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности,

4 – скорее соответствует, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее не соответствует,

1 – не соответствует.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой или домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свой возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.

Обработка результатов Анкеты

Посчитайте общую сумму баллов.

75–55 – высокий уровень развития, существует сложившаяся система саморазвития.

54–36 – средний уровень развития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

35–15 – низкий уровень развития, нет ориентации на саморазвитие.

Приложение 3.

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя (А.В. Хуторской).

Составляющие профессиональной компетенции

Базовый уровень

(1 балл)

Промежуточный уровень

 (2 балла)

Уровень профессионала

( 3 балла)

учебный год

учебный год

1. Предметно-методологическая компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета

Учитель изредка следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании  своего предмета. Последние достижения в базовых науках, культуре, связанные  с содержанием предмета слабо отражены в содержании  и способах деятельности учащихся.

В  основном учитель использует традиционные методики, фронтальные способы организации учебной работы, репродуктивные формы работы.

Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству.

 В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса  

Учитель  использует материал  педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов, открытых уроков, для отчетов. Учитель  эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса.

Учитель использует разнообразные методы и приемы эпизодически.

Дидактическое оснащение учебного процесса  требует систематизации для использования.

 Индивидуальные траектории обучения предмету учитель строит только по логике предмета, но не учитывает внутренних ресурсов самого ученика

Учитель  отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике;  следит за современными исследованиями по базовым наукам,  это отражено в оборудовании кабинета, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников.

Учитель  имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. 

Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет: -  организовать индивидуализацию;  -   рационально использовать время и пространство учителя и ученика.

Учитель умеет выстроить индивидуальную траекторию обучения ученика с учетом особенностей его индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности. 

2. Психолого-педагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Учитель  имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика.

Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученика 

Учитель  не имеет целостного представления обо всех ресурсах учебного успеха ученика.

Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины – нечеткие границы,  что мешает  коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником  в  педагогической среде с коллегами

Учитель знает и использует знания о системе учебного  успеха ученика,  знает и реализует в практике положения  теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, при анализе уроков, результативности обучения  учитель активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика. Умеет определить причины учебной неуспешности ученика

3. Коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

Учитель редко уделяет должное внимание стилю и способам общения с обучающимися..

Учитель недостаточно гибко реагирует на ситуативные изменения в общении с коллегами.

Учитель понимает важность развития данной компетенции, но не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с  отдельным ребенком или с отдельными коллегами.

Учитель  умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая разрушающие конфликты, при необходимости умеет перевести конфликт в конструктивный диалог

У  учителя   практически не возникают проблем в общении с   учениками. Учитель успешно работает в профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность.

Умеет при  коллективной работе выполнять разные роли – и лидера, и исполнителя.

4. Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели, не знает и не применяет управленческие технологии в собственной работе, осуществляя свою деятельность как трансляцию учебной информации.

Самоанализ урока, взаимодействия с учеником  чаще всего строится на эмоциях, ощущениях.

Учитель испытывает большие затруднения при подготовки к выступлению на методических объединениях, совещаниях.

Учитель испытывает затруднения в целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса.

 

Учитель способен описать свой опыт. Однако  для  систематизации, структурирования, обобщения, выводов требует помощи.

Каждое выступление учителя требует предварительной редакции.

Учитель владеет технологиями самоанализа, умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

Умеет выделить инвариантную составляющую любого приказа, распоряжения, и творчески реализует вариативность при исполнении.

Учитель может самостоятельно  подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры.

Учитель может транслировать свой опыт через выступления на семинарах и конференциях, полностью самостоятельно подготовив свое выступление.

5. Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент, умение обобщить свою работу.

Учитель  затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.

Потребность в профессиональном росте выражена слабо.

Учитель довольствуется  методическим «багажом», полученным  только в результате собственного опыта.

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом.

Учитель может внедрить инновацию, но для её планирования  и анализа нуждается в научном руководстве.

Учитель  повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая  помощь

Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи.

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования, с минимальной помощью научного руководителя. Учитель умеет  проанализировать результаты внедрения инновации.  

Учитель может разрабатывать авторские педагогические идеи, апробируя их в реальном образовательном процессе, оценивая эффективность их реализации

Учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах.

Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.

6. Компетенция в области валеологии образовательного процесса

Учитель  практически не  владеет знаниями теории о здоровьесбережении обучающихся, нуждается  в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы.

Учитель недостаточно свободно ориентируется в теории науки о здоровьесбережении. 

Может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения  образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму.

Учитель  хорошо разбирается в теории науки о здоровьесбережении, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует знания в реальном учебном процессе. Владеет навыками конструирования  здоровьесберегающей среды во всех трех направлениях: через учебную деятельность; через пространство кабинета; через стиль взаимодействия с учениками и коллегами

Владеет знаниями  и практическими умениями организации учебного и воспитательного  процесса для детей с ограниченными возможностями.

7. Информационно-коммуникативная компетенция:

Учитель находится на начальном этапе становления ИК грамотности. Имеет начальные навыки и умения. Учитель используют ИКТ очень редко в учебном процессе.

Учитель владеет основами ИКТ на среднем уровне.

Учитель эпизодически использует ИКТ.

Учитель владеет основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса.

Учитель  постоянно использует ИКТ.

Критерии уровней сформированности профессиональной компетентности педагогов:

  • Низкий уровень (базовый):     (0 -  1,7) баллов;
  • Средний (промежуточный) уровень: (1,8 – 2,7) баллов;
  • Высокий уровень (уровень профессионала): (2,8 – 3,0) баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с молодыми педагогами.

Статья в сборник, формируемый Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга....

Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"

Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...

Система работы с молодыми педагогами в рамках внедрения проф. стандарта

Проект внедрения модели работы с молодыми педагогами МОУ "Яблоницкая СОШ" в рамках внедрения проф. стандарта...

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

План работы Совета молодых педагогов МАОУ "СОШ №7" города Когалыма на 2016-2017 учебный год

План работы Совета молодых педагогов составлен на один учебный год и  содержит несколько направлений: работу с педагогическими кадрами, организационно-методическую и научно-методическую работу....

План работы с молодым педагогом

План работы с молодым педагогом...

2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.

План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на  2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...