Комплекс физкультминуток для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
компьютерная программа по теме

Важенин Вячеслав Алексеевич

Комплекс физкультминуток предназначен для нозологических групп инвалидов с нарушением зре­ния, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата.

Особенностью комплекса является его коррекционная направленность и разнообразие предложенных упражнений с учетом современных достижений в области адаптивной физической культуры.

Для удобного использования, данный комплекс представлен в виде приложения, который можно использовать на каждом занятии, имея мультимидийное оборудование

https://yadi.sk/d/Az9kkiAK3SwEun

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutka.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

ДЛЯ ОБУЧАЮЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Составители: Н.С. Бутыч, В.А. Важенин,

Л.И. Яркова, Е.Ф. Вохменина

Аннотация

Закон РФ «Об образовании» актуализирует проблему внедрения в практику работы образовательных организаций комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся адекватных условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Двигательные, сенсорные нарушения имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень сохранных функций, что требует постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания и физического развития данной категории обучающихся.

Представленный комплекс физкультминуток предназначен для нозологических групп инвалидов с нарушением зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата.

Особенностью комплекса является его коррекционная направленность и разнообразие предложенных упражнений с учетом современных достижений в области адаптивной физической культуры.

Физкультминутки для лиц с нарушением зрения

Комплекс №1 (сидя)

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их

на 3-5 с

5-6 раз

Укрепление мышечной системы глаз

Быстрые моргания

30-60 с.

Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения

Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев

30-60 с.

«Пальминг». Быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 с, положить теплые ладони на закрытые глаза.

15-20 с.

Закрыть глаза и выполнять вращение головой в течение 10-15 секунд в левую сторону; остановиться, посмотреть наверх

(5 секунд). Затем то же выполнять в правую сторону.

1-2 раза

Коррекция функции пространственной ориентировки

Выпрямить ноги, сильно напрячь мышцы, оттянуть носки. Удерживать напряжение в течение 6-10 секунд, затем расслабить мышцы на 10-15 секунд.

2-3 раза

Коррекция функций дыхательной системы

Комплекс №2

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

В течение 10-15 секунд крепко зажмурить глаза, затем открыть их

2-3 раза

Укрепление мышечной системы глаз

В течение 15-20 секунд потереть ладони. Затем прижать их тыльной стороной к глазным яблокам, держать 10-15 секунд.

30-60 с.

Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения

Опустить голову на грудь и «перекатывать» ее без напряжения из стороны в сторону.

4-6 раз

Коррекция функций дыхательной системы

Стоя в равновесии на одной ноге,  круги руками. То же на другую

10-15 с на каждую

Коррекция функции пространственной ориентировки

Стоя, максимально напрягая мышцы рук и пояса верхних конечностей, кисти сжать в кулаки. Расслабить мышцы, руки свободно «уронить», слегка наклоняясь вперед

3-4 раза

Коррекция скованности и ограниченности движений

Глубоко и плавно вдохнуть, задержать вдох до 10-15 секунд

5-6 раз

Коррекция функций дыхательной системы


Комплекс №3

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

В течение 10 секунд вращать глазными яблоками в одну, затем в другую сторону

1-2 раза

Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения

Кончиками безымянных пальцев левой и правой руки поглаживать веки от переносицы к вискам

10-15 с.

Сконцентрировать взгляд на совмещенных указательных пальцах, находящихся на расстоянии 30-40 см от переносицы; постепенно разводя руки в стороны, фиксировать взгляд правого и левого глаза на соответствующие указательные пальцы

1-2 раза

Коррекция зрительного восприятия: формы, движения (удаление, приближение);

коррекция двигательной функции глаза

Стоя в равновесии на одной ноге,  сгибая другую к груди и опуская плечи, захватить руками голеностоп («группировка»), вернуться в и.п. То же на другую.

10-15 с на каждую

Коррекция функции пространственной ориентировки

Стоя, руки вверх. Напрячь мышцы рук и пояса верхних конечностей. Последовательно расслабить мышцы кистей, предплечья, плеч, опуская руки вниз

1-3 раза

Коррекция скованности и ограниченности движений

Стоя, руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад

2-3 раза

Коррекция осанки

Расправить плечи, сделать вдох. На вдохе максимально втянуть живот, задержать вдох 6-8 секунд. Сделать выдох, расслабиться в течение 10-15 секунд.

1-2 раза

Коррекция функций дыхательной системы

Физкультминутки для лиц с детским церебральным параличом

Комплекс №1 (сидя)

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Смотреть прямо перед собой 2-3 с; перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с

3-4 раза

Коррекция зрительной функции

Поднимание плеч вверх одновременно, опускать сначала одно, затем другое плечо, стараясь держать плечи отведенными максимально назад

8-10 раз

Коррекция функции координации движений;

улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток

Правой рукой обхватить локоть левой руки. Притянуть локоть к противоположному плечу. То же левой.

2-3 подхода

по 5 с.

Отведение плеч назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на 3-5 секунд, а затем вернуться в и.п.

2-3 раза

Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела;

коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы

Руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад

2-3 раза

Коррекция осанки

Глубоко и плавно вдохнуть, задержать вдох до 10-15 секунд.

2-3 раза

Коррекция функций дыхательной системы


Комплекс №2

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение

30-60 с.

Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения

Стоя, плавно опустить вниз левое плечо и одновременно наклонить голову к правому. То же влево

2-3 подхода

по 5 секунд

Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток

Круги руками ладонями вверх, затем ладонями вниз

8-10 раз в каждую сторону

Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток;

коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела

Стоя лицом к спинке стула и держась руками, приседать, не отрывая пяток от пола

10-15 раз

Коррекция мышечной гипотрофии;

 коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы

Стоя, руки вверх, ладони соединены. Потянуться руками вверх и немного назад

2-3 раза

Коррекция осанки

На счет «раз» - короткий вдох; на счет «два» - «шесть» - продолжительный выдох.

2-3 раза

Коррекция функций дыхательной системы


Комплекс №3

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение

30-60 с.

Расслабление глазодвигательных мышц и улучшение кровообращения

Стоя, левой рукой обхватить локоть правой за головой. Наклониться влево. То же вправо

2-3 подхода по 5 с.

Улучшение подвижности плечевого сустава и лопаток

Стоя, отведение плеч назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на 3-5 секунд, а затем вернуться в и.п.

2-3 раза

Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела

Стоя, руки за голову в замок, повороты туловища вправо и влево

5-6 раз в каждую сторону

Коррекция и профилактика возникновения остеохондроза грудного отдела;

коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы

Стоя у стола, руки на опоре, поднимание и опускание на носках

15-20 раз

Коррекция мышечной гипотрофии;

 коррекция функции опороспособности, равновесия, вертикальной позы;

коррекция осанки

Расправить плечи, сделать вдох. На вдохе максимально втянуть живот, задержать вдох 6-8 секунд. Сделать выдох, расслабиться в течение 10-15 секунд.

1-2 раза

Коррекция функций дыхательной системы

Физкультминутки для лиц с нарушением слуха

Комплекс №1

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Стоя на носках, наклоны головы в разных плоскостях

5 раз в каждую сторону

Коррекция вестибулярной функции

Повороты на 90°

3 раза в каждую сторону

Кончиком большого пальца правой руки поочередно коснуться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, то же пальцами левой руки; то же одновременно пальцами правой и левой руки

3 серии

Коррекция моторной сферы

Написание букв одновременно двумя руками в различных направлениях

1-2 раза

Стоя на левой ноге, правую согнуть в колене и подтянуть к груди, круги стопой

10 раз в каждую сторону

Коррекция функции динамического равновесия

То же правой

10 раз в каждую сторону

Стоя на одной ноге, другую согнуть вперед

8-10 сек. на каждую

Коррекция функции статического равновесия

Стоя, руки на пояс, глаза закрыты, «нижнее» дыхание

20 сек.

Коррекция дыхательной функции, статического равновесия


Комплекс №2

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Стоя на носках, повороты головы вправо-влево

5 раз в каждую сторону

Коррекция вестибулярной функции

Повороты на 180°

3 раза в каждую сторону

Кисти обеих рук сжаты в кулаки, движение кистей – кнутри - кнаружи

10 раз в каждую сторону

Коррекция моторной сферы

Стоя на одной ноге, махи вперед-назад другой

8-10 раз на каждую

Коррекция функции динамического равновесия

Стоя, правая стопа впереди левой (стопы на одной линии) руки на пояс, глаза закрыты, «верхнее» дыхание

15 сек.

Коррекция дыхательной функции, статического равновесия

То же, левая впереди, «нижнее дыхание»

15 сек.

Комплекс №3

Упражнения

Дозировка

Коррекционная направленность (рисунок)

Повороты головы при наклоненном туловище

5 раз в каждую сторону

Коррекция вестибулярной функции

Повороты на 360°

2 раза в каждую сторону

Рисование круга одной рукой, а треугольника другой

3 раза

Коррекция моторной сферы

Стоя на одной ноге, другую согнуть вперед, круги бедром

8-10 раз на каждую

Коррекция функции динамического равновесия

То же, круги голенью

8-10 раз на каждую

Стойка на носках

10-15 сек.

Коррекция функции статического равновесия

Стимулирующее шипящее дыхание - полный вдох, задержка и растянутый выдох через рот последовательно из живота, груди, верхушек легких как можно медленнее

2-3 раза

Коррекция дыхательной функции

Список использованных источников:

Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 448 с.

Частные методикиадаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...

Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья

Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...